Галина Владимировна Васильева
Из опыта работы «Развитие элементарных математических представлений с помощью игр, занятий, увлекательных мероприятий»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы по теме «Развитие элементарных математических представлений с помощью игр, занятий, увлекательных мероприятий» В моей теме по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений с помощью игр, занятий, увлекательных мероприятий» игра занимает важное место в развитии детей. Ещё В. А. Сухомлинский говорил: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток понятий, представлений. Игра – это искра, зажигающая огонёк любознательности».
Публикация «Из опыта работы „Развитие элементарных математических представлений с помощью игр, занятий, увлекательных мероприятий“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Темочки
Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В игре ребёнок делает открытия того, что давно известно взрослому. В игре, дети не ставят каких- либо целей, они просто играют.
. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике.
Свою работу над темой «Развитие элементарных математических представлений дошкольников с помощью игр, занятий, увлекательных мероприятий» я начала 3 года назад с детьми подготовительной группы. Почему я взяла эту тему?
Работая с детьми подготовительной группы, я более углубленно обратила внимание на развивающие игры Б. П. Никитина, на занимательные задачи для дошкольников З. А. Михайловой. Изучая этот материал, я поняла, что детям не хватает этих элементарных математических представлений. И я провела с детьми диагностику, по результатам которой поняла, что у многих детей слабо развито пространственное воображение, графические способности, умение анализировать. Это можно решить, используя занимательный математический материал.
Прежде, чем начать работу я определила её цель - способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей.
И мною были поставлены задачи:
1. Развивать у ребёнка познавательный интерес, желание и потребность узнать новое.
2. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.
3. Развивать речь ребёнка, конструктивные способности.
4. Способствовать развитию мелкой моторики рук, пространственного мышления и творческого воображения, умения сравнивать, анализировать и сопоставлять.
5. Доставлять детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
6. Повышать педагогическую компетентность родителей в интеллектуальном развитии ребёнка.
Для реализации поставленных задач, в работе с детьми использую следующие виды развивающих игр, направленных на интеллектуальное развитие ребёнка :
1 игры- экспериментирования с различным материалом (игры с водой, бумагой, песком и т. д.)
2 дидактические игры («Найди ошибку», «Форма», «Фигура», «Цвет и форма», головоломки, лабиринты)
3 развивающие игры : Блоки Дьенеша, геоконт, палочки Кюзенера, кубики Никитина, Колумбово яйцо, Монгольская игра.
Как воспитателю, мне предстояло решать задачи : как формировать личностные качества ребёнка, развивать внимание, память, речь, прививать навыки культурного общения, умения вести диалог с взрослыми, общаться со сверстниками.
Работая с детьми в подготовительной к школе группе, была возможность наблюдать особенности восприятия детьми занимательного математического материала, который предлагала им на занятиях, во время утреннего приёма, на прогулках, в часы самостоятельной игровой деятельности и во второй половине дня.
В группу приобрели выпускаемые промышленностью настольно-печатные игры, которые позволяли развивать логическое мышление, навыки счета, знакомили с цифрами, способствовали развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости.
В беседе перед играми старалась подробно разъяснить детям правила игры, обращаясь к их игровому опыту, находя вместе с детьми игры, разные по содержанию, но построенные по одному правилу. Разнообразные лото, домино помогали закрепить полученные знания и поупражняться в классификации. Особое место было отведено геометрическим головоломкам, мозаике, конструкторам, шашкам. Игровая мотивация и занимательность были незаменимы при отработке многих навыков, которые требовали монотонных повторений.
В подготовительной к школе группе широко использовала занимательный материал, направленный на упражнение детей в счете и отсчете предметов, в группировке предметов по разным признакам. Изучение количественных отношений, определение большего и меньшего числа сочетала с игровыми упражнениями в счете с участием различных анализаторов (игры на счет звуков, движений, предметов путем обследования).
Для упражнения в запоминании чисел использовала логические упражнения, задачки, занимательные вопросы. При обучении детей формулировке арифметических действий были незаменимы стихотворения и загадки математического содержания. Приемы и методы ТРИЗ с успехом использовались мной для развития изобретательской смекалки, творческого воображения, мышления. Целью применения элементов данной технологии было не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, математических закономерностей. С помощью приемов ТРИЗ учила детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия, а разрешение противоречий — это шаг к развитию мышления.
В конце мая мною была проведена повторная, итоговая диагностика по ФЭМП. Из неё было видно, что дети освоили материал. Они легко раскладывали число на два меньших, моделировали геометрические фигуры, ориентировались на ограниченной поверхности, решали задачи.
Дети младшего дошкольного возраста, пришедшие ко мне, не посещали детский садик. Проводя занятия, я заметила, что они редко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты. Из Меня это насторожило, я сделала диагностику детей по ФЭМП (высокий -15%, средний -29%, низкий -56%) и выявила детей, особо нуждающихся в моей помощи. Дети слабо знали основные цвета спектра, путали синий цвет с зелёным, многие не знали геометрические фигуры, путались в счёте. Практика использования развивающих игр, способствовала устранению пробелов в знаниях у детей.
Свою работу в каждой возрастной группе я начинала с составления перспективного плана. Разработала конспекты по каждой возрастной группе.
Для успешного решения задач, необходим индивидуальный подход в обучении и воспитании детей. Именно такой подход помогал мне создать представление о каждом ребёнке и вовремя влиять на его развитие. В этом помогают мне игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюзенера с их ориентацией на индивидуальный подход, с их универсальностью в решении разнообразных обучающих и воспитательных задач, с их привлекательностью с эстетической точки зрения.
В своей работе я опираюсь на принципы организации игр:
1 Отсутствие принуждения.
2 Развитие игровой динамики (от малых успехов к большим успехам).
3 Поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей.
4 Переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к более сложным.
5 Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребёнка в воспитательный процесс.
Также в своей работе с детьми я использую коллективные игры, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Это такие игры, как: «Домино», «Дорисуй», «Пазлы», «Цветные автомобили», «Опиши фигуру», «Шашки» и т. д.
В этих играх, кроме обучающих задач, я ставлю перед собой задачи личностного характера:
- научить работать коллективно;
- придерживаться определённых правил;
- уметь проигрывать, но стремиться к победе честным путём;
- воспитывать чувство товарищества, сопереживания, сочувствия к проигравшему.
Немаловажную роль занимает организация самостоятельной деятельности в специально организованной развивающей среде. В свободном пользовании у детей находятся разнообразные логико-математические игры : «Форма», «Фигура», «Геометрическая мозаика», «Палочки Кюзенера», «Танграм», «Блоки Дьенеша», игры Б. П. Никитина («Сложи узор», «Кубики для всех», «Сложи квадрат», рамки и вкладыши Монтессори и другие.
Также в своей работе я использую задачи на смекалку, головоломки. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребё нку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.
Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка в доме, семье.
Мною были выделены некоторые направления совместной деятельности воспитателя и родителей:
1 Информировать родителей о задачах и содержании логико-математических и развивающих игр, используемых в детском саду.
2 Создание обогащённой развивающей среды в семье.
В своей работе я использую литературу:
1 З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
2 Б. П. Никитин «Развивающие игры»
3 Л. А. Венгер «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»
4 И. А. Помораева «ФЭМП» (система работы в старшей группе детского сада)
5 В. П. Новикова «Математика в детском саду» (младший дошкольный возраст)
6 Мария Фидлер «Математика уже в детском саду»
Опыт показывал, что подобранные мною игры, способствовали развитию самостоятельной, познавательной деятельности детей.