Ольга Куприянова
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством
Слайд № 1
«Игра-это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Слайд №2
Темочки:
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Сегодня, а тем более завтра математика необходима огромному числу людей различных профессий. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение математических представлений, которые активно влияют на формирование умственной деятельности. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дидактическая игра требует усидчивости, использование мыслительного процесса, в игре ребенок легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые знания, развивает наблюдательность, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности.
В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в ФЭМП посредством дидактических игр.
Слайд №3
Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольном возрасте определено рядом причин.
1. Игровая деятельность, как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения.
2. Освоение НОД, включение в нее детей идет медленно.
3. Имеются возрастные особенности детей связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольно развитой памятью, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.
4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация.
Слайд №4
Гипотеза - если применять дидактическую игру в НОД математики то активизируется познавательная деятельность
Новизна опыта заключается в использовании различных игровых методов форм при проведении непосредственной образовательной деятельности по математике. В дидактической игре есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способом действий, каждая из игр решает конкретную дидактическую задачу по совершенствованию представлений детей.
Слайд №5
Цель: Выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в непосредственной образовательной деятельности ФЭМП у дошкольников.
Задачи
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Изучить и определить теоретические предпосылки исследования игры, как метода обучения в ДОУ в современной педагогической литературе.
3. Изучить передовой педагогический опыт использования игры как средства организации познавательной деятельности в процессе обучения математики.
4. Разработать систему занятий по ФЭМП с использованием дидактических игр.
5. Изучить на практике воздействия дидактической на мыслительные процессы дошкольников.
5. Активизировать совместную деятельность родителей и воспитателя в НОД ФЭМП.
Для решения задач были использованы методы:
Анализ педагогической и психологической литературы по данной проблеме
Наблюдение
Диагностика
В своей работе использовала технологии:
1. Игровые
2. Информационно-коммуникативные
3. Здоровьесберегающие
4. Личностно - ориентированные
5. Технологии проектной деятельности
6. Технологии исследовательской деятельности
Исследование проводилось в три этапа.
1 этап - подготовительный (июль - август)
2 этап - основной (сентябрь - май)
3 этап - аналитический (май)
На подготовительном этапе разрабатывается системный комплекс образовательной деятельности с использованием дидактических игр, анализируется, сравнивается передовой опыт, сбор информации, диагностика.
Основной предполагает проведение непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП с использованием дидактических игр в течение учебного года.
На заключительном этапе анализируются результаты проведенной работы и планируется ее усовершенствование и продолжение в подготовительной группе.
Предполагаемый конечный результат : использование дидактических игр способствует ФЭМП дошкольников.
Слайд №7
Условно дидактические игры по ФЭМП можно разделить на следующие группы:
1. Игры с числами и цифрами.
2. Игры путешествие во времени.
3. Игры на ориентировку в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
Слайд №8
Предлагаю вашему вниманию описание игры на ориентировку в пространстве» Расскажи про свой узор».
Слайд №9, 10, 11
Для комплексного подхода к развитию мышления важным является организация предметно - развивающей среды, при этом яркость, безопасность, доступность, свобода выбора, насыщенность, должна соответствовать возрастным особенностям и интересам.
Слайд №12
Критерии определения результативности опыта
1. Количество и счет
2. Величина
3. Форма
4. Ориентировка в пространстве
5. Ориентировка во времени
6. Развитие навыков мышления, памяти, творческих способностей.
Слайд №13
Большую помощь в работе с детьми мне оказывают их родители, я свою очередь готовлю презентации по изученной теме.
Работа над этой темой еще не завершена, она находится в стадии исследования, но исходя из данных таблицы, мы видим положительную динамику освоения образовательного материала путем систематического использования дидактических игр в работе с дошкольниками.
Слайд №14
В результате моей работы, дети стали более активны, используют полные ответы, их ответы основаны на доказательствах, стали более самостоятельны, улучшилась память, умение рассуждать, думать.