Ирина Ворошилова
Развитие экологического самосознания дошкольников посредством проведения природоохранных акций
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИРОДООХРАННЫЕ АКЦИИ
Ворошилова Ирина Николаевна
Россия, городской округ город Бор,
e-mail : irinavorosh@yandex.ru
Аннотация. Подготовить любого ребенка к тому, чтобы жить с пониманием главных проблем меняющегося мира, а также снабдить каждого навыками и приемами, необходимыми для плодотворного участия в улучшении жизни и окружающей среды со всей ответственностью - общая цель всех экологических проектов, реализуемых в детском саду №15 «Солнышко». В статье рассматривается реализация природоохранных акций, являющихся оптимальной формой работы с детьми для развития у них представлений о взаимосвязи человека с природой.
Публикация «Развитие экологического самосознания дошкольников посредством проведения природоохранных акций» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экологические акции в детском саду
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
На современном этапе развития общества наиболее актуальной становится проблема взаимоотношения человека с окружающей средой. Деятельность человека в развивающемся обществе наряду с созидательными успехами оказывает нежелательные влияния на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера. Формирование экологического мировоззрения дошкольников и их семей - одно из приоритетных направлений педагогической работы МБДОУ детский сад №15 «Солнышко». К этому есть все основания. В нашем городе на протяжении нескольких лет реализуется уникальный для Нижегородской области проект компании «Магистраль Инвест» по раздельному сбору мусора. Один из авторов этой идеи - депутат Законодательного Собрания Нижегородской области Дмитрий Борисович Чугрин. Он стал инициатором проведения природоохранной акции «Сделай свой город чистым» в нашем детском саду. Участие в ней детей и родителей – это уникальная возможность проявить себя и принести пользу окружающей природе родного края. Каждый человек мечтает жить в красивом чистом городе. Как сохранить чистоту города? Мусор – зрелище не из приятных. И разве не заботит нас, по каким улицам мы ходим, что нас окружает - чистота или захламленность. Наша планета ждет нашей помощи, если мы не будем убирать за собой, она превратится в свалку. Акция «Сделай свой город чистым» направлена на формирование активной жизненной позиции, помогает убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него, зависит состояние окружающей среды и даже маленький человек способен изменить в лучшую или худшую сторону свое окружение. Мы поставили перед собой следующие задачи: сформировать систему знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; сформировать потребности и привычки экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни; развить систему практических умений по оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности. Нами была определена структура природоохранной акции, которая включала в себя следующие четыре взаимосвязанных этапа. Подготовительный этап - направлен на погружение детей в проблематику темы данной акции, с дальнейшим обозначением комплекса мероприятий и прогнозированием практической деятельности природоохранного характера. Познавательно-исследовательский этап - направлен на формирование у детей умений определять простые экологические проблемы и находить способы их решения путем использования исследовательских методов и приемов. Практический этап - направлен на формирование умений и навыков природоохранной деятельности детей, применение основ экологических знаний в природоохранной деятельности, соблюдение правил поведения в природе. Пропагандистский этап - направлен на пропаганду экологических знаний, на воспитание устойчивого, эмоционально-ценностного отношения к природе у сверстников, младших дошкольников и взрослых, вовлечение их в природоохранную деятельность на закрепление основ экологических знаний детей, на воспитание устойчивого эмоционально-ценностного отношения к природе. Проведение природоохранной акции представляло собой комплексную систему мероприятий, реализация которых прошла через различные формы и методы экологического образования и виды детской деятельности. Вместе с детьми беседовали о мусоре, какие виды мусора бывают, размышляли, чем он вреден. Разучивали стихотворение «Мусорная фантазия» Андрея Усачёва. Для поддержания интереса к теме и закреплению знаний создали и показали детям презентации: «Мусор – наш враг» и «Чудеса из мусора». Реализовывали проекты: «Что можно сделать с массой бытовых отходов?», «Как можно использовать предметы, которые попали в мусорную корзину?». Проводились опыты «Сделаем из макулатуры новую бумагу». Дети с желанием занимались уборкой территории на участках детского сада. Проводился конкурс совместного семейного творчества по изготовлению поделок из бытовых отходов на тему: «Вторая жизнь упаковки», плакатов, посвященных охране окружающей среды. Акция сопровождалась наглядной агитацией : листовками, буклетами, памятками, плакатами. Результатом работы стало проведение развлечения «Чистый город», участниками которого были воспитанники старшей и подготовительной к школе группы, родители, педагоги; оформлена книга, в которой собраны экологические стихи, творческие рассказы и сказки, сочиненные детьми совместно с родителями, их рисунки, фотографии. Опыт работы детского сада по данному направлению был представлен в СМИ по Борскому телевидению. Проведение природоохранной акции «Сделай свой город чистым» стало хорошей традицией нашего детского сада. Участие в ней помогает накопить детям первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений о природе и получить необходимые навыки природоохранной деятельности.
Список литературы.
1. Залкинд, Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. Залкинд. // Дошкольное воспитание. - 2010. - №1. – С. 110 - 114.
2. Кучина, С. Давайте любить землю / С. Кучина // Дошкольное воспитание. - 2004. -№7. – С. 54-59.
3. Николаева, Т. Экология детства // Дошкольное воспитание. - 2006.-№7. –С. 115- 118.
4. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с.