Лучший педагог года

Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством игры

Анна Белоусова
Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством игры
▼ Скачать + Заказать документы

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

Публикация «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством игры» размещена в разделах

В наше время информационных технологий наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей. Современные дети живут в мощном потоке информации. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество не умеют, не умеют правильно поставить вопрос и дать полный развернутый ответ, построить диалог, придумать рассказ. У них бедный словарный запас. Речь детей не достаточно активна, засорена нелитературными словами и выражениями.

Это обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей, существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей, глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе.

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

Развитие коммуникативных навыков наиболее оптимально через игровую деятельность, потому что это интересно и близко ребёнку. В игре ребёнок общается, ведёт диалог с другими детьми и взрослыми, его окружающими. Важной является и монологическая речь детей, которую они ведут в игровой деятельности.

Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Так же они используются для закрепления словаря детей, культуры поведения, навыков общения.

Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора.

Задача заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.

Можно использовать следующие виды игр:

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д.

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения («Волшебная коробочка», «Весёлые пальчики»).

Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.

Несомненно, игры являются мощнейшим средством для развития коммуникативных навыков у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Но часто бывает так, что мамы и папы считают, раз ребенок ходит в садик, то он должен развиваться там и нет необходимости занимать его дома сложными упражнениями. Но это мнение ошибочно. Стоит проверять ваше чадо, просить рассказывать о том, чем он занимается в детском саду, следить за речью, читать, рассказывать сказки, учить стихотворения, и всячески проверять, насколько хорошо развивается ваш ребенок.

Предлагаем вам речевые игры, в которые можно играть между делом и где угодно: дома на кухне, на прогулке, в транспорте или дорожной пробке.

Такие игры не предусматривают какие-то траты или приготовления, нужно только родительское желание и фантазия.

«Семейная олимпиада»

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Например: трава (какая она) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

«Найди по цвету»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число, а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное - яблоко, кресло, платье.

Желтая - репа, краска, сумка.

Синий - василек, баклажан, карандаш.

«Скажи наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот … светло, друг … враг, день … ночь, радость … грусть (печаль) и т. д.

«Выбери правильное слово»

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

«Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, дей-ствия.

- Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый. помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт. гранат».)

«Закончи фразу»

Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

- Закончи фразу:

1. Подушка мягкая, а скамейка. (жесткая). Пластилин мягкий, а камень. (твердый).

2. Ручей мелкий, а речка. (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а клубники. (крупные).

3. Кашу варят густую, а суп. (жидкий). Лес густой, а иногда. (редкий).

4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду. (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим. (вареный).

5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал. (черствый). Летом мы ели свежие огурцы, а зимой. (соленые). Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет. (грязный).

- Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется.

- Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (рез-кий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать краси-во); золотые волосы (красивые, блестящие?

Освоив данные речевые игры, ребенок будет чувствовать себя более уверенно в любой компании. Это тоже очень важно для ребенка, идущего в школу. Он сможет предложить друзьям интересные игры, объяснить правила, объяснить свою точку зрения.

Необходимо также помнить: в той семье, где взрослые говорят красиво, на уровне литературного языка – дети усваивают речь быстрее и лучше. Потому что речь у дошкольника формируется по подражанию.

Список литературы

1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2010. - 213 с.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1985. - 160 с.

3. Елкина Н. В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста. : Автореф. дис. … канд. пед. наук. - М, 2008. - 107 с.

4. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просве-щение, 2011. - 159 с.

5. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. - М. : Изд-во «ВЛАДОС», 2010. - 147 с.

6. Фесюкова Л. Б. От трех до семи. - Фолио,1996.- 446 с.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в хореографии»Конспект НОД «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в хореографии» Конспект непосредственно образовательной ситуации «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в хореографии» в рамках хореографического.

Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Слово.

Картотека игр и упражнений на развитие коммуникативных навыков у дошкольников Разминка "Ласковое приветствие" Ведущий предлагает, передавая "волшебную палочку" по кругу лаского здороваться со своим соседом. При этом.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие коммуникативных навыков у детей c ЗПР посредством овладения Лего-конструированием» Мастер-класс для воспитателей. «Развитие коммуникативных навыков у детей c ЗПР посредством овладения ЛЕГО-конструированием». Воспитатель.

Проект «Воспитание коммуникативных навыков у дошкольников посредством ознакомления с фольклором» ВВЕДЕНИЕ В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда средства массовой информации и всеобщая компьютеризация, зачастую.

Программа занятий по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников «Подвижные игры» Программа занятий по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников «Подвижные игры» Введение В настоящее время, когда даже дошкольники.

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности О. В. ДАЦКО Старший воспитатель МБДОУ №21 «Колосок» ст. Приазовской Приморско-Ахтарского района Краснодарского края РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ.

Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников посредством речевых игр СЛАЙД №1 Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные.

Сообщение из опыта работы «Роль игры в формировании коммуникативных навыков дошкольников» Сообщение из опыта работы «Роль игры в формировании коммуникативных навыков дошкольников» Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории.

Творческий проект «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников» «Развитие социально- коммуникативных навыков дошкольников посредством работы в художественно- музыкальной студии «БУРАТИНО»» Воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством игры
Опубликовано: 12 февраля 2017 в 16:21
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством игры» (включая файлы) размещена пользователем Анна Белоусова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД