Папки-передвижки

Сообщение из опыта работы «Развитие речи дошкольников 2–3 лет в процессе экологического воспитания»

Татьяна Кротова
Сообщение из опыта работы «Развитие речи дошкольников 2–3 лет в процессе экологического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном обществе проблема речевого развития стоит особенно остро. Большая занятость родителей работой, не дают возможности полноценно общаться со своими детьми.

Публикация «Сообщение из опыта работы „Развитие речи дошкольников 2–3 лет в процессе экологического воспитания“» размещена в разделах

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессах. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Именно из этих побуждений, работая с детьми 1-й младшей группы по основной общеобразовательной программе МБДОУ д/с №53, разработанной с учетом примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, я пришла к выводу, что моя тема особенно актуальна на сегодняшний день.

Основная цель моей работы – развитие речи детей в процессе обогащения представлений об окружающей природе.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи- диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности

развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

• практически овладевать воспитанниками нормами речи.

Решая данные задачи, я использовала следующие формы работы :

• Организованная образовательная деятельность;

• Образовательная деятельность в ходе режимных моментов;

• Самостоятельная деятельность детей

• Взаимодействие с семьями воспитанников

Методы и приемы:

• целевые прогулки и наблюдения за живыми объектами - обитателями экологической комнаты;

• словесные и дидактические игры с экологическим содержанием.

Я работаю с детьми 1 младшей группы, возраст 2-3 года.

В начале работы я провела мониторинг речевого развития детей ( по следующим критериям : понимание речи, активная речь детей в процессе ознакомления с животными. Выявила следующее: среди 18 детей- 8 детей в возрасте с двух до тех лет хорошо понимают речь, отвечают на вопросы, называют части тела животных, знают, чем они питаются, 10 детей понимают мою речь, но говорят лишь отдельными звукопроизношениями (гав-гав, ав- ав и т. д.)

Исходя из результатов обследования детей, я наметила в своей работе личностно – ориентированный подход, т. е. раскрытие индивидуальных способностей ребенка, как личности. Адаптировала уже известные методы и приемы к условиям группы и возрастным особенностям детей в формировании речи ребенка.

Например, при обучении детей в непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой, я использую: наглядные методы (наблюдение, рассматривание картин, игрушек); разнообразные словесные методы (чтение художественных произведений, рассказы природоведческого характера), прогулки по экологической тропе, игровые методы (дидактические игры, подвижные игры и т. д.)

При проведении наблюдений стараюсь формировать основы взаимодействия детей с природой – рассматривать их, не нанося им вред. Проводя наблюдения, стараюсь формировать представления о природных изменениях, обогащая при этом словарный запас и развивая грамматику. За повадками животных мы наблюдаем в экологической комнате, обращая внимание при этом на природоохранный компонент (пушистый кролик, которого надо угостить морковкой, голосистый петушок, которому принесли зернышки и т. д.)

Свою непосредственно образовательную деятельность я часто начинаю с чтения потешек, небольших стихотворений. Например, при ознакомлении детей с домашними животными, использовала следующие потешки «Мохнатенькая, усатенькая, молочко пьет, песенки поет», или «отворилась тихо дверь- и вошел усатый зверь. Сел у печки, жмурясь лапкой. Берегись мышиный род-На охоту вышел… (кот).

При рассматривании игрушек, сюжетных картинок задаю конкретные, четко сформулированные вопросы, которые уточняют представление о названии животного (кто это, его действие (что делает) внешний вид (какого цвета шёрстка?)Учитывая особенности возраста, иногда задаю наводящие вопросы, в которых есть варианты ответов. Например: «Уши у зайца длинные или короткие?», «Зайка бывает серый или белый?»,

При описании животных и растений использую разные части речи : прилагательные, наречия, глаголы. На повторных занятиях речевая активность детей заметно возрастает.

Также с воспитанниками провожу целевые прогулки, которые сопровождаются играми, забавами: «Побегаем по шуршащим листьям», «Соберем шишки – сделаем веселых человечков» и др. Важно, чтобы малыши двигались, знакомились с явлениями природы, с растительным и животными миром.

Уже с младшего возраста знакомлю детей с правилами бережного отношения к природе: растения необходимо поливать, животных надо кормить, нельзя рвать цветы, листья, причем стараюсь это делать на положительном эмоциональном фоне.

При ознакомлении с природой использую дидактические игры с предметами, настольно – печатные и словесные:

1. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Поставь цветок в вазу такого же цвета», которые помогают знакомить детей с листьями, цветами, фруктами, овощами и закреплять употребление существительных, прилагательных, наречий в речи детей.

2. Словесные игры: «Кто летает, бегает, прыгает»

3. Подвижные игры «По тропинке», «Через ручеек», «Солнышко и дождик», «Птички летают», «Зайка беленький сидит.».

В результате моей работы увеличился активный словарь детей, дети чаще стали использовать в речи прилагательные, глаголы, наречия, малыши научились строить несложные фразы, состоящие из 2- 4 слов, у детей сформированы умения отвечать на простейшие вопросы расширились представления о природе и животном мире. Дети называют и отличают ель, березу, «трава – дерево», называют животных: кошка, собака, медведь, лиса, заяц, ежик, рыбы, корова, коза, волк. Знают диких и домашних животных. Говорят, что дикие животные живут в лесу, а домашние – дома.

В результате промежуточного мониторинга возросло количество детей с высоким и средним уровнем развития.

Литература.

1. Программа «От рождения до школы» по редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, В. В Гербовой

2. О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе»

3. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе»

4. С. Н. Теплюк «Занятия на прогулке с малышами»

5. И. В. Кравченко. Прогулки в детском саду.

6. З. Ф. Аксенова. Войди в природу другом.

7. Н. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим.

Публикации по теме:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе экологического воспитания Цель. Развивать познавательный интерес у дошкольников к экспериментально-исследовательской деятельности. Воспитание экологического сознания.

Развитие интереса детей к математике через дидактические игры. (сообщение из опыта работы)Развитие интереса детей к математике через дидактические игры. (сообщение из опыта работы) В 2013 году была утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации, которая представляет собой систему взглядов.

Сообщение из опыта работы «Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности» Тема: «Создание условий, способствующих развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности». Актуальность выбранной.

Сообщение из опыта работы для педагогов ДОУ Тема: «Развитие конструктивных навыков у детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ Тема:.

Сообщение из опыта работы «Использование игровых приемов при ознакомлении дошкольников с историей России» Петрунива Л. И., воспитатель МАДОУ ДС №11 «Колокольчик» История России – очень важная, значимая, интересная, но вместе с этим сложная для.

Сообщение из опыта работы «Развитие у детей элементарных математических представлений в подготовительной группе» Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеет работа по развитию элементарных математических представлений.

Сообщение из опыта работы «Применение дыхательной гимнастики в речевом развитии дошкольников» Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки, а так же вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной.

Сообщение из опыта работы «Трудовое воспитание дошкольников» Сообщение из опыта работы «Трудовое воспитание дошкольников» Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский – «Воспитание.

Сообщение «Значение экологического воспитания для развития речи ребенка» Уже несколько лет я работаю по теме "Значение прогулки при ознакомлении дошкольников с ОВЗ с природой". Я считаю, что, прививая детям любовь.

Творческий отчёт Познавательное развитие детей в процессе экологического воспитания.Творческий отчёт Познавательное развитие детей в процессе экологического воспитания. Пусть будет в человеке все прекрасно. И мысли, и поступки, и душа! В гармонии с природой и с собою На свете чтобы жили малыши, Воспитывайте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Развитие речи дошкольников 2–3 лет в процессе экологического воспитания»
Опубликовано: 18 января 2017 в 13:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение из опыта работы «Развитие речи дошкольников 2–3 лет в процессе экологического воспитания»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кротова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД