Татьяна Кротова
Сообщение из опыта работы «Развитие речи дошкольников 2–3 лет в процессе экологического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном обществе проблема речевого развития стоит особенно остро. Большая занятость родителей работой, не дают возможности полноценно общаться со своими детьми.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессах. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.
Именно из этих побуждений, работая с детьми 1-й младшей группы по основной общеобразовательной программе МБДОУ д/с №53, разработанной с учетом примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, я пришла к выводу, что моя тема особенно актуальна на сегодняшний день.
Основная цель моей работы – развитие речи детей в процессе обогащения представлений об окружающей природе.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи- диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности
• развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
• практически овладевать воспитанниками нормами речи.
Решая данные задачи, я использовала следующие формы работы :
• Организованная образовательная деятельность;
• Образовательная деятельность в ходе режимных моментов;
• Самостоятельная деятельность детей
• Взаимодействие с семьями воспитанников
Методы и приемы:
• целевые прогулки и наблюдения за живыми объектами - обитателями экологической комнаты;
• словесные и дидактические игры с экологическим содержанием.
Я работаю с детьми 1 младшей группы, возраст 2-3 года.
В начале работы я провела мониторинг речевого развития детей ( по следующим критериям : понимание речи, активная речь детей в процессе ознакомления с животными. Выявила следующее: среди 18 детей- 8 детей в возрасте с двух до тех лет хорошо понимают речь, отвечают на вопросы, называют части тела животных, знают, чем они питаются, 10 детей понимают мою речь, но говорят лишь отдельными звукопроизношениями (гав-гав, ав- ав и т. д.)
Исходя из результатов обследования детей, я наметила в своей работе личностно – ориентированный подход, т. е. раскрытие индивидуальных способностей ребенка, как личности. Адаптировала уже известные методы и приемы к условиям группы и возрастным особенностям детей в формировании речи ребенка.
Например, при обучении детей в непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой, я использую: наглядные методы (наблюдение, рассматривание картин, игрушек); разнообразные словесные методы (чтение художественных произведений, рассказы природоведческого характера), прогулки по экологической тропе, игровые методы (дидактические игры, подвижные игры и т. д.)
При проведении наблюдений стараюсь формировать основы взаимодействия детей с природой – рассматривать их, не нанося им вред. Проводя наблюдения, стараюсь формировать представления о природных изменениях, обогащая при этом словарный запас и развивая грамматику. За повадками животных мы наблюдаем в экологической комнате, обращая внимание при этом на природоохранный компонент (пушистый кролик, которого надо угостить морковкой, голосистый петушок, которому принесли зернышки и т. д.)
Свою непосредственно образовательную деятельность я часто начинаю с чтения потешек, небольших стихотворений. Например, при ознакомлении детей с домашними животными, использовала следующие потешки «Мохнатенькая, усатенькая, молочко пьет, песенки поет», или «отворилась тихо дверь- и вошел усатый зверь. Сел у печки, жмурясь лапкой. Берегись мышиный род-На охоту вышел… (кот).
При рассматривании игрушек, сюжетных картинок задаю конкретные, четко сформулированные вопросы, которые уточняют представление о названии животного (кто это, его действие (что делает) внешний вид (какого цвета шёрстка?)Учитывая особенности возраста, иногда задаю наводящие вопросы, в которых есть варианты ответов. Например: «Уши у зайца длинные или короткие?», «Зайка бывает серый или белый?»,
При описании животных и растений использую разные части речи : прилагательные, наречия, глаголы. На повторных занятиях речевая активность детей заметно возрастает.
Также с воспитанниками провожу целевые прогулки, которые сопровождаются играми, забавами: «Побегаем по шуршащим листьям», «Соберем шишки – сделаем веселых человечков» и др. Важно, чтобы малыши двигались, знакомились с явлениями природы, с растительным и животными миром.
Уже с младшего возраста знакомлю детей с правилами бережного отношения к природе: растения необходимо поливать, животных надо кормить, нельзя рвать цветы, листья, причем стараюсь это делать на положительном эмоциональном фоне.
При ознакомлении с природой использую дидактические игры с предметами, настольно – печатные и словесные:
1. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Поставь цветок в вазу такого же цвета», которые помогают знакомить детей с листьями, цветами, фруктами, овощами и закреплять употребление существительных, прилагательных, наречий в речи детей.
2. Словесные игры: «Кто летает, бегает, прыгает»
3. Подвижные игры «По тропинке», «Через ручеек», «Солнышко и дождик», «Птички летают», «Зайка беленький сидит.».
В результате моей работы увеличился активный словарь детей, дети чаще стали использовать в речи прилагательные, глаголы, наречия, малыши научились строить несложные фразы, состоящие из 2- 4 слов, у детей сформированы умения отвечать на простейшие вопросы расширились представления о природе и животном мире. Дети называют и отличают ель, березу, «трава – дерево», называют животных: кошка, собака, медведь, лиса, заяц, ежик, рыбы, корова, коза, волк. Знают диких и домашних животных. Говорят, что дикие животные живут в лесу, а домашние – дома.
В результате промежуточного мониторинга возросло количество детей с высоким и средним уровнем развития.
Литература.
1. Программа «От рождения до школы» по редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, В. В Гербовой
2. О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе»
3. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе»
4. С. Н. Теплюк «Занятия на прогулке с малышами»
5. И. В. Кравченко. Прогулки в детском саду.
6. З. Ф. Аксенова. Войди в природу другом.
7. Н. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим.