Папки-передвижки

Опыт работы «Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания дошкольников»

Анна Казакова
Опыт работы «Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания дошкольников»

Уважаемые коллеги, я, Казакова Анна Викторовна, представляю вашему вниманию инновационный педагогический опыт работы на тему : «Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания».

Публикация «Опыт работы „Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания дошкольников“» размещена в разделах

«Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего мир природы. с

безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования направлены сегодня на достижение целей развития у детей личностных интегративных качеств, познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности и являются одной из важнейших задач современного образования.

Если верить словам песни, то, возможно, будущее наших детей - «Прекрасное далеко…». Какой же выбрать путь в подготовке малышей к жизни, чтобы прекрасное далеко не было к ним жестоко.

Проблема развития личностных интегративных качеств особенно актуальна, так как они обеспечивают дошкольникам социализацию к жизни, успешное обучение в школе. На сегодняшний день ясно, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует модернизация в образовании и инновации, которые внедряются в образовательный процесс с учётом Федеральных государственных образовательных стандартов.

Новизна опыта

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребёнка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко изменё нного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Рассмотренная актуальность и новизна проблемы позволила определить основную цель моей работы :

Раскрытие возможностей экологического воспитания как средства развития личностных интегративных качеств дошкольников.

Гипотеза:

Целенаправленное и систематическое использование интерактивных педагогических технологий в процессе экологического воспитания способствует развитию личностных интегративных качеств дошкольников.

В ходе исследования для проверки гипотезы и достижения цели мною были поставлены задачи теоретического и практического характера:

повысить профессиональную компетентность в вопросах экологического воспитания дошкольников;

создать максимальные условия для развития личностных интегративных качеств в процессе проектной экологической деятельности;

приобщение родителей к развитию личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания.

Для реализации первой задачи я изучила работы ведущих авторов : Н. Н. Поддьякова, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Н. А. Рыжовой,

С. Н. Николаевой.

Работа по реализации второй задачи проводилась в три этапа.

Цель первого этапа – изучение развития интегративных качеств детей, их индивидуальных возможностей (констатирующий эксперимент). Для обследования сформированности интегративных качеств дошкольников я использую пособие авторов-составителей Людмилы Васильевны Оловаренко – доцента кафедры, Людмилы Яковлевны Перминовой – преподавателя кафедры Курского Института Развития Образования. Показатели обследования в группе детей 5-6 лет на начало учебного года составили 54%. По результатам мониторинга интегративные качества на начало констатирующего эксперимента сформированы недостаточно.

Второй этап направлен на развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания.

По трем направлениям велось развитие :

- нравственных качеств,

- коммуникативных умений и навыков,

- любознательности и активности.

Эту работу я начала с создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей возможность проведения наблюдений, опытов, экспериментов всеми воспитанниками группы. Были оборудованы: «мини-лаборатория», уголок природы, огород на окне, которые обновляются и пополняется в зависимости от возраста и потребностей детей; экологическая тропа, огород, уголок луга, цветники. Составила перспективный план, картотеку опытов и экспериментов, всевозможных алгоритмов познавательной деятельности.

Всю свою работу строила с учётом Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, опираясь на интересы и потребности детей, связь с жизненным опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей, создание проблемного поля, активную деятельность детей и мотивацию деятельности.

Основным компонентом становления социального опыта является деятельность, которая доставляет ребёнку радость, гармонично его развивает.

Выбрала новую форму работы с дошкольниками - экологические проекты, в рамках которых были использованы разнообразные технологии, формы и методы экологической работы с детьми.

Формы и методы:

экологические экскурсии;

• природоохранные акции;

экологические проекты (педагогические, детско-родительские);

• практическая деятельность в природе;

• уроки доброты;

• проведение экологических викторин и олимпиад, конкурсов детских рисунков;

• ведение календарей природы.

• отдаю предпочтение проблемным ситуациям, затрагивающим разнообразные объекты природы.

Технологии:

- игровая;

- интерактивная;

- здоровьесберегающая;

- развивающего обучения;

- социально-личностная;

- проблемного обучения;

- информационно-коммуникативная;

- поисково – исследовательская.

Проекты разрабатываю по четырё м взаимосвязанным направлениям:

1. живая природа,

2. неживая природа,

3. рукотворный мир,

4. физические явления.

Это:

«Домашние животные и их детеныши», «Море, море – мир бездонный», «Животные жарких стран», «Царство рыб», «Животные Севера», «Дикие животные и их детёныши», «Птичий двор», «Цветочный калейдоскоп» и другие.

Передо мной стояла задача - не подавлять ребенка, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы, ставить цель, выдвигать гипотезы и проверять их, думать, делать выводы, решать проблемы, возникшие в ходе исследования, что способствует развитию познавательной компетенции детей.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами речевой, мыслительной, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества, любознательность, творческую активность детей; активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольника.

В процессе проектной деятельности я прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: учу договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым, стимулирую детей к самостоятельному анализу результатов наблюдений, составлять развернутый рассказ об увиденном.

Ребёнок не повторим, уникален в своей индивидуальности. Он должен быть свободен, самостоятелен, активен в познании себя и своего мира.

Здоровый, жизнерадостный, пытливый, активный ребёнок - результат взаимопонимания и единства усилий педагогического коллектива и родителей.

Мы стали единомышленниками в решении поставленных задач. Для включения родителей в работу провела родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, анкетирование, семинары-практикумы, дискуссии, тренинги, оформила серию наглядной информации на экологические темы.

Третий этап – контролирующий. Результаты мониторинга выражены в процентах и объективно показывают:

• Успешность развития личностных интегративных качеств в процессе экологического воспитания в группе детей 6-7 лет на конец учебного года составила 98%.

Динамика изменений - 44%.

Результаты обследования показали, что новая форма работы с дошкольниками - экологические проекты, способствовала развитию интегративных качеств дошкольников.

Практическая значимость опыта :

Используя в своей работе экологические проекты, добилась положительных результатов по данной теме:

У детей развиты личностные качества : самооценка, самоконтроль, инициативность, любознательность, мотивация, ценностные ориентации, эмоциональные проявления; познавательная активность, коммуникативные способности; исследовательские умения и навыки.

Дошкольники способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения.

Дети способны решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, имеют первичные представления о мире, природе.

Для популяризации педагогического опыта работы на тему : «Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания» в дошкольном образовательном учреждении для педагогов мною были проведены следующие мероприятия:

Педагогический совет: «Организация предметной пространственной среды как основной механизм реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования».

Методическое объединение: «Развитие личностных интегративных качеств как условие социализации дошкольников»

Семинар: «Использование интерактивных педагогических технологий в процессе экологического воспитания».

Консультация: «Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе проектной деятельности с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов».

Стала победителем конкурсов: «Проектная деятельность педагога в дошкольном образовательном учреждении», «Презентация по экологическому воспитанию», «Мастер- класс по экспериментированию».

Принимала участие с детьми группы во всероссийском познавательном конкурсе-игре «Мудрый совёнок», в открытых межрегиональных интеллектуальных турнирах.

Уважаемые коллеги, хотелось бы снова вернуть вас к словам из песни:

Слышу голос из прекрасного далека,

Он зовет меня в чудесные края.

Слышу голос, голос спрашивает строго:

А сегодня что для завтра сделал я?

Вам отвечу - я готовлю детей к будущей жизни сегодня, чтобы завтра прекрасное далеко к ним не было жестоко.

Публикации по теме:

Развитие эстетических качеств дошкольников в процессе знакомства с искусством оригами Консультация для родителей. «Развитие эстетических качеств дошкольников в процессе знакомства с искусством оригами». Ребенок воспринимает.

Организация духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Опыт работы Августовские мероприятия «ФГОС ОО — основа достижения новых результатов образования»Представление опыта работы по реализации регионального.

Комплекс занятий, направленных на развитие личностных качеств старших дошкольников через творческую игру Комплекс занятий направленных на развитие личностных качеств старших дошкольников через творческую игру Занятия интегрированы из упражнений.

Представление педагогического опыта на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания» (Слайд 2) Так сложилось, что мы с Вами беседуем сегодня об экологическом воспитании, но поскольку тема моего самообразования – «Развитие.

Развитие креативных качеств личности дошкольников в процессе тестопластики В последнее время очень много говорят о значении креативности не только в традиционной сфере культуры. «Креативность – это источник новых.

Развитие любознательности у старших дошкольников в процессе проектной деятельности в области экологического воспитания Актуальность XXI век стал веком колоссальных перемен. Те фундаментальные открытия, которые были сделаны в XIX и в самом начале XX века,.

Развитие познавательных способностей у детей в процессе экологического воспитания. Актуальность выбранной темы Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны замечать эту красоту, многообразие цвета,.

Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством экологического воспитания Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Сообщение из опыта работы «Развитие речи дошкольников 2–3 лет в процессе экологического воспитания» Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в.

Социально-личностное развитие дошкольников в процессе трудового воспитания. Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания дошкольников»
Опубликовано: 17 февраля 2017 в 22:30
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Казакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД