Анна Казакова
Опыт работы «Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания дошкольников»
Уважаемые коллеги, я, Казакова Анна Викторовна, представляю вашему вниманию инновационный педагогический опыт работы на тему : «Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания».
Публикация «Опыт работы „Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего мир природы. с
безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования направлены сегодня на достижение целей развития у детей личностных интегративных качеств, познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности и являются одной из важнейших задач современного образования.
Если верить словам песни, то, возможно, будущее наших детей - «Прекрасное далеко…». Какой же выбрать путь в подготовке малышей к жизни, чтобы прекрасное далеко не было к ним жестоко.
Проблема развития личностных интегративных качеств особенно актуальна, так как они обеспечивают дошкольникам социализацию к жизни, успешное обучение в школе. На сегодняшний день ясно, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует модернизация в образовании и инновации, которые внедряются в образовательный процесс с учётом Федеральных государственных образовательных стандартов.
Новизна опыта
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребёнка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко изменё нного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Рассмотренная актуальность и новизна проблемы позволила определить основную цель моей работы :
Раскрытие возможностей экологического воспитания как средства развития личностных интегративных качеств дошкольников.
Гипотеза:
Целенаправленное и систематическое использование интерактивных педагогических технологий в процессе экологического воспитания способствует развитию личностных интегративных качеств дошкольников.
В ходе исследования для проверки гипотезы и достижения цели мною были поставлены задачи теоретического и практического характера:
повысить профессиональную компетентность в вопросах экологического воспитания дошкольников;
создать максимальные условия для развития личностных интегративных качеств в процессе проектной экологической деятельности;
приобщение родителей к развитию личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания.
Для реализации первой задачи я изучила работы ведущих авторов : Н. Н. Поддьякова, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Н. А. Рыжовой,
С. Н. Николаевой.
Работа по реализации второй задачи проводилась в три этапа.
Цель первого этапа – изучение развития интегративных качеств детей, их индивидуальных возможностей (констатирующий эксперимент). Для обследования сформированности интегративных качеств дошкольников я использую пособие авторов-составителей Людмилы Васильевны Оловаренко – доцента кафедры, Людмилы Яковлевны Перминовой – преподавателя кафедры Курского Института Развития Образования. Показатели обследования в группе детей 5-6 лет на начало учебного года составили 54%. По результатам мониторинга интегративные качества на начало констатирующего эксперимента сформированы недостаточно.
Второй этап направлен на развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания.
По трем направлениям велось развитие :
- нравственных качеств,
- коммуникативных умений и навыков,
- любознательности и активности.
Эту работу я начала с создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей возможность проведения наблюдений, опытов, экспериментов всеми воспитанниками группы. Были оборудованы: «мини-лаборатория», уголок природы, огород на окне, которые обновляются и пополняется в зависимости от возраста и потребностей детей; экологическая тропа, огород, уголок луга, цветники. Составила перспективный план, картотеку опытов и экспериментов, всевозможных алгоритмов познавательной деятельности.
Всю свою работу строила с учётом Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, опираясь на интересы и потребности детей, связь с жизненным опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей, создание проблемного поля, активную деятельность детей и мотивацию деятельности.
Основным компонентом становления социального опыта является деятельность, которая доставляет ребёнку радость, гармонично его развивает.
Выбрала новую форму работы с дошкольниками - экологические проекты, в рамках которых были использованы разнообразные технологии, формы и методы экологической работы с детьми.
Формы и методы:
• экологические экскурсии;
• природоохранные акции;
• экологические проекты (педагогические, детско-родительские);
• практическая деятельность в природе;
• уроки доброты;
• проведение экологических викторин и олимпиад, конкурсов детских рисунков;
• ведение календарей природы.
• отдаю предпочтение проблемным ситуациям, затрагивающим разнообразные объекты природы.
Технологии:
- игровая;
- интерактивная;
- здоровьесберегающая;
- развивающего обучения;
- социально-личностная;
- проблемного обучения;
- информационно-коммуникативная;
- поисково – исследовательская.
Проекты разрабатываю по четырё м взаимосвязанным направлениям:
1. живая природа,
2. неживая природа,
3. рукотворный мир,
4. физические явления.
Это:
«Домашние животные и их детеныши», «Море, море – мир бездонный», «Животные жарких стран», «Царство рыб», «Животные Севера», «Дикие животные и их детёныши», «Птичий двор», «Цветочный калейдоскоп» и другие.
Передо мной стояла задача - не подавлять ребенка, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы, ставить цель, выдвигать гипотезы и проверять их, думать, делать выводы, решать проблемы, возникшие в ходе исследования, что способствует развитию познавательной компетенции детей.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами речевой, мыслительной, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества, любознательность, творческую активность детей; активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольника.
В процессе проектной деятельности я прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: учу договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, предлагаю более активным детям помочь застенчивым, стимулирую детей к самостоятельному анализу результатов наблюдений, составлять развернутый рассказ об увиденном.
Ребёнок не повторим, уникален в своей индивидуальности. Он должен быть свободен, самостоятелен, активен в познании себя и своего мира.
Здоровый, жизнерадостный, пытливый, активный ребёнок - результат взаимопонимания и единства усилий педагогического коллектива и родителей.
Мы стали единомышленниками в решении поставленных задач. Для включения родителей в работу провела родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, анкетирование, семинары-практикумы, дискуссии, тренинги, оформила серию наглядной информации на экологические темы.
Третий этап – контролирующий. Результаты мониторинга выражены в процентах и объективно показывают:
• Успешность развития личностных интегративных качеств в процессе экологического воспитания в группе детей 6-7 лет на конец учебного года составила 98%.
Динамика изменений - 44%.
Результаты обследования показали, что новая форма работы с дошкольниками - экологические проекты, способствовала развитию интегративных качеств дошкольников.
Практическая значимость опыта :
Используя в своей работе экологические проекты, добилась положительных результатов по данной теме:
У детей развиты личностные качества : самооценка, самоконтроль, инициативность, любознательность, мотивация, ценностные ориентации, эмоциональные проявления; познавательная активность, коммуникативные способности; исследовательские умения и навыки.
Дошкольники способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения.
Дети способны решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, имеют первичные представления о мире, природе.
Для популяризации педагогического опыта работы на тему : «Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе экологического воспитания» в дошкольном образовательном учреждении для педагогов мною были проведены следующие мероприятия:
Педагогический совет: «Организация предметной пространственной среды как основной механизм реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования».
Методическое объединение: «Развитие личностных интегративных качеств как условие социализации дошкольников»
Семинар: «Использование интерактивных педагогических технологий в процессе экологического воспитания».
Консультация: «Развитие личностных интегративных качеств дошкольников в процессе проектной деятельности с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов».
Стала победителем конкурсов: «Проектная деятельность педагога в дошкольном образовательном учреждении», «Презентация по экологическому воспитанию», «Мастер- класс по экспериментированию».
Принимала участие с детьми группы во всероссийском познавательном конкурсе-игре «Мудрый совёнок», в открытых межрегиональных интеллектуальных турнирах.
Уважаемые коллеги, хотелось бы снова вернуть вас к словам из песни:
Слышу голос из прекрасного далека,
Он зовет меня в чудесные края.
Слышу голос, голос спрашивает строго:
А сегодня что для завтра сделал я?
Вам отвечу - я готовлю детей к будущей жизни сегодня, чтобы завтра прекрасное далеко к ним не было жестоко.