Алла Ищенко
Социально — коммуникативное развитие дошкольников посредством сказки
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, которое является одним из важных компонентов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-коммуникативного развития дошкольников.
Публикация «Социально — коммуникативное развитие дошкольников посредством сказки» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания Программы, реализуемой в ОУ, определяет ряд требований к социально-коммуникативному развитию его воспитанников.
Социально коммуникативное развитие направлено на :
• присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
• формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
• формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
• формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Основная цель педагогов – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:
• сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
• перспективное планирование работы с детьми по социально-коммуникативному развитию;
• систематическая работа с детьми по социально-коммуникативному развитию;
• коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.
Большую роль в успешном социально-коммуникативном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из педагогов, педагога-психолога, музыкальных руководителей. Педагог формирует у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием музыки. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.
В целях обеспечения социального партнёрства ОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой ОУ используются родительские собрания, консультации, открытые мероприятия, совместные праздники.
Для реализации задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребёнка требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования.
Социализация через игру
Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка.
Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Игра ребенка — это жизненная лаборатория.
Станислав Теофилович Шацкий – яркий российский педагог.
Другие социальные факторы развития ребенка
Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.
Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует подготовиться к такому походу, потому что ребенок обязательно будет задавать множество вопросов, на которые взрослому придется отвечать.
Педагог должен помочь ребенку усвоить сложившиеся этические нормы и правила поведения, сформировать гуманное отношение к окружающим людям, к природе.
«По-моему, цель сказочника
заключается в том, чтобы какою угодно ценою
воспитывать в ребенке человечность —
эту дивную способность человека волноваться
чужими несчастьями, радоваться радостями другого,
переживать чужую судьбу, как свою».
Корней Иванович Чуковский.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Малыши быстро растут, развиваются, постигают моральные нормы общества, в котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников. Чтобы у них были друзья, от которых можно получить поддержку своим интересам, одобрение при успехе, помощь в случае неудачи, сочувствие, также, чтобы они смогли порадоваться успехам друзей. Эти качества пригодятся им и в дальнейшей жизни. Но они не придут к ребенку сами собой. Их надо воспитывать.
Наблюдая за детьми, я заметила, что они могут обидеть друг друга, дружат из-за каких-то вещей, угощений. В течение последних лет я работаю над проблемой: как сплотить детский коллектив, чтобы дети дружелюбно относились друг к другу.
Считаю, что на сегодняшний день это одна из самых острых и актуальных проблем не только детского сада, но и всего общества в целом, т. к. каждый человек должен не только иметь настоящих друзей, но и знать свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало, чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому детей.
Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остается стремление человека к добру, любви, дружбе. Я считаю, что именно дошкольный возраст – фундамент для нравственного развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Думаю, что именно в этом возрасте надо стараться сохранить человеческое в наших детях, постараться заложить нравственные основы, которые сделают детей более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить ребят правилам общения и умению жить среди людей.
Уверена, что приобщение детей к народной культуре, фольклору – является средством формирования у них дружеских чувств и развитие доброжелательности.
В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Уже к двум годам сказки становятся интересны детям. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала — колыбельными, затем — пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке. Именно с детской сказки начинается его знакомство с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом, а также с миром культуры, литературы. Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории «из жизни»? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.
Важную роль в формировании дружеских отношений у детей играет художественная литература, а именно - народная сказка. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Мною был разработан перспективный план дополнительного образования по развитию дружеских взаимоотношений дошкольников посредствам сказки в разных возрастных группах, а также разработаны конспекты.
Я считаю, что сказка учит жить, а иначе зачем бы наши предки тратили драгоценное время ни них. Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание, с большим удовольствием слушали сказки и взрослые члены семьи.
Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития.
В своей работе ставлю цель: воспитание гуманной социально – активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности. Главными задачами моей педагогической деятельности считаю:
1. Воспитывать у детей любовь и уважение к окружающим и друг другу.
2. Воспитывать доброту, сочувствие, взаимовыручку, трудолюбие.
3. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру, эмоциональное отношение к окружающему миру.
4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Для достижения поставленных задач углубленно работала по проблеме: «Сказка как метод развития дружеских взаимоотношений детей друг с другом». Использую передовые технологии, направленные на развитие личности ребенка. Деятельность строю, опираясь на возраст детей, их индивидуальные особенности, руководствуюсь программой «Детство». В своей деятельности я использую разнообразные приемы и методы. Часто применяю интегрированные занятия, где прослеживается связь с разными областями программы. Чтобы занятия проходили наиболее интересно, использую музыкальное сопровождение. В своей работе применяю, по возможности, мнемотехнику. Ее использование позволяет лучше запомнить и воспроизвести рассказ, стихотворение, описание. При организации НОД часто использую пальчиковые игры, психогимнатику, элементы релаксации, физминутки, подбираю в соответствии темы недели.
В работе с детьми применяю педагогическую арт – терапию: музыкотерапию, библиотерапию, игротерапию, анималотерапию, элементы ТРИЗ.
Особое внимание уделяю проведению закаливающих процедур, которые способствуют укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Дети с удовольствием делают утреннюю гимнастику, когда к ним в гости приходят персонажи сказок.
Моя работа по воспитанию дружеских отношений у детей, прежде всего, происходит на кружке - при чтении и рассказывании сказок и ориентирована на их осмысление, т. к. осмысливая сказку, мы вместе с детьми ищем и находим жизненные уроки и скрытые значения. Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка в реальность. Наоборот, помогут ему в реальной жизни стать активным созидателем. Когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.
Одну сказку мы изучаем в течение 4-х недель: на 1-ой недели мы читаем или рассказываем детям сказку, беседуем по ее содержанию, рассматриваем иллюстрации. На 2-й – инсценируем ее, используя разные виды театров. Роли распределяю с учетом желания и возможностей детей. 3-ю неделю посвящаю художественно-эстетическому развитию : это и рисование героев сказки, лепка, аппликация. На заключительном занятии играю с детьми: использую здоровьесберегающие технологии.
Для чтения выбираю сказки, учитывая возраст детей, чтобы дети ее осмыслили и вынесли урок. Например, на чтение (рассказывание) сказки «Теремок» я отвожу 7 – 10 минут для детей 3-х летнего возраста, а для детей 4-х лет – 10-15 минут, предлагаю сравнить русскую народную сказку «Теремок» и авторскую сказку «Теремок» в обработке М. Булатова, сделать выводы: сказано об одном, но по-разному. С помощью вопросов выстраиваю логическую цепочку: кто? что? где? почему? Именно вопрос «почему» помогает материализировать внутренний мир ребенка.
Сказкотерапия по своей сущности не могла обойти стороной приём драматизации. «Проживание» под маской множества жизней значительно обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж человека. Слушая или читая сказку, ребёнок или взрослый проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своём воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование драматизации сказок в психологических целях. Однако не каждый ребёнок и взрослый обладает актёрским талантом для того, чтобы самому играть на сцене, поэтому для психологических целей используется также постановка сказок с помощью разных видов театров. Поэтому умело организованная постановка может служить эффективным средством для коррекции эмоциональных состояний.
В этом возрасте дети стремятся пересказать услышанную сказку, инсценировать отдельные эпизоды. Именно на этом стремлении и желании я строю свою деятельность, ведь через театрализацию сказок расширяется словарный запас ребенка, который помогает ему свободно общаться с окружающими его людьми, формирует опыт социальных навыков поведения детей, потому что каждая сказка имеет нравственную направленность. Благодаря этому, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы. Дети с удовольствием разыгрывают сценки из сказок. Вживаясь в роль главного героя, стараются изменить даже конец сказки. Например, играя Колобка, мальчик сказал, что надо пригласить лису в детский сад, и мы все вместе станем с нею дружить. Всеми любимая сказка «Репка» помогла ребятам понять, что когда нас много и мы дружные, можем все трудности преодолеть. Играя пальчиковыми, перчаточными куклами, дети осваивают речь, т. к. одновременно с игрой развивается мелкая моторика рук.
После того как сказка прочитана и проинсценирована, я предлагаю детям ее нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, бумагой, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым, он освобождается от тревоги или другого чувства, которое его беспокоит.
Добиться в работе успехов мне, конечно же, помогает игра, т. к. это мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой неформальной обстановке дети лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и умения, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности. Существенной стороной влияния игр является повышение эмоционального тонуса. Во время проведения подвижных игр, психогимнастики, пальчиковых игр, я заметила, что у детей улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия.
Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Дело в том, что до 7 лет игра остается ведущей деятельностью детей. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное… Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»…
При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
В работе по развитию дружеских отношений огромную роль имеет помощь родителей. Например, предлагаю этюд с какой – либо драматической ситуацией, а ребенок с родителями должны «дописать» сюжет, что надо сделать, чтобы ситуация разрешилась благополучно. Этот прием помогает мне в работе с детской застенчивостью.
Дети вместе с родителями, по моей просьбе, изготавливают куклы, с
которыми играем в детском саду, инсценируем отрывки из сказок, различные ситуации. Совместное изготовление кукол родителями с детьми является терапевтической работой, т. к. помогает ребенку почувствовать себя успешным, он видит результат своего труда. А самое главное – можно подарить другу, подруге, а затем с мамой сделать новую.
Родители активно помогают мне в создании развивающей предметно- пространственной среды. Ведь многообразие методического материала, позволяет мне добиться творческой активности детей в игровой, театрализованной деятельности, способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении на родительских собраниях, утренниках, вечерах развлечений.
Используя в работе сказкотерапию, я заметила, что дети овладевали средствами речевой и двигательной выразительности. Благодаря этому создаётся особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребёнка, а также достигла следующих результатов:
- развивается речь детей;
- развивается эмоциональная и моторная адекватность;
- развиваются коммуникативные навыки;
- развивается пространственная ориентация;
- укрепляется союз с родителями.
Считаю, что проблема развития дружеских отношений детей друг с другом актуальна и важна, поэтому необходимо и дальше продолжить работу. Для себя ставлю на будущее следующие задачи:
- продолжить использовать сказку как метод развития дружеских отношений детей друг с другом;
- использовать новые технологии;
- выявлять и продолжать индивидуальную работу с детьми с недостаточно сформированными компонентами развития.