Наталья Петровна Танина
Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. [4, с. 21]. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитании.
Публикация «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством экологического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В младшем дошкольном возрасте начинается формирование сенсорных эталонов – вначале как предметных, которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т. д.). Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится обобщенным эталоном – цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста.
На третьем году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связанно с общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.). После 3-х лет идет ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их потребления. В активный словарь ребенка входят слова-названия, связанные с формой, цветом, величиной. Необходимо помнить, что в условиях ограниченности притока впечатлений дети испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка как в детском саду, так и в школе. То, что они усваивают без усилий в 2, 3, 4 года в дальнейшем дается им с трудом. Исследования детских психологов и физиологов показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка – это его личный опыт познания впервые годы жизни, т. е. в период развития мозговых клеток. Поэтому именно в младшем дошкольном возрасте дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов [2, с. 8].
Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т. е. положительную мотивацию на отношение к природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления.
Поэтому я провожу работу с детьми первой младшей группы по развитию сенсорных способностей посредством экологического воспитания.
Мною были изучены и использованы «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» Л. А. Венгер, «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» и «Сенсорные способности малыша» [1,3,4].
Работа по развитию сенсорной культуры у младших дошкольников в процессе ознакомления с природой проходила в следующей форме:
– комплексные занятия по сенсорному воспитанию по ознакомлению с природой.
– создание и постоянное обновление уголка природы
– дидактические игры
– наблюдения
– проведение совместных праздников детей и родителей на экологическую тему
– чтение художественной литературы
– прогулки и экскурсии
–приобщение родителей к педагогическому процессу посредством родительских собраний и консультаций
– информационно-педагогические материалы в родительских уголках, папках – передвижках.
Основная цель моей работы – формировать сенсорные умения и навыки посредством ознакомления с природой через занятия, наблюдения, прогулки.
Из этого вытекают следующие задачи:
– обогащать представления детей о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении. Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
–включать малышей в посильную деятельность по уходу за живыми существами (это способствует установлению первых естественных взаимоотношений детей с миром природы);
–воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, переживание, связанное с красотой природы.
Для младшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Формирование экологических представлений у младших дошкольников способствовало сенсорному развитию, полноценному восприятию окружающего мира. Маленький ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Поэтому на занятиях широко использовала наглядные пособия, предметы которые ребенок может взять в руки. Так, при ознакомлении с овощами и фруктами, дети обследовали их тактильно, при помощи запаха, пробовали на вкус, рассматривали их, отмечали цвет, форму, вкусовые качества. Так на занятии «Знакомимся с репой и морковью» персонаж дедушка знакомил детей с этими овощами, их характерными особенностями: репа круглая, желтая, сладкая на вкус. Морковь длинная, красная и тоже сладкая. Все это дети определяли путем обследования, пробуя овощи на вкус. Все это развивало сенсорные способности детей.
Занятия с детьми строятся в форме игры. Главное звено игры – занятия – воображаемая ситуация, которая поддерживалась в течение всего занятия. Ребята с удовольствием путешествовали по воображаемому лесу (групповой комнате, время от времени выходили то на полянку (ковер) для выполнения какого-либо задания, поручения, то садились на пенек (стульчик) для прослушивания художественного произведения, то осторожно проходили вокруг какого-то водоема так, чтобы никто не намочил ноги. Важным моментом воображаемой ситуации является установка воспитателя на правильное поведение в лесу. Так, при проведении занятия «Лесные чудеса» путешествуя по лесу, встречали диких животных: зайца, белку и мишку, определяли, кто, чем питается и в то же время, повторяли правила поведения в лесу.
Первые домашние животные, с которыми знакомим детей – это кошка и собака. Дети хорошо знают этих животных, знают их повадки, какую пользу они приносят человеку. При знакомстве с собакой использовался сюрпризный момент: игрушка собаки лежала в закрытой корзине. Дети отгадывали сначала загадку про собаку, а потом доставали игрушку из корзины. Занятия строились на тактильном обследовании животных. Дети их гладили, осматривали и описывали внешний вид животных.
Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Самые первые наблюдения мы проводим с детьми в 2 – 3 года: изменения температуры – на улице тепло, холодно, жарко; осадки – идет снег, дождь и т. д. При наблюдении за дождем дети узнали, что дождик летом теплый, а осенью холодный, потому что летом теплее. Послушали, как капли дождя стучат по окнам. С детьми мы наблюдали за действием ветра. Выносили на улицу игрушечные вертушки и следили, как они крутятся то быстро, то медленно. Объясняли почему. Дети заметили, что зимой ветер холодный, а летом теплый. Зимой наблюдали за свойствами льда Особенно удобны для обследования и наблюдения комнатные растения – их форма во все сезоны не меняется. Детям предлагалось не только рассмотреть растение, но и обследовать его: потрогать, ощутить гладкость листьев фикуса и бархатистость герани. Очень детям нравились наблюдения за живыми объектами на улице. Мы сравнивали размер птиц: воробей маленький, голубь большой, воробей прыгает, голубь ходит и т. д. Мы наблюдали за живой и неживой природой. Так при наблюдении за солнцем осенью дети заметили, что оно светит, но не такое жаркое, как летом.
Особое место в работе уделялось играм с природным материалом, т. к. в таких играх создаются благоприятные условия для развития органов чувств, пробуждая мысль, совершенствуя речь. Многочисленны игры с песком, в этих играх дети узнали о таких свойствах песка, как цвет, сыпучесть, форма: влажный – лепится, сухой – рассыпается. Мы лепили с песка пирожные, пирожки, торты. Рисовали на песке различные фигуры, просеивали песок через ситечко. Со свойствами снега дети познакомились во время игр в снежки, при лепке снежной бабы. Они узнали, что он бывает влажным, сыпучим в зависимости от погоды.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями старалась использовать больше игр-экспериментирований. Детям нравятся опыты со снегом и льдом. Зимой мы заносили с улицы снег и лед, клали его в тарелку и наблюдали, как он превращается в воду. Затем выносили тарелку с водой на улицу, и вода превращалась снова в лед. Дети были в восторге.
В работе с детьми раннего возраста на первый план ставились познавательные и нравственные цели, а затем обучающие. Для того чтобы к малышу пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней. Необходимо научить слушать ее, сопереживать и радоваться ей. Помимо дидактических и экологических игр проводились игры-сюрпризы «Ты кто?», «Кто в домике живет?», игры-забавы «Солнечный зайчик», «Мыльные пузыри».
Наблюдения, прогулки давали обогащенную почву для размышлений, пробуждали в детях пытливость и любознательность. У них возникали бесчисленные вопросы: «Почему?» и «Зачем?».
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому не только учитывала это сама, но и значительное внимание уделяла работе с родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовались, как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (экологические игры, посещение открытых мероприятий, дни открытых дверей).
Однако работа еще не завершена. Она продолжится в следующих группах. Надеюсь, что мои воспитанники на всю жизнь сохранят любовь ко всему, что их окружает.
Ну, а самое главное в экологическом воспитании это личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания у коллег, родителей и дошкольников.
Список использованных источников
1. Воспитание сенсорной культуры ребё нка от рождения до 6 лет : Кн. Для воспитателей дет. cада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988. – С. 12–20.
2. Ендовицкая, Т. В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания / Т. В. Ендовицкая // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 10. – С. 4–9.
3. Пилюгина, Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста : пособие для воспитателей детского сада / Э. Г. Пилюгина. – М. : Просвещение, 2009. – С. 8–13.
4. Сенсорное воспитание в детском саду : пособие для воспитателей / Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. – М. : Просвещение, 1981. – С. 20–25.