Папки-передвижки

Представление педагогического опыта на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания»

Елена Александровна Кириченко
Представление педагогического опыта на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы

(Слайд 2) Так сложилось, что мы с Вами беседуем сегодня об экологическом воспитании, но поскольку тема моего самообразования – «Развитие речи дошкольников», я решила реализовать два направления одновременно, т. о. тема нашей консультации «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания».

Публикация «Представление педагогического опыта на тему: „Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания“» размещена в разделах

Свою работу по развитию речи детей посредством экологического воспитания я начала с сентября 2016 г.

Меня мотивировало то, что заметила, что речь детей односложная, состоящая лишь из простых предложений; недостаточный словарный запас, скудная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, плохая дикция.

(Слайд 3) Поэтому в своей работе по развитию речи детей я выделила несколько моментов:

• обогащение и активизация словаря;

развитие диалогической речи;

развитие монологической речи;

• индивидуальная работа с детьми.

Обогащение и активизация словаря.

Прежде чем говорить о путях развития связной речи детей на основе ознакомления с природой, я остановилась на работе по обогащению и активизации их словаря.

В этой работе обратила внимание на следующее:

• отбор необходимого словарного материала;

• правильность собственной речи;

• создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное слово или предложение.

Готовясь к проведению наблюдения, прогулки, намечаю для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяю приемы активизации речи детей. Каждое слово четко проговариваю и затем повторяю с детьми, причем акцентирую внимание детей на том, что слово является для них новым. Во время наблюдения неоднократно повторяю новое слово и стараюсь так поставить вопросы, чтобы ответы на них детей требовали обязательного употребления данного слова. Новые слова закрепляю в процессе беседы, при рассматривании картин и на других занятиях. Учу детей правильно пользоваться словом в соответствии с ситуацией.

Например, дети при рассматривании шмеля обратили внимание, что на нем полоски черные и желтые – ввожу в словарь детей слово полосатый. Затем закрепляем слово, вспоминая других полосатых животных – тигр, зебра.

Диалогическую речь детей развиваю при проведении бесед, рассматривании картин о природе, чтении художественной литературы, театрализованной деятельности.

В беседах о природе я использую в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах и явлениях природы, и вопросы, требующие обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе. Во время первых бесед по новому для детей материалу предлагаю детям повторять мой речевой образец. Например, на вопрос «Почему зимой река покрыта льдом?» дети отвечают: «Холодно», или «Потому что холодно». Предлагаю им свою фразу, где есть связь явлений, и прошу повторить ее: «Зимой река покрыта льдом, потому что холодно», «Вода от холода замерзает, и река покрывается льдом».Такое повторение не будет механическим, если строится на основе непосредственного восприятия явления.

Чтобы вызвать интерес у детей и повысить их активность во время беседы, начинаю беседу рассказом из собственных наблюдений, а в процессе ее использую загадки, речевые логические задачи. Решение таких задач не вызывает у ребят затруднений. Также часть беседы посвящаю пословицам и поговорка о данном времени года, предмете или явлении природы.

Рассматривание картин также помогает развивать речь детей. В первую очередь рассматриваю не предметные, а сюжетные картины, так как они дают возможность больше заметить, о большем сказать. Использую несложные сюжетные картины, написанные без излишней детализации и стилизации, они стимулируют развитие речи детей.

(Слайд 4) Также учу инсценировать и драматизировать сказки, так друг для друга дошкольники показывают зараннее подготовленные сказки экологического содержания, например, «Без друзей не прожить», «Мешок яблок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Под грибком» и другие.

В процессе драматизации сказок незаметно для детей активизируется и словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому у него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Развитие монологической речи

Работу по развитию монологической речи детей на основе ознакомления с природой строю как обучение их следующим видам рассказов:

(Слайд 5) -сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы собирали снег», «Как мы кормили птиц», «Как мы убирали участок»);

(Слайд 6) -сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»);

-описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года («Наш участок зимой и летом», «Береза весной и осенью», и описание пейзажной картины;

-описательный рассказ о сезоне в целом («Расскажи о весне», «Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);

-описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы («Ромашка», «Ветка сирени», «Осенний букет»,

Указанная последовательность видов рассказов идет по типу «от простого к сложному».

В своей работе использую различные методы:

• наглядный (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций,

• словесный (беседы, чтение художественной литературы,

• практический (экологические игры, игры-драматизации, инсценировки, опыты, труд в природе).

(Слайд 7,8) Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение уделяю дидактическим эколого-речевым играм :

«Нужно – не нужно»

«Съедобное – несъедобное»

«Кто, где живёт?»

«Отгадай, что за растение»

«Узнай на вкус»

«Подбери листок»

«Что за птица?»

«Узнай по голосу животного»

«Угадай, про кого расскажу»

«Что сначала, что потом»

«Что опасно для природы»

«Угадай, что в мешочке»

«Когда это бывает?»

«Чей хвост?»

«С какой ветки детки?»

(Слайд 9) Кроме того создана картотека гербария самы разнообразных растаний.

С помощью дидактических игр экологического содержания закрепляю представления детей о предметах и явлениях природы, упражняя их в умении анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи.

Для правильной дикции и четкого произношения, разучиваю с детьми скороговорки, потешки, чистоговорки, так же широко использую пальчиковые игры и игры имитации, которые являются уникальным средством для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. При заучивании стихотворений использую магнитный театр, настольный театр, схемы с символами к новому стихотворению, так как считаю, что они совершенствуют звуковую культуру речи, развивают память, художественный вкус, любовь к слову и словотворчеству.

В своей работе использую приё мы: словесные, наглядные, игровые, практические.

(Слайд 10,11,12) А вот метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Использование символической аналогии (схемы) облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания. На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приё мы наглядного моделирования:

- Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово.

- Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко запоминает информацию.

- Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально – условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине. Замещение основывается на каком - либо различие между предметами, их признаками.

Дети, владеющие средствами наглядного моделирования в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения, что и требует от воспитателя ФГОС ДО.

(Слайд 13) В заключении хочется сказать, что развитие речи, и особенно связной речи – это самый сложный момент в воспитании дошкольников. И проводить его надо постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса. Это требует от меня огромных знаний, умений, усилий, терпения. Всегда надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и развивать их в зависимости от его способностей. Работу в этом направление буду продолжать.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Представление инновационного педагогического опыта Инновационный педагогический опыт воспитателя Ледяйкиной Наталии Васильевны на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков.

Представление педагогического опыта Я, Доценко Ирина Олеговна воспитатель МБДОУДСКВ № 24 п. Советский МО Ейский район, хочу предложить Вашему вниманию опыт своей работы! Педагогическое.

Представление педагогического опыта. Представление педагогического опыта. Бельтюкова Светлана Анатольевна воспитатель КГ ОУ РМ «Саранской общеобразовательной школы-интерната.

Развитие речи посредством экологического воспитания на занятиях педагога-психолога Речь - важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребёнка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно.

Представление педагогического опыта Комментарии к презентации Слайд № 1 Добрый день! Представляю свою презентацию. Осипова Светлана Станиславовна, воспитатель группы «Бабочки».

Развитие речи детей посредством экологического воспитания в старшем дошкольном возрасте .

Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством экологического воспитания Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Сообщение из опыта работы «Развитие речи дошкольников 2–3 лет в процессе экологического воспитания» Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в.

Социально-личностное развитие дошкольников в процессе трудового воспитания. Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь.

Творческий отчёт Познавательное развитие детей в процессе экологического воспитания.Творческий отчёт Познавательное развитие детей в процессе экологического воспитания. Пусть будет в человеке все прекрасно. И мысли, и поступки, и душа! В гармонии с природой и с собою На свете чтобы жили малыши, Воспитывайте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Представление педагогического опыта на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания»
Опубликовано: 1 февраля 2017 в 14:22
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Представление педагогического опыта на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Александровна Кириченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД