Приложение МААМ

Развитие речи детей посредством экологического воспитания в старшем дошкольном возрасте

Юлия Маннапова
Развитие речи детей посредством экологического воспитания в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи детей посредством экологического воспитания в старшем дошкольном возрасте

Старший дошкольный возраст отличается большой любознательностью, в этом возрасте у детей активно формируются экологические представления. Мы решили использовать для развития речи у наших детей, в старшей подготовительной группе, экологическое воспитание, которое учит детей понимать и себя, и всё что происходит вокруг, учит ответственному отношению к природе, и к людям, которые живут рядом.

Публикация «Развитие речи детей посредством экологического воспитания в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что «родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний». Поэтому важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Ведь речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка

Под связной речью понимают смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

В то же время наблюдается ряд факторов, которые создают трудности в реализации задач по развитию речи :

1. Резкое ухудшение здоровья детей, закономерно влекущее за собой снижение речевой активности в силу легкой ранимости данной функции как наиболее сложно организованной в своей естественно-биологической основе.

2. Глобальное снижение общего уровня культуры в обществе. Речь, являясь наиболее симптоматичным показателем уровня общей культуры, «отозвалась» целым рядом искажений русского литературного языка, его примитивизацией, засилием жаргонизмов, нецензурной лексики, что, в конечном счете, привело к резко обедненной языковой среде, в которой развивается ребенок.

3. Существенное сужение объема общения взрослых и детей, что вызвано сверхзанятостью родителей и их неподготовленностью в вопросах воспитания ребенка. Современные дети лишены возможности слышать «живую» речь в необходимом объеме, это «дети телевизора и компьютера».

4. Нарушение логики рассказов – отсутствие концовки, свернутость диалогов ребят в игре.

В сентябре 2015 г. был проведен мониторинг речевого развития детей, составлена диаграмма, по которой видно, что среди всех компонентов развития речи хуже у детей развита связная речь.

На основе полученных данных обследования, мы определили следующие цели и задачи по развитию связной речи :

Цель: содействовать развитию связной речи детей с использованием приёмов мнемотехники.

Задачи: 1. Способствовать развитию содержательности и связности речи детей (диалога и монолога)

2. Создавать условия практического овладения нормами речи

3. Развивать речевое творчество

4. Воспитывать культуру общения

В группе для детей мы создали естественную, комфортабельную, уютную, рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровыми материалами.

Оборудование и материал по речевому развитию детей, мы условно разделили на группы: книги, альбомы, дидактические игры.

Книги в библиотеке разных авторов (меняются по мере необходимости не реже 1 р. в месяц) :

• Сказки

• Стихи, рассказы о жизни людей.

• Книги о природе

• Книги юмористического содержания.

• Энциклопедии.

Знакомство детей с художественной литературой

Развитие интереса к чтению.

Развитие умение детей пересказывать, отвечать на вопросы по произведению

Альбомы

«Времена года»

«Спорт, спорт»

«Профессии»

«Мой город»

«Музыкальные инструменты»

«Дикие и домашние животные»

Развитие внимания и наблюдательности.

Развитие познавательного интереса.

Развитие связной речи

Дидактические игры

«Расскажи сказку»

«В саду, на поле, в огороде»

«Почемучка», «Живая, неживая природа»

«Что сначала, что потом» и др.

Различные виды театра

Все эти игры способствуют развитию умения сравнивать, классифицировать устанавливать причинно-следственные связи, развивают речь детей

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Успешно реализовать поставленную задачу нам помогает мнемотехника, которая включает в себя наглядные модели, схемы, таблицы обозначающие явления и объекты. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, знак; таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Начинаем работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Работу на занятиях по мнемотаблицам строим в три этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи детей. Мы их используем для:

обогащения словарного запаса

(н-р, мнемотаблица «Снежная куча», помогает ребёнку подобрать однокоренные слова)

при обучении составлению рассказов

Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно (н-р, мнемотаблица «Фрукты, овощи» помогает составить описательный рассказ об овощах и фруктах)

Уважаемые коллеги, сейчас мы предлагаем вам побыть немного в роли детей и составить описательный рассказ, используя мнемотаблицу «Овощи и фрукты»

(заслушиваются рассказы воспитателей, затем рассказы детей)

при пересказах художественной литературы

Пересказ.

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

н-р, при пересказе рассказа «Здравствуй, зимушка-зима!» мы использовали таблицу, по которой дети пересказывали текст так – видео.)

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихов

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Сейчас вашему вниманию предлагаем послушать воспроизведение стихотворения «Осень» А. Плещеева по памяти нашими детьми - видео

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях используем модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

Опираясь на опыт педагогов, разработали мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных,. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Вывод: мнемотехника многофункциональна.

Параллельно с работой по использованию приёмов мнемотехники, для активизации познавательной деятельности и речевой активности используем речевые игры

«Скажи наоборот», «Доскажи словечко»

«Исправь Незнайку» (Машина едет по реке,

«Один-много»; «Третий лишний»

настольно-печатные игры

«Почемучка», «Что сначала, что потом»

«Что перепутал художник», лото «Растения, птицы», которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. ;

игровые обучающие ситуации, которые учат как нужно вести себя в лесу, на реке, как заботиться о птицах;

проводим экскурсии и прогулки,на которых дети учатся наблюдать за объектами живой и неживой природы, делают выводы, каждое знакомство с природой- урок развития детского ума, речи, творчества, чувства;

участвуем в природоохранительных акциях «Чистый берег», «Помоги птицам»;

проводим опыты и эксперименты ;

закрепляем знания, которые дети получают на занятиях по развитию речи и по ознакомлению с миром природы на развлечениях и праздниках.

Занятия по развитию речи и по ФЦКМ стараемся всегда проводить :

• с привлечением сказочных персонажей. Например, занятия по теме: «Лес» нам «помогал» проводить сказочный Лесовичок, по теме: «Озеро» – Водяной, по теме: «Животные» – покровительница животных – богиня Фауна, по теме: «Растения» – покровительница растений – богиня Флора;

с использованием разнообразных наглядных пособий: картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал;

с использованием художественной литературы: пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе, стихи, сказки. Ведь именно в художественной литературе содержится полезный и богатый познавательный материал, который приучает детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру, и способствуют обогащению их словаря.

Планировать работу с родителями помогает анкетирование. Например, результаты анкеты показали, что многие родители хотели бы больше узнать о том, как можно развивать речь детей дома. Поэтому мы подготовили консультации «Развитие связной речи детей дома», «Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»

Посоветовали родителям использовать компьютерную программу «Учимся говорить правильно», разработанную на основе приёмов мнемотехники, где мультимедийные игровые задания раздела "Развитие связной речи" учат детей связно говорить, формулировать целые предложения. Совместно с родителями дети составляли рассказы «Моё любимое животное, время года», «Что было бы, если не было деревьев», принимали участие в изготовлении настольного театра.

Проведя повторный мониторинг по развитию речи видна положительная динамика каждого раздела. Причём наибольшие изменения наблюдаются в следующих компонентах речевого развития : грамматический строй речи и связная речь. Но необходимо ещё продолжать работу, чтобы достичь высоких результатов.

Исходя из результатов мониторинга и наблюдений за деятельностью детей, результатами нашей работы стали:

у детей увеличился круг знаний об окружающем мире

повышение уровня речевого развития каждого ребёнка

увеличение словарного запаса детей

содержательность, связность детских рассказов

увеличение самостоятельности детей при составлении рассказов, описаний, сказок.

Вывод. Использование приёмов мнемотехники, а также экскурсии, наблюдения, дидактические и речевые игры влияют на развитие связной речи детей.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Игры по развитию мелкой моторики у детей старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Игры по развитию мелкой моторики у детей старшем дошкольном возрасте» "Волшебные пуговицы" Горох и Фасоль" Горох. В ведро насыпали горох И пальцы запустили, Устроив там переполох, Чтоб пальцы не грустили.

Коррекция нарушения звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте (6–7 лет) посредством развития мелкой моторики Аннотация. Анализ литературы показывает, что в современной науке изучению речевого развития посвящены многие труды ученых, которые отмечают.

Подвижные игры в старшем дошкольном возрасте. Хочу предложить Вашему вниманию наиболее любимую для детей серию игр, которые я использую из сборников и пособий известных авторов (М. Ю. Картушиной,.

Развитие речи посредством экологического воспитания на занятиях педагога-психолога Речь - важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребёнка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно.

Развитие и активизация строительно-конструктивной игры «Суда» в старшем дошкольном возрасте Развитие и активизация строительно – конструктивной игры «Суда» в старшем дошкольном возрасте Задачи 1. Развитие сюжета а) Развивать сюжет.

Развитие креативности в старшем дошкольном возрасте РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ Изучение закономерностей психического развития детей имеет как практическое, так и огромное.

Рекомендации для педагогов «Развитие мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте» Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика). Уровень развития.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте»Родительское собрание «Развитие мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте» Цель: Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. Задачи: • Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук; •.

Становление и развитие игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте посредством мотивации педагога «Становление и развитие игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте через мотивацию педагога» Педагог - психолог ГБДОУ № 46 Котовой.

Уголок нравственно-патриотического воспитания в старшем дошкольном возрастеУголок нравственно-патриотического воспитания в старшем дошкольном возрасте Дошкольный возраст – стартовый период всех человеческих начал, фундамент общего развития ребенка. Самое огромное счастье для родителей –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей посредством экологического воспитания в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 3 января 2017 в 20:57
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей посредством экологического воспитания в старшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Маннапова (УИ 967879) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД