Анжела Нестерова
Развитие восприятия цвета у детей 3–4 лет в нетрадиционной технике рисования
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКЕ РИСОВАНИЯ
А. В. Нестерова
Научный руководитель Л. Л. Ильина
ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары
Публикация «Развитие восприятия цвета у детей 3–4 лет в нетрадиционной технике рисования» размещена в разделах
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Одна из основных задач педагогической теории и практики на современном этапе развития дошкольного образования является воспитание счастливого, гармонично развитого человека. Перед педагогами стоит задача развитие в ребенке чувство радости существования, доверия к миру, формирования творческой личности. Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей, которые непосредственно связаны с развитием восприятия. Восприятие (наряду с мышлением, памятью, вниманием, воображением) входит в совокупность психических процессов человека.
Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети – это цвет. Восприятие цвета у ребенка надо развивать как можно раньше. Восприятие цвета связано с развитием умения видеть, чувствовать глазами именно физические, изобразительные свойства цветов и их оттенки, умение различать цвета по основным характеристикам (светлоте, яркости, насыщенности).
Как отмечает М. Г. Дрезнина, цвет сильно воздействует на эмоциональное состояние детей, так как рассматривание предметов, украшенных теплым тоном золотой хохломы, вызывает восхищение, восторг. Детей радует звонкая яркость, нарядность, праздничность дымковской росписи: яркие, чистые краски на белом фоне. Дети интуитивно улавливают цветовой образ, обнаруживая тем самым зачатки элементов образного мышления. Они называют цвета и их сочетания добрыми и злыми, веселыми и грустными [1].
А. Ильина подтверждает, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции и способствует развитию восприятия цвета [2].
Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе.
Целью нашей работы явилось изучение теоретических и практических аспектов развития восприятия цвета у детей 3-4 лет в нетрадиционной технике рисования. Целью констатирующего этапа педагогического эксперимента стало выявление уровня развития восприятия цвета у детей 3-4 лет.
По полученным данным двух методик, проведенных на констатирующем этапе эксперимента, можно сделать вывод, что уровень развития восприятия цвета у детей 3–4 лет является средним. Воспитанники в процессе рисования затруднялись подбирать цвета, а так же цвет в работе не всегда соотносится с конкретной ситуацией. У испытуемых при выполнении задания возникали трудности связанные с процессом выбора цвета.
Целью формирующего этапа педагогического эксперимента стало использование нетрадиционных техник рисования как средства развития восприятия у детей 3-4 лет.
Формирующий эксперимент был реализован на основе разработанной серии занятий. Содержание работы по развитию восприятия цвета у детей 3-4 лет в нетрадиционной технике рисования : рисование «по-мокрому», рисование ладошками, «тычкование» по контуру.
Выбор рисования нетрадиционными техниками нами сделан неслучайно, потому, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Для определения уровня развития восприятия у детей 3-4 лет на контрольном этапе эксперимента использовался тот же комплекс методик, что и на констатирующем этапе.
В целом по результатам контрольного этапа эксперимента можно сделать вывод о повышении уровня развития восприятия цвета у детей 3-4 лет в нетрадиционной технике рисования.
С целью повышения уровня овладения детьми цветом следует : проводить глубокую, целенаправленную, предварительную работу с детьми; проводить работу по подготовке пособий по цвету, цветовых таблиц, широко включать в этот процесс детей, учитывая их возможности; использовать в работе с детьми дидактические игры и игровые упражнения с сенсорными эталонами цвета, как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.
Итак, в результате анализа и осмысления психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, нами установлено, что цвет является одним из самых сильных средств выразительности художников-живописцев. Хорошо развитое чувство цвета, помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить духовный комфорт.
Таким образом, можно говорить о том, что нетрадиционные техники рисования целесообразно использовать в дошкольном возрасте, т. к. они могут помочь детям лучше усвоить классическое рисование, а также сохранить интерес к изобразительной деятельности на долгие годы.
Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, убедились в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
Список литературы
1. Дрезнина, М. Г. Каждый ребенок - художник: Обучение дошкольников рисованию / М. Г. Дрезнина. – Москва: Ювента, 2002. – 200с.
2. Ильина, А. Рисование нетрадиционными способами / Дошкольное воспитание. – 2006. –№7.– 48–49 с.