Гузель Ракипова
Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей с нарушением зрения изобразительной деятельности только на основе общеобразовательных принципов, приемов и методов, без учета специфических трудностей овладения навыками в условиях зрительной патологии не всегда обеспечивает детям с нарушенным зрением успешность в развитии анализирующего восприятия, преодолении недостаточности предметно-практической деятельности, развитии способностей к рисованию.
Публикация «Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Одним из эффективных средств, способствующих улучшению качества навыков рисования, является рисование по трафаретам, обводка по силуэту и контуру.
Очертание внешней линии предмета в процессе обводки силуэта, контура или по трафарету способствует уточнению, конкретизации строения предмета и его изображения, учит детей рисовать различные линии в заданных условиях. Дети начинают осознавать и понимать образование различных линий: прямых, ломаных, прерывистых, волнистых.
Раскрашивание, штриховка изображений в трафарете помогают детям улучшить качество рисунка. Движения детей в таких условиях становятся более уверенными, четкими. Кроме того, раскрашивание в трафарете учит детей закрашивать по форме, повторять формообразующие движения в изображении. Все это особенно важно тогда, когда дети еще слабо владеют навыками рисования.
Срисовывание по трафарету, обводка по контуру и силуэту используются не постоянно. По мере овладения навыками изображения дети сами стремятся к самостоятельному рисованию. Но на начальных этапах обучения рисованию применение трафаретов является для детей с нарушением зрения эффективным средством преодоления недостатков зрительной информации. Их использование при сниженном уровне предметно-практических действий не только вселяет в детей уверенность, но и дает возможность качественно выполнить работу, стимулируя тем самым освоение формообразующих движений в рисовании и обеспечивая их стремление к передаче реальной, точной формы изображаемых предметов.
С самых первых занятий с использованием этих пособий, дети затруднялись в работе с трафаретами. К концу года они научились ими пользоваться, и начали заниматься с удовольствием. В процессе работы с трафаретами велась работа по закреплению цвета, формы, величины и пространственного положения предметов.
Вашему вниманию я хочу предоставить изготовленные трафареты, с которыми мы занимались в течение учебного года.
УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ФОРМООБРАЗУЮЩИХ ДВИЖЕНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРАФАРЕТА
Цель: развивать у детей умения выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ДОПОЛНИ НЕДОСТАЮЩИЕ ДЕТАЛИ В ИЗОБРАЖЕНИИ»
Цель игры: упражнять детей в зрительном анализе строения предметов, включающих в изображение овал, формировать у детей знания о форме основных деталей в предмете и его составных дополнительных частей.
РИСОВАНИЕ ПИРАМИДКИ
Материал к занятию: фланелеграф, вырезанные силуэты составных частей пирамидки, трафареты с изображением пирамидки.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «НАРИСУЕМ, КАК РАСПОЛОЖЕНЫ ТАРЕЛКИ НА СТОЛЕ»
Цель: упражнять детей в рисовании округлых и овальных форм, развивать умение различать предметы по величине от большой к маленькой.