Щедринова Анжелика Михайловна
Программа кружковой работы по нетрадиционной технике рисования «Веселая радуга» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольного образования учреждение
"Детский сад№ 12"
«ВЕСЕЛАЯ РАДУГА»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Составитель: воспитатель
Щедринова А. М.
Срок реализации: 1 год
Оглавление
Паспорт программы
1)Пояснительная записка
Публикация «Программа кружковой работы по нетрадиционной технике рисования „Веселая радуга“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Радуга, радужные идеи
- Радуга. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
2)Возрастные и индивидуальные особенности детей младшего дошкольного возраста
3)Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации Программы
4)Содержание программы
4.1. Учебно–тематический план
4.2. Календарно-тематическое планирование
5)Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
5.1. Протокол выявления уровня творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования
5.2. Качественная характеристика уровней овладения детьми нетрадиционной техникой рисования
6)Список литературы
Наименование Программы
«Веселая радуга» Программа кружковой работы художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста
Основание для разработки Программы
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 №26 «Требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
Письмо Минобразования РФ от 14.03.10 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
Устав МБДОУ «Детский сад№12»
Заказчик Программы
Педагогический коллектив ДОУ, родительская общественность
Составитель Программы
Щедринова Анжелика Михайловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад№12»
Целевая группа: Дети четвертого года жизни
Срок реализации Программы 1 год
Цель Программы : Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования.
Задачи Программы :Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования. Формировать технические умения и навыки рисования. Развивать мелкую моторику детей.
Координация и контроль реализации Программы : Осуществляется администрацией МБДОУ «Детский сад№12» и родителями (законными представителями) детей младшего дошкольного возраста.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно – продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что–то красивое, необычное. ФГОС выделяют художественно-эстетическое развитие в отдельную образовательную область, одной из задач которой стоит формирование элементарных представлений о видах искусства, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.
Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога – воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциала нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. В учебный процесс можно включить размывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее, а также комбинировать разные материалы, используя смешанные изобразительные техники.
Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расческу, зубную щетку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушить правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие возможности.
Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также определенные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Программа разработана на основе программы Т. С. Комаровой, А. В. Антоновой, М. Б. Зацепиной «Красота, радость, творчество», технологии Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» и программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.
Значимость программы в том, что среди разнообразных занятий в детском саду для детей младшего возраста изобразительная деятельность занимает одно из ведущих мест.
Цель учебной программы – развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования.
Задачи программы :
- Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
- Формировать технические умения и навыки рисования.
- Развивать мелкую моторику рук.
При определенных условиях обучения рисование позволяет решать образовательные, коррекционно-воспитательные и лечебно-восстановительные задачи, обуславливающие всестороннее развитие личности и коррекцию его здоровья.
На занятиях по нетрадиционному рисованию решается ряд весьма важных задач:
- усиление и активизация сенсорного восприятия при анализе объекта;
- конкретизация и активизация речи и мышления в процессе восприятия и отображения;
- преодоление недостатков развития личностных качеств, обусловленных речевыми нарушениями, такими, как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, ощущение несостоятельности и др.
- развитие мелкой моторики руки.
Нетрадиционные техники должны отвечать следующим критериям:
- должны быть доступными детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими;
- должны развивать ручную умелость;
- должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.
Программа рассчитана на 1 год обучения детей четвертого года жизни.
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности, 2 раза в неделю во вторую половину дня, продолжительностью 15 минут. Занятия проводятся с октября по май.
Учебный план
Дополнительная образовательная услуга Кружок «» Итого в год:
Количество занятий в неделю/месяц 2/8 60
Кол-во часов в неделю/ месяц 0,5/2 16
Форма проведения Фронтальная и подгрупповая
Расписание занятий
Дни недели Время проведения
Вторник Четверг 16 час. 30мин. -16час. 45 мин.
Продолжительность занятия 15 минут
Итоги реализации дополнительной образовательной программы подводятся в форме выставок детских работ в детском саду, составления альбома лучших работ, участия в конкурсах художественно-эстетической направленности различного уровня, презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам, творческого отчета руководителя кружка на педсовете.
2. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
В младшем дошкольном возрасте происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Организм ребёнка отличается от взрослого организма не только меньшими размерами, но и особенностями строения и деятельности. К особенностям относят: высокие энерго затраты, быструю утомляемость при статических нагрузках, не совершенные адаптационные возможности растущего организма, следовательно, важно дозировать физические нагрузки.
На четвёртом году жизни ребёнок — субъект самостоятельной деятельности и социальных отношений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребёнок начинает осознавать, что он — индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.
Мышление
Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Ребёнок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более чётко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличие. На основе наглядно-действенного к четырём годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребёнка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
Восприятие
В этом возрасте ребёнок воспринимает предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. Дети от использования пред эталонов переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия (к концу возраста восприятие до пяти и более форм предметов, до семи и более цветов, дифференциация предметов по величине, ориентировка в пространстве группы).
Речь Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растёт словарный запас ребёнка.
Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).
Память У младших дошкольников память непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Ребёнок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребёнок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребёнка. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно, эмоционально окрашено. Тем не менее то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребёнок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.
Социальная ситуация развития
Изменяется место ребёнка в системе отношений (ребёнок уже не является центром своей семьи, развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Внимание - Ребёнок не способен длительное время удерживать своё внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. Воображение - На четвёртом году жизни преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребёнок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребёнка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщенны и реальны для него. Эмоциональная сфера -В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, поэтому характеристики, которые ребёнок даёт другим людям, очень субъективны. И всё же эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм. В процессе общения со сверстниками и взрослыми ребёнок осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребёнка, формируется эмоциональное предвосхищение. Развитие самосознания-Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает чётко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребё нка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничения свободы. К трём годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, ребёнок научается действовать человеческими способами, у него складывается определённое отношение к себе. С одной стороны, попытки отделить своё «Я» и формирования своих собственных желаний — тенденция прогрессивная. Но с другой — при объективном отсутствии умения высказывать своё мнение малыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребёнка — дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней считаться. Это проявление самостоятельности, самоутверждения.
Для ребёнка становится важным его успешность или не успешность в делах и играх. Он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учиться самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Отношения ос взрослыми
По отношению к окружающим у ребёнка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.
Развитие ребёнка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал с взрослым.
Возможны два варианта:
а) если взрослый в целом позитивно оценивал личность ребёнка, тактично и аргументированно указывал на недостатки и промахи, умел поддержать и похвалить за старание и инициативность, то ребёнок научится гордиться собой и своими успехами;
б) если взрослый стремится добиться подчинения любой ценой, наказывает за своеволие, стремится подловить на обмане, то, скорее всего, у ребёнка разовьётся желание противостоять взрослому, победить его и ответно добиться своего. Во втором случае гневливость, раздражительность и упрямство укореняются, становятся чертами характера.
Отношения со сверстниками.
В 3—4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
Дошкольник осваивает и изобразительную деятельность. Специфику рисования как особого вида деятельности составляет именно изобразительная, знаковая деятельность.
Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.
3. СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Предметно-пространственная среда содействует развитию совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка, свободной самостоятельной деятельности детей. Развивающая предметно-пространственная среда изостудии обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. На занятиях используются мольберты, мультимедийное оборудование, иллюстрации к занятиям, подборка художественной литературы, музыкальная фонотека. Для творческой деятельности детей имеются в достаточном количестве разнообразные изобразительные материалы стандартной и нестандартной направленности: гуашь, акварель, карандаши цветные и простые, восковые мелки, кисти различного размера и фактуры, поролон, печатки, природный материал, бумага разного формата. Развивающая предметно-пространственная среда изостудии содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Продуктивная изобразительная деятельность, в частности рисование, эффективно влияет на процесс развития ребенка, она выступает как эмоционально насыщенная, активизирующая все психические процессы деятельность, способствующая развитию мира чувств ребенка и творческих направлений. Рисование – одно из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.
4.1. Учебно-тематический план
№ п/п Тема занятий Количество занятий
Октябрь Мониториинг 2
"Осень" 4
Ноябрь "Овощи,фрукты" 4
"Деревья" 4
Декабрь «Птицы»/Новый год" 6
Январь «Животные» 6
Февраль «Зимние забавы» 6
Март «Цветы» 6
Апрель «Игрушки» 6
Май «Загадки Акварельки» 6
«Лето! Ах, лето» 6
Мониторинг 4
Календарно-тематическое планирование
Программное содержание
Методические приемы
Оборудование
Октябрь
1 неделя
1 неделя мониторинг
Выявление уровня художественных навыков
Октябрь «Осень»
2 неделя
«Веселый дождик»
(Рисование пальчиком)
Продолжить знакомить детей с техникой рисования пальчиком, закрепить знание основных цветов, воспитывать аккуратность
Корр. работа : Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги
игровой момент
рассматривание иллюстраций
пальчиковая гимнастика
д/и «Когда это бывает»
показ и объяснение
практическая деятельность
итог занятия
Листы бумаги с нарисованным силуэтом тучки, гуашь, иллюстрации с изображением дождя, салфетки
3 неделя
«Цветы на день рождения кукле Кате»(Оттиск мятой бумагой)
Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатка смятой бумаги, расширять знания детей о цветах, формировать представления о свойстве бумаги (мягкая, воспитывать самостоятельность, эстетический вкус.
Корр. работа : Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на листе бумаги. Игровой момент. Рассматривание
иллюстраций. Пальчиковая гимнастика. Показ и объяснение.
д/и «Собери цветок».Практическая деятельность. Итог занятия
Альбомный лист белой бумаги, гуашь, иллюстрации с изображением цветов, салфетки.
4 неделя «Корзинка с ягодами»(Рисование пальчиком)
Продолжать знакомить детей с техникой рисования пальчиком и ватными палочками, Закрепить у детей представления о диких животных: белке и медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни, Способствовать возникновения интереса к экспериментированию, воспитывать аккуратность.
Корр. работа : Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, цветовосприятие, ориентировку на предложенной форме.
игровой момент
рассматривание иллюстраций
пальчиковая гимнастика
д/и «Подбери по цвету»
показ и объяснение
практическая деятельность
итог занятия
Гуашь, иллюстрации с изображением созревших ягод, ветки созревшей рябины, салфетки.
5. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Мониторинг проводится 2 раза в год: определение стартового уровня развития способностей у воспитанников проходит на 1-2 неделях, итоговый результат – на 35-32.
Мониторинг из серии заданий.
1 серия заданий проводится в виде индивидуальной беседы и направлена на выявление интереса ребенка к рисованию.
Беседа:
- Любишь ли ты рисовать?
- Где тебе больше нравиться рисовать : дома или в детском саду?
- Что тебе больше всего нравиться рисовать?
- Какие материалы при этом любишь использовать?
2 серия заданий направлена на передачу образа предмета средствами нетрадиционных техник :
Задание 1. «Мой маленький друг»
Цель: определить передачу эмоциональной выразительности.
Задание 2. «Выставка животных»
Цель: определить выразительность образа.
Задание 3. «Пейзаж»
Цель: определить владение детьми нетрадиционными техниками.
Задание 4. «Времена года»
Цель: определить отношение к создаваемому образу в рисунке.
Диагностика детей младшего дошкольного возраста проходит в естественных условиях в две серии, индивидуально и фронтально (графическое изображение).
5.1. Протокол выявления уровня творческих способностей детей
через использование нетрадиционных техник рисования
5.2. Качественная характеристика уровней овладения детьми
нетрадиционной техникой рисования
Навыки сформированы: Ребенок по собственной инициативе использует нетрадиционные техники рисования. Знает и экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания изображения. Достаточно хорошо владеет навыком рисования карандашом и кистью, моторные навыки развиты на должном уровне. Знает основные цвета и хорошо подбирает их в процессе выполнения, точно передает простые формы. Видит и украшает всю плоскость или форму, создает простую композицию, в которой просматривается ритм. Эмоционально проявляет отношение содержанию изображения, может оценить свою работу. Проявляет самостоятельность, оригинальность, дополняет изображение дополнительными деталями. Задания выполняет самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами.
Навыки на стадии формирования: Ребенок нетрадиционные техники рисования используют фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Не достаточно знает виды материала, экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога. Не достаточно владеет навыками работы карандашом, кистью, моторика рук не развита на должном уровне. Иногда путает цвета, не умеет их подбирать, немного искажает форму. Имеет место скученное изображение, нет единой композиции, ритм слабо выражен. Проявляются отдельные элементы эмоционального отношения к процессу изображения, затрудняется делать эстетическую оценку. Работы не отличается оригинальностью и самостоятельностью, по просьбе педагога дополняет рисунок деталями, обращается за помощью.
Навыки не сформированы: Ребенок не знает нетрадиционные техники рисования, использует их только под руководством педагога. Не знает виды материала, не умеет и не желает экспериментировать с изобразительными материалами для создания изображения. Не умеет работать карандашом и кистью, моторные навыки слабо развиты. Не различает основные цвета, не может самостоятельно их подобрать, искажает форму, в изображении нет единства, отсутствует композиция, не просматривается ритм. Эмоционально-эстетическое отношение к процессу изображения не проявляет, не умеет делать эстетическую оценку. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет самостоятельности и инициативы, отсутствует интерес. С вопросами к педагогу обращается, нуждается в поддержке и стимуляции деятельности со стороны взрослого. В работе руководствуется образцом.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1,2 - М. : Издательство Скрипторий 2003, 2007. – 80 с.
2. Красота. Радость. Творчество: программа эстетического воспитания детей 2-7 лет / Под ред. Т. С. Комаровой, А. В. Антоновой, М. Б. Зацепиной. – М. : Педагогическое общество России,2000.
3. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006 г.
4. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.
5. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г. С. Швайко. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.- 175 с.