Евгения Аншакова
Развитие волевого поведения у детей в среднем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде чем приступить к изучению развитие волевого поведения, дадим краткую характеристику возрастным особенностям развития детей в среднем дошкольном возрасте. В возрасте 4-5 лет ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра, дети «примеряют» на себя роль взрослого, сказочных героев. Так же значительное развитие получает изобразительная деятельность, рисунки детей в данном возрасте становятся более детализированными. Развивается и совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Усложняются и формируются навыки конструирования и планирования по собственному замыслу.
Публикация «Развитие волевого поведения у детей в среднем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Двигательная деятельность ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развивается ловкость и координация движений, дети лучше удерживают равновесие, преодолевают небольшие преграды.
Также в среднем возрасте повышается объём памяти, начинает вырабатываться произвольное запоминание, продолжает развиваться образное мышление - при помощи простых схематизированных изображений дети могут решить несложные задачи; воображение - дети могут самостоятельно придумать историю или сказку. Также увеличивается устойчивость внимания – дети могут быть сосредоточены на образовательной деятельности 15-20 минут.
В возрасте 4-5 лет улучшается произношение звуков, речь становится предметом активности детей. Изменяется содержание общения ребёнка и взрослого, ведущим становится познавательный мотив, т. е. информация может быть сложной и трудной для понимания, но вызывает у ребёнка интерес. В среднем дошкольном возрасте у детей возрастает потребность в уважении со стороны взрослого, чрезвычайно важным становится похвала, и повышается обидчивость на замечания. Общение со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм, в группах выделяются лидеры, что приводит к появлению конкурентности и соревновательности со сверстниками.
Итак, мы дали характеристику возрастным особенностям развития детей в среднем дошкольном возрасте не просто так, мы предполагаем что, развитие волевого поведения у детей в данном возрасте зависит от основных достижений этого периода, во всех видах деятельности, где ребенок должен сдерживать свои желания, не отвлекаться и достигать поставленной цели. Рассмотрим более подробно влияние достижений среднего дошкольного возраста на развитие волевого поведения.
Проблемой развития воли в течение многих десятков лет занимались следующие учё ные: П. П. Блонский, Л. С. Выготский, В. В. Котырло, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, В. В. Сухомлинский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и многие другие. И как показывают исследования учёных развитие такого психического процесса как воля, является важным во все периоды становления личности. И именно в дошкольном возрасте надо начинать развивать этот психический процесс, т. к. в данный период наиболее активно формируются физические, умственные и психические процессы. Так что же такое воля? Дадим определение данному психическому процессу.
Воля – свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.
Исходя из данного определения, мы можем предположить, что возникновение (развитие) воли в среднем дошкольном возрасте приводит к способности ребёнка управлять своим поведением. Поведение переходное от действия по необходимости к действию по новому сформированному мотиву, адекватному заданному действию – это волевое поведение.
Л. С. Выготский считал волевое поведение социальным как по содержанию, так и по механизмам, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребёнка с окружающим миром. Следовательно, ребёнок в среднем дошкольном возрасте в процессе воспитания и обучения под влиянием взрослого учится подчинять свои действия, добиваться поставленной цели, преодолевать возникающие перед ним трудности. Следует отметить, что воля не дана ребёнку от рождения, а формируется на протяжении всей жизни, начиная с дошкольного возраста под влиянием условий воспитания и обучения. Одной из основных характеристик волевого поведения является цель, которую дети уже в дошкольном возрасте ставят перед собой самостоятельно. Преодоление трудностей на пути к цели проявляется и развивается в процессе осуществления целенаправленного поведения. Но так как в среднем возрасте у детей воля ещё слабо развита, им трудно достигнуть поставленной цели, таким образом, следующей, не менее важной из характеристик волевого поведения выступает, мотивация. Мотив на прямую, имеет воздействие на поведение и деятельность ребёнка. Так же мотив влияет на отношение ребёнка к цели, к деятельности и самому себе.
В подтверждение данных слов мы можем привести пример, как мы уже писали раннее, в среднем дошкольном возрасте значительное развитие получает изобразительная деятельность, и если ребёнку предложить нарисовать маме рисунок в подарок и сделать тем самым приятно, то он доведёт эту деятельность до конца, т. е. цель будет достигнута. А мотивом будет выступать похвала мамы, что тоже будет являться хорошим способом для развития волевого поведения. Сюда же можно отнести и такую деятельность, как лепка, конструирование, элементарные формы труда и многое другое, ведь как мы писали раннее, в среднем дошкольном возрасте у детей возрастает потребность в уважении со стороны взрослого, чрезвычайно важным становится похвала, и повышается обидчивость на замечания. Если мы взрослые будем как можно чаще хвалить детей, не делать замечания а, помогать в преодолении трудностей на их пути, побуждать их в начинаниях, то развитие волевого поведения будет происходить намного легче и увлекательнее. Только в процессе общения и совместной деятельности ребёнка и взрослого возможно развитие волевого поведения, и воли в целом.
Также для развития волевого поведения поможет соблюдение режима дня, т. к. выполнение режима приучает ребёнка к порядку, организованности, дисциплине. Выполнение требований взрослых, режимных моментов - хорошее средство развития волевого поведения.
Следующим видом деятельности, который способствует развитию волевого поведения, является сюжетно-ролевая игра. В ролевой игре ребенок среднего возраста берет на себя роль взрослых, стремясь подражать образам которые сохранились в его опыте. Правила в этой игре относятся к ребёнку не напрямую, а через роль, которая помогает ему управлять поведением, т. е. ребёнок не только подражает образам взрослых, но и поведение.
Ещё одним не маловажным видом деятельности, помогающим в развитии волевого поведения, является физическая культура или освоение и выполнение основных движений. Т. к. в среднем дошкольном возрасте общение со сверстниками характеризуются избирательностью, в группах выделяются лидеры, что приводит к появлению конкурентности и соревновательности со сверстниками, у ребёнка появляется цель выполнить движение показанное воспитателем более точно и правильно, чем его соперник. Исходя из этого, мы можем сказать, что во время соревнований тоже происходит развитие волевого поведения, так как ребёнком ставится цель, одержать победу не смотря на трудности.
Рассматривая возникновение волевого поведения, мы выяснили, какими способами должен пользоваться ребёнок. Чтобы идти к цели не смотря на трудности: преодолевать отвлекающие воздействия; длительно добиваться цели; не бросать задание вопреки нежеланию; выдерживать дискомфорт; управлять собой в условиях эмоционального возбуждения или утомления; действовать в соответствии с требованиями; продолжать выполнение задания при многих или неожиданных трудностях. Но не стоит забывать, что дети дошкольного возраста нуждаются в постоянной поддержке своих намерений и их выполнения со стороны взрослого, стоит только оставить детей одних, любая, даже очень интересная начатая работа прекращается, и дети начинают заниматься другими делами, либо видоизменяют деятельность, отходя от первоначальной цели. Таким образом, следует вывод, что развитие волевого поведения является важнейшей задачей в среднем дошкольном возрасте. Это связано с всесторонним развитием ребёнка, он учится ставить перед собой цели и мотивы, а также достигать их, целенаправленно строить свою деятельность, подчиняться определённым требованиям - а это подготовка к школе.