Наталия Зайцева
Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития произвольности поведения.
Произвольность — это сознательная саморегуляция поведения, опосредствование своей деятельности (внешней и внутренней). Необходимым условием для этого является осознание своих действий.
Публикация «Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Начиная с трехлетнего возраста начинает формироваться сложная внутренняя организация поведения. Мотивы деятельности сменяются и вступают в конфликт. В результате этой борьбы возникает соподчинение. Соподчинение мотивов сформируется поначалу в общении со взрослыми в зависимости от ситуации. В дальнейшем появляется возможность для выбора собственной модели поведения, которое не зависит уже от ситуации и теряет непосредственность.
Все этапы становления произвольности связаны между собой. При переходе от одного этапа к другому происходит насыщение процесса новыми признаками.
-Начальный этап связан с развитием произвольности движений. Сюда включено развитие моторики. В движениях появляется ориентировка, подчинение цели и мотиву
-Второй этап предполагает произвольность регуляции действий. в своих действиях ребенок уже ориентируется не только на образец, показанный взрослым, но и на собственный замысел. Постепенно зымысел (внутренний образ) начинает преобладать.
-Третий этап характеризуется включением психологических функций. Воображение, мышление, речь и внимание становятся преднамеренными. Поставленную цель ребенок запоминает и выполняет.
Занятия по развитию произвольности определены задачами :
-развитие зрительно-мотрной координации,
-развитие активности личности,
-развитие умения действовать и работать по алгоритму в соответствии с поставленными задачами,
-стимулирование осмысления своих действий, поиска смысла, анализа действий,
-обучению навыкам самоконтроля и самооценки через контроль и оценку воспитателя.
В работу по развитию произвольности включены упражнения на развитие произвольности движений, становление произвольного внимания произвольно выполнять действия. Упражнения должны усложняться постепенно.
Спасибо за внимание!