Светлана Евсеева
Развитие воображения через нетрадиционные методы и приемы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие воображения через нетрадиционные методы и приемы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Одной из задач воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Воспитание творчески активного молодого поколения одна из главных задач современного общества. Поэтому большое внимание в воспитательном процессе в детском саду нужно уделять развитию творческого воображения.
Публикация «Развитие воображения через нетрадиционные методы и приемы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мы часто говорим ребенку: «Представь себе такую ситуацию…», «вообрази, что ты…»или «на что это может быть похоже». Для того чтобы представить и придумать необходимо воображение.
Прежде всего, следует ответить на вопрос: а нужно ли вообще применять нетрадиционные техники в изобразительной деятельности? Опыт показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ. Чтобы ребенок работал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, развивал воображение посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности, взрослый своевременно должен помогать ему, оказывать педагогическую поддержку, основными факторами которой являются:
*обеспечение детям необходимой степени свободы творчества;
*создание на занятиях благоприятной, эмоциональной атмосферы, чувства комфорта, вдохновения;
* обеспечения ситуаций успеха, выбора, самостоятельного принятия ребенком решения;
* формирование у детей чувства защищенности, уверенности в себе ив своих возможностях, стремление к самоактуализации;
* постепенный переход от созерцательности и поощрения творческой деятельности дошкольников к диалогу, передаче необходимых знаний и активным методом творческого освоения действительности.
Творческий процесс, в который вовлекается ребенок, очень хрупок и непредсказуем, поэтому во время занятий нет места сравнениям и порицаниям.
Нетрадиционная изобразительная деятельность требует соответствующего оборудования, разнообразия материалов, удобного и привлекательного их размещения с тем, чтобы каждый ребенок соответственно своему замыслу и желанию мог выбрать материал, апробировать его и получить наиболее удовлетворительный результат.
Работа с необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунки собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы, сминать салфетки, бумагу, рисовать пластилином, и получать интересные, красивые работы?
Дети знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, аппликации, дизайне, рассказах и т. д.
Богатые возможности в этом отношении представляет нетрадиционная изобразительная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер.
Ребенок получает возможность отразить свои впечатления окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, творчества, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы и техники в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Необходимо помнить, что каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.
Сухомлинский утверждал – «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев». От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
Одной из задач воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Воспитание творчески активного молодого поколения одна из главных задач современного общества. Поэтому большое внимание в воспитательном процессе в детском саду нужно уделять развитию творческого воображения.
Дидактические принципы
1 Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в творческую деятельность, самостоятельный поиск ими выразительных средств, использование нетрадиционной техники изображения, стремление к творческому самовыражению в продуктивных видах деятельности. Данный принцип предполагает использование таких методов и приемов как объяснение, разъяснение, беседу, наблюдение, показ нетрадиционной техники изображения, выразительных возможностей изобразительного материала.
2 Принцип наглядности, приобретаемый особую значимость в дошкольный период. Для детей старшего дошкольного возраста характерно наглядно - образного мышление. Этот принцип позволяет формировать у ребенка художественно – эстетическое восприятие и вкус, эмоционально – чувственное отношение к действительности.
3Принцип систематичности и последовательности, реализуемый через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области нетрадиционной техники изображения, использование средств выразительности. Творчество необходимо развивать не только на занятиях, но и в повседневной деятельности через наблюдение, тематические беседы, чтение художественных произведений, прослушивание музыкальных произведений.
4 Принцип доступности, основанный на психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. С целью сглаживания данных недостатков развития необходимо проведения физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики, подвижных игр. Тематика занятий должна быть интересной. При организации занятий следует учитывать идею о «зоне ближайшего развития» : сначала детей знакомят с известными событиями и явлениям окружающей действительности.
5 Принцип индивидуализации, построенный на учете индивидуально – личностных особенностей детей : темперамент, характер, интересы и др.
Данный принцип реализуется через рисование по замыслу, свободный выбор изобразительных материалов и техники изображения.
Формы работы с детьми применяющиеся в процессе нетрадиционных форм изобразительной деятельности :
-беседы;
-занятия на основе метода интеграции;
-рассматривание иллюстраций, таблиц;
-выставки детских работ
-дидактические игры;
-экспериментирование с различными материалами;
-соревнования, развлечения;
-использование физкультурных минуток;
В работе используются различные методы и приемы :
-одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
-обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, таблиц и др. наглядных пособий);
-словесный (беседы, указания, пояснения);
-практический (самостоятельное выполнение детьми изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
-эвристический (развитие находчивости и активности);
-метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе)
-сотворчество
-мотивационный (убеждение, поощрение).
К методическим особенностям построений знаний с детьми относиться:
-пальчиковые игры непосредственно с использованием на данном занятие из материалов;
-преподнесение и закрепление материала занятия в форме дидактических и подвижных игр;
-обязательное использование музыки;
-постоянная смена положения тела в пространстве (избегание статичных поз, длительного сидения);
-включение в занятия дыхательных упражнений, ритмических и релаксационных упражнений.
Работа нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. У всех дома есть много ненужных, но таких интересных для детского творчества вещей (зубная щетка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.). Много интересного можно найти на прогулке: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.
Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что его огорчает.