ольга веропаха
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Но надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он гражданин России.
Публикация «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Виды декоративно – прикладного искусства
Роспись по дереву.
Хохлома.
Городец.
Росписи Северной Двины и Мезени.
Керамика. Гжельская керамика
Скопинская керамика.
Русская глиняная игрушка.
Дымковская игрушка.
Каргопольская игрушка
Филимоновская игрушка.
Русская деревянная игрушка.
Игрушка русского Севера
Нижегородская «топорщина»
Полхов-Майданские тарарушки.
Сергиевопосадская игрушка
Богородская игрушка
Матрешки (Сергиев Посад, Семенов, Полхов-Майдан)
Задачи:
Младшая группа (от 3-4 лет):
Приобщать детей к декоративно – прикладной деятельности:учить учрашать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др., и разных предметов (блюдечко, рукавичка).
Средняя группа (от 4-5 лет):
Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятияпрекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленный детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).
Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета используемые в росписи.
Старшая группа (от 5-6 лет): декоративное рисование
Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладном искусством (Городец, Похлов-Майдан, Гжель, расширять представления о народных игрушках (матрешки – городецкая, богородская; бирюльки).
Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи, предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большого разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков, учить использовать для украшения оживки.
Познакомить с росписью Похлов-Майдана. Включать городецкую и похлов-майданскою роспись в творческую работу детей,
Помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (месным) декоративным искусством. Учить составлять узоры по мотивам городецкой, похлов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутон, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).
Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.)
Для развития творчества декоративной деятельности использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и тд., предметов быта (салфетка, полотенце).
Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемное фигуры.
Декоративная лепка. Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам декоративно-прекладного искусства. Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.).
Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом, использовать стеку.
Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображении, когда это необходимо для передачи образа.
Подготовительная к школе группа (от 6-7 лет)
Декоративное рисование. Продолжать развивать декоративное творчество детей умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых 9городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенкая роспись и др.). Учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.
Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
Декоративная лепка. Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф, применять стеку. Учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.
Заключение
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать ввод о том, что знакомство детей с предметами декоративно – прикладного искусства оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка в целом.
Творчество народных мастеров не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой.
Дети постепенно начинают уважать и любить это искусство, разбираться в его пластике, орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов.
Игрушки всех народных промыслов различаются по стилю и манере исполнения, и со временем ребенок начинает отличать игрушки одного промысла от другого, выделять характерные особенности, причём делает это он самостоятельно. И уже в старшей и подготовительной группе у детей под влиянием обучения появляется желание самим сделать игрушки по образцу тех, которые им показывали на занятиях.
Таким образом, народные игрушки стимулируют детей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в процессе занятий и игр с предметами народного творчества расширяют возможности самостоятельной деятельности детей в области декоративно-прикладного искусства.
Список литературы:
1. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. – М., 1986.
2. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. - М. : Просвещение, 1982.
3. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество: методическое пособие для воспитателей. – М. : Просвещение, 2006.
4. Грибовская А. А. Детям о народном искусстве: учебно-наглядное пособие. – М. : Просвещение, 2006.
5. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
6. Грибовская А. А. Детям о народном искусстве. М., 2004.
7. Дурасов Н. А. Каргополькая глиняная игрушка. Л., 1986.
8. Дорожин Ю. Г., Соломенникова О. А. Филимоновские свистульки: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М., 2004.
9. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М., 2005.
10. Народное искусство в воспитании дошкольников / Под ред. Т. С. Комаровой. М., 2005.
11. Соломенникова О. А. Радость творчества // Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. М., 2005.
12. Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя / Под ред. М. Б. Халезовой-Зацепиной. М., 2005.