Приложение МААМ

Методы и приемы коррекции страхов у детей дошкольного возраста

Наталья Науменко
Методы и приемы коррекции страхов у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Презентация.

Меня зовут Науменко Наталья Ивановна.

Я педагог психолог детского сада №45. Города Шахты.

Тема моей презентации «Методы и приемы коррекции страхов у детей дошкольного возраста» .

Что такое страх?

Страх является наиболее опасной эмоцией. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне реакция на страх – выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне – это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий, влекущих за собой выделение данного гормона.

Публикация «Методы и приемы коррекции страхов у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

Причины возникновения страха.

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина — конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.). А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: "Не будешь спать — заберет Баба-яга!".

Самые распространенные — это внушенные страхи. Их источник — взрослые (родители, бабушки, воспитатели, которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: "Не ходи — упадешь", "Не бери — обожжешься". Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.

Еще одна из наиболее частых причин страха — детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.

Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают, и малыш не хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, старший ребенок может запугивать малыша разными историями.

Причина последняя — наличие более серьезного расстройства — невроза, которое должны лечить медицинские работники.

В своей работе я использую:

Методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен.).

Проективная методика А. И. Захарова «Мои страхи»

Опросник А. И. Захарова «Страхи детей»

М. А. Панфиловой «Страхи в домиках»

Методика диагностики эмоционального состояния «Силуэт человека»

Л. Лебедевой

В коррекционной работе я использую :

Игра (сюжетная, дидактическая, подвижная, игра- драматизация, режиссерская) Художественная деятельность Физическая культура Учебная деятельность Трудовая деятельность.

Направления коррекции детских страхов :

Профилактика: куда входят - Консультирование родителей; Консультирование воспитателей; Психологическое просвещение; Включение в развивающие групповые занятия упражнений на снятие страхов; Коррекционные занятия с тревожными детьми;

Коррекция выявленных страхов.

Моя работа разделена на этапы:

Проведение мониторинга по выявлению детей группы риска.

Принятие заявок от родителей или воспитателей на проведение диагностики страхов у ребенка 1 этап ;

Проведение работы с детьми и их родителями на основе соответствующих методик 2 этап;

Обсуждение результатов диагностики ребенка с воспитателем и родителями. Обозначение путей совместной работы по решению выявленных проблем 3 этап;

Проведение с ребенком коррекционных занятий 4 этап;

Проведение повторной диагностики страхов ребенка, результаты которой также обсуждаются с воспитателем и родителями 5 этап

Методы и приемы коррекции детских страхов. Которыми я пользуюсь:

Сказкотерапия; Арт-терапия; Песочная терапия; Релаксация; Индивидуально-групповые занятия; Улучшение детско-родительских отношений.

Сказкотерапия.

Приемы работы со сказкой :

Анализ; рассказывание; сочинение новых сказок.

АРТ-ТЕРАПИЯ.

Способствует актуализации страхов, повышению уверенности в себе, развитию мелкой моторики, снижению тревожности.

Песочная терапия.

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Релаксация.

Обеспечивает гармонизацию уровней эмоциональной регуляции и снижение уровня тревожности. Подготавливает тело и психику к деятельности, Сосредоточивает на своём внутреннем мире, Освобождает от излишнего нервного напряжения.

Индивидуально- групповые коррекционные занятия.

1. Повышают уверенность в себе (самооценку) устранение внутреннего конфликта ребёнка; расширение эмоционального опыта; повышение самооценки; развитие навыков взаимодействия друг с другом.

2. Снимают страхи снятие эмоционального и мышечного напряжения; устранение, преобразование, либо частичное обесценивание страхов; формирование у детей преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность; стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций.

3. Развивают коммуникативные навыки уменьшение суетливости, нервозных движений, множества ненужных движений и мимики; снижение скованности, боязливости в движениях и речи; развитие умения сотрудничать с взрослыми и детьми; развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать своё мнение.

Улучшение детско-родительских отношений

Многие трудности ребенка должны разрешаться через призму семейных отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя, прежде всего отношение к ребенку, мы разрешаем его проблему. Работа совместно с семьёй ребёнка позволяет создать условия для раскрытия личности малыша, создать ему возможности проявить себя, свои чувства и эмоции; способствовать обогащению эмоционального мира родителей и детей; содействовать повышению самооценки детей, приобретению ими чувства собственной значимости.

Советы педагогам: что делать, если ребенок боится Нельзя оставлять без внимания жалобы малыша, следует относиться к ним с пониманием, каким бы беспочвенным не казался его страх.

Следует поговорить с воспитанником о его страхах. Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив малыша на колени, или сесть рядом с ним. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" – "нет" или "боюсь" – "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, надо только время от времени. Тем самым можно избежать непроизвольного внушения страхов. Во время беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребенка, а также не стоит зачитывать список страхов с листочка. Попробовать переубедить ребенка. Важно не уменьшать страх, не придавая ему значения, не говорить малышу о том, что все это глупости. Надо поделиться с воспитанником своим опытом, рассказать о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться.

Сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх.

Нарисовать страх – это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. После того как ребенок нарисует, следует сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки нужно развеять. Делать все это необходимо вместе с воспитанником, не забывая все время хвалить его, говорить, какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.

Использовать игру или инсценировки. Это лучше делать в группе детей. Родители могут закрепить достигнутые результаты дома, повторив задание вместе с ребенком. Но не стоит заставлять детей, это может спровоцировать еще больший страх.

Организовать общение ребенка со сверстниками, у которых тоже есть страхи. Малыш будет ощущать моральную поддержку, новые знакомства помогут ему отвлечься от своих мыслей. Все виды коррекции стоит применять в комплексе.

Советы родителям

Не стоит заниматься "закаливанием", т. е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, "чтобы привыкал". Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких "закаливаний" печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.

Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за "трусость".

Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы. Важно дать почувствовать ребенку, что вы его хорошо понимаете: объяснить малышу, что "монстров" не существует, обычно невозможно. Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем- нибудь. Больше разговаривайте с ребенком! Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей – понять, что именно беспокоит его и что явилось причиной страха.

Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам. Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.

Мониторинг. В начале года после мониторинга я выявила пять человек с повышенными страхами. Представляю их результаты.

Результаты методики № 1

М. А. Панфилова и А. И. Захаров «Страхи в домиках»

Ребенку предлагается нарисовать два дома — красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). В эти дома либо самостоятельно, либо с помощью экспериментатора детям предлагается расселить страхи : в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его, а ключ — выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А. И. Захаров предлагает возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту). Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15.

Первичная диагностика:

По результатам методики : Павел П. (16 страхов из 29, Оксана В. (20 страхов из 29) и Андрей Б. (23 страха из 29) Денис К. (10 страхов из 29).

Алена Л. - (9 страхов из 29)

После проведения коррекционной программы проводилась повторная диагностика

По результатам методики Павел П. (11 страхов из 29, Оксана В. (16 страхов из 29) и Андрей Б. (22 страха из 29) Денис К. (9 страхов из 29).

Алена Л. - (8 страхов из 29)

Сравнительный анализ результатов:

методики М. А. Панфилова и А. И. Захаров «Страхи в домиках»

На схеме Видно как произошло снижение страхов у детей.

Результаты методики № 2

Методика «Мои страхи» А. И. Захарова позволила отследить те персонажи, которые пугают детей. В своем рисунке Алена Л. изобразила себя и собаку, Денис К. нарисовал тоже себя и собаку.

Павел П. - волка, Андрей Б. - большую птицу, Оксана В. нарисовала бабу Ягу. В процессе беседы было выявлено, что собаки Алене часто снятся, ей не нравятся такие сны, они ее пугают, что подтверждает правильность результатов предыдущей методики, т. к. боязнь неприятных снов у Алены в общем перечне страхов присутствует.

Павел рассказал, что, когда он не слушается, родители напоминают ему о том, что плохих детей забирает серый волк, таким образом, волк у ребенка ассоциируется с возможным наказанием.

У Дениса предыдущая методика зафиксировала страх к животным вообще.

Андрей в образ большой птицы вложил много страхов : и боязнь громких звуков, и боли (может клюнуть, и крови. У Оксаны выявлено боязнь сказочных существ.

при повторной диагностики

В своем рисунке Денис К. нарисовал маленькую собачку, щенка, объяснив, что собак он стал бояться меньше, поэтому она маленькая,

Павел П. нарисовал змею, пояснил, что они ему не нравятся,

Андрей Б. - Бармалея,

Оксана В. нарисовала себя одну в комнате,

Алена не стала рисовать, потому что ей перестали сниться страшные сны.

Результаты методики «Мои страхи» Л. И. Захарова.

Можно сделать вывод, что дети, после коррекционной работы стали испытывать меньше страхов, стали более позитивными и жизнерадостными.

Результаты Методики «Силуэт человека» Л. Лебедевой диагностирует эмоциональное состояние ребёнка по цветовому выбору, согласно Максу Люшеру

№ Дети Цвет человечка

1 Денис К Зеленый

2 Павел П Синий

3 Оксана В Зеленый

4 Алена Л Красный

5 Андрей Б Желтый

Зеленый цвет свидетельствует о серьезном отношении к жизни и стремлении к безопасности, синий об удовлетворенности жизнью, красный о жизнерадостности и активности; желтый о настроенности на изменения. В целом результаты диагностики свидетельствуют о том, что ни один ребенок на момент исследования не находился в состоянии стресса (не был выбран серый, черный и коричневый цвет).

Результаты Методики «Силуэт человека» Л. Лебедевой после проведённой коррекционной работы.

№ Дети Цвет человечка

1 Денис К Синий

2 Павел П Синий

3 Оксана В Зеленый

4 Алена Л Красный

5 Андрей Б Красный

Зеленый цвет свидетельствует о серьезном отношении к жизни и стремлении к безопасности, синий об удовлетворенности жизнью, красный о жизнерадостности и активности. В целом результаты диагностики свидетельствуют о том, что ни один ребенок на момент исследования не находился в состоянии стресса (не был выбран серый, черный и коричневый цвет).

Результаты Методики «Силуэт человека» Л. Лебедевой диагностирует эмоциональное состояние ребёнка по цветовому выбору, согласно Максу Люшеру

Дети Цвет человечка

(констатирующий этап

исследования) Цвет человечка

(контрольный этап

исследования)

1. Денис К. Зеленый Синий

2. Павел П. Синий Синий

3. Оксана В. Зеленый Зеленый

4. Алена Л. Красный Красный

5. Андрей Б. Желтый Красный

По данной методике можно сделать выводы об эмоциональном состоянии ребенка на момент проведения диагностики. Человеку, предпочитающему синий цвет, свойственна удовлетворенность жизнью, тому, кто выбирает красный - жизнерадостность, зелёный - серьезное отношение к жизни. Надо отдельно отметить, что те, кто выбирают зелёный цвет, стремятся к безопасности и стабильности. Таким образом, мы видим, что в результате коррекционной работы у Дениса К. произошла смена приоритетов в выборе цвета. Он отказался от зелёного цвета, на основании чего можно судить о снижении тревожности ребенка, снижении стремления к безопасности.

Изменения в результате коррекционной работы произошли, в качественном плане они могут быть расценены как положительные.

Результаты методики «Теста тревожности» (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен.)

Экспериментальный материал - 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни дошкольника ситуацию.

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (И. Т.) который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков

№ п/п, Имя ребенка ИТ (в%) Уровень тревожности

1 Денис К 43 Средний

2 Павел П 79 Высокий

3 Оксана В 64 Высокий

4 Алена Л 50 Средний

5 Андрей Б 79 Высокий

Контрольные результаты «Теста тревожности» (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен.)

№ п/п, Имя ребенка ИТ (в%) Уровень тревожности

1 Денис К 36 Средний

2 Павел П 64 Высокий

3 Оксана В 50 Средний

4 Алена Л 43 Средний

5 Андрей Б 50 Средний

Сравнительные результаты методики «Теста тревожности» (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен.)

Индекс тревожности ребенка

№ Имя ребенка ИТ (в%) Уровень тревожности

Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий

этап Контрольный этап

1 Денис К. 43 36 Средний Средний

2 Павел П. 79 64 Высокий Высокий

3 Оксана В. 64 50 Высокий Средний

4 Алена Л. 50 43 Средний Средний

5 Андрей Б. 79 50 Высокий Средний

С помощью данной методики мною также зафиксировано снижение тревожности у детей.

Результат коррекционной работы.

В результате коррекционной работы положительная динамика избавления от страхов зафиксирована у всех детей.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Методы и приемы активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста У детей с общим недоразвитием речи отмечается стойкое отставание всех компонентов речевой системы, которые отрицательно отражаются на процессе.

Методы и приемы закаливания детей в детском саду Консультация для воспитателей на тему: «Методы и приемы закаливания детей в детском саду» [/b] Польза и значение всех способов закаливания.

«Приемы рефлексивной деятельности детей дошкольного возраста» Не секрет, что одним из факторов личностного развития и саморазвития ребёнка является рефлексия. Рефлексия помогает человеку понять самого.

Интерактивные приемы и методы формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с нарушениями речевого развития Интерактивная игра – одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития и самореализации участников.

Конспект занятия по коррекции тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста Тема: «Волшебный город» Цель: актуализация страхов, знакомство со способами преодоления страхов. Материал: альбомные листы, краски, карандаши,.

Консультация «Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста грамматике» Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации,.

Мастер-класс «Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами Sand Art» Теоретическая часть: - Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на мастер-классе «Психологическая коррекция страхов у детей.

Новый взгляд на игровые методы и приемы в работе с детьми дошкольного возраста ФГОС Новый взгляд на игровые методы и приемы в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время в нашей стране происходят существенные.

Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста Закономерности развития словарного запаса старших дошкольников в онтогенезе Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур.

Статья «Методы и приемы работы по развитию двигательных навыков детей со сложной структурой дефекта» Мои воспитанники – это дети со сложной структурой дефекта. Подвижный, эмоциональный, активно осваивающий окружающий мир и получающий удовольствие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приемы коррекции страхов у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 ноября 2016 в 19:57
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приемы коррекции страхов у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Науменко (УИ 231152) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД