Анастасия Лошкарева
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творчества и воображения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творчества и воображения у детей дошкольного возраста»
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Темочки:
- Воображение. Развитие воображения у детей
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка, рисование раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляя собственную фантазию.
Взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты: рисование – один из методов общения ребенка.
В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие особенности ребенка.
И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству
- приобщение к народному творчеству.
В своей работе я использую программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки», репродукции мировой культуры.
Перед собой я поставила цель своей работы: использование нетрадиционных техник в образовательной деятельности для развития продуктивной деятельности детей в изобразительной области.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
• раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков;
• рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе;
• рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.
Самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» ,можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник
1. Способствует снятию детских страхов
2. Развивает уверенность в своих силах
3. Развивает пространственное мышление;
4. Побуждает детей свободно выражать свой замысел;
5. Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
6. Побуждает детей работать с разнообразным материалом;
7. Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
8. Развивает мелкую моторику рук;
9. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
10. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие
В своей работе использую игры на развитие творческой активности.
1. Многие видели по телевизору технику рисования песком, такой техникой в совершенстве в мире владеют несколько человек. Используют они в своей работе не простой песок, а песок вулканического происхождения, такой песок я решила заменить на цикорий, такое рисование не только развивает воображение и развивает тактильные ощущения. Цикорий обладает целебными свойствами его аромат благотворно влияет на нервную систему. Можно использовать прокалённый речной песок, манку и т. д.
2. Наверно многие замечали, что если прольётся на столе несколько капель воды, дети сразу начинают выводить рисунки, поэтому в моей коллекции появилась игра «Волшебная капля». Дети рисуют цветными каплями. В данной технике развивается не только воображение, но и закрепляются умения смешивать и различать оттенки цветов.
3. Игровое упражнение «Простые рисунки" .Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. При их создании не нужно закладывать никакого определенного значения. Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше.
Вы можете сами придумать сколько угодно простых рисунков и разгадывать их. Однако создавая новый рисунок, не закладывайте в него заранее никакого смысла. Это может сильно помешать в дальнейшем при разгадывании. Никаких других ограничений нет.
4. В дидактической игре «Рисование нитками» развивается мелкая моторика рук, воображение, фантазия.
5. Необычные рельефные рисунки получаются способом «Тиснения». Рисовать этим способом очень легко. Все наверно помнят, как в детстве подкладывали копейки под лист и рисовали карандашом, получалась копия копейки. Мы подкладываем лист гофрированного картона и рисуем всё что хочешь.
6. В дидактических играх «Создай картину» и «Угадай картину» учимся различать виды живописи: натюрморт, пейзаж и портрет.
Свою работу с использованием нетрадиционных техник начинаю со 2-ой младшей группы по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте :
1. рисование пальчиками, ладошками
2. рисование тычками из поролона, ватными палочками
3. печатание листьями
В средней группе добавляется :
1. Рисование свечой
2. Оттиск пробкой, поролона, пенопласта
В старшей группе нетрадиционные техники :
1. Кляксография с трубочкой
2. Монотопия
3. Набрызг
4. Восковые мелки+акварель
5. Оттиск смятой бумагой
6. Рисование поролоном
7. Гравюра
В подготовительной группе добавляется:
1. Тиснение
2. Тычок жесткой полусухой кистью
3. Рисование по сырому
4. Черно-белый граттаж
5. Кляксография с ниткой
6. Батик
7. Рисование солью
8. Расчёсывание краски
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы,взрослые!
Это правда! Ну, чего же тут скрывать
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…
Э. Успенский
Литература
1. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
2. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.
3. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.
4. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.
5. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидатика», 2007 г.