Анастасия Лошкарева
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творчества и воображения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творчества и воображения у детей дошкольного возраста»
Публикация «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творчества и воображения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка, рисование раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляя собственную фантазию.
Взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты: рисование – один из методов общения ребенка.
В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие особенности ребенка.
И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству
- приобщение к народному творчеству.
В своей работе я использую программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки», репродукции мировой культуры.
Перед собой я поставила цель своей работы: использование нетрадиционных техник в образовательной деятельности для развития продуктивной деятельности детей в изобразительной области.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
• раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков;
• рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе;
• рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.
Самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» ,можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник
1. Способствует снятию детских страхов
2. Развивает уверенность в своих силах
3. Развивает пространственное мышление;
4. Побуждает детей свободно выражать свой замысел;
5. Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
6. Побуждает детей работать с разнообразным материалом;
7. Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
8. Развивает мелкую моторику рук;
9. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
10. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие
В своей работе использую игры на развитие творческой активности.
1. Многие видели по телевизору технику рисования песком, такой техникой в совершенстве в мире владеют несколько человек. Используют они в своей работе не простой песок, а песок вулканического происхождения, такой песок я решила заменить на цикорий, такое рисование не только развивает воображение и развивает тактильные ощущения. Цикорий обладает целебными свойствами его аромат благотворно влияет на нервную систему. Можно использовать прокалённый речной песок, манку и т. д.
2. Наверно многие замечали, что если прольётся на столе несколько капель воды, дети сразу начинают выводить рисунки, поэтому в моей коллекции появилась игра «Волшебная капля». Дети рисуют цветными каплями. В данной технике развивается не только воображение, но и закрепляются умения смешивать и различать оттенки цветов.
3. Игровое упражнение «Простые рисунки" .Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. При их создании не нужно закладывать никакого определенного значения. Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше.
Вы можете сами придумать сколько угодно простых рисунков и разгадывать их. Однако создавая новый рисунок, не закладывайте в него заранее никакого смысла. Это может сильно помешать в дальнейшем при разгадывании. Никаких других ограничений нет.
4. В дидактической игре «Рисование нитками» развивается мелкая моторика рук, воображение, фантазия.
5. Необычные рельефные рисунки получаются способом «Тиснения». Рисовать этим способом очень легко. Все наверно помнят, как в детстве подкладывали копейки под лист и рисовали карандашом, получалась копия копейки. Мы подкладываем лист гофрированного картона и рисуем всё что хочешь.
6. В дидактических играх «Создай картину» и «Угадай картину» учимся различать виды живописи: натюрморт, пейзаж и портрет.
Свою работу с использованием нетрадиционных техник начинаю со 2-ой младшей группы по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте :
1. рисование пальчиками, ладошками
2. рисование тычками из поролона, ватными палочками
3. печатание листьями
В средней группе добавляется :
1. Рисование свечой
2. Оттиск пробкой, поролона, пенопласта
В старшей группе нетрадиционные техники :
1. Кляксография с трубочкой
2. Монотопия
3. Набрызг
4. Восковые мелки+акварель
5. Оттиск смятой бумагой
6. Рисование поролоном
7. Гравюра
В подготовительной группе добавляется:
1. Тиснение
2. Тычок жесткой полусухой кистью
3. Рисование по сырому
4. Черно-белый граттаж
5. Кляксография с ниткой
6. Батик
7. Рисование солью
8. Расчёсывание краски
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы,взрослые!
Это правда! Ну, чего же тут скрывать
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…
Э. Успенский
Литература
1. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
2. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.
3. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.
4. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.
5. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидатика», 2007 г.