Людмила Суворова
Нетрадиционные техники рисования в развитии творчества и воображения у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные техники рисования в развитии творчества и воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Психолого-педагогическая характеристика среднего возраста.
Средний возраст – важнейший период в развитии дошкольника.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования в развитии творчества и воображения у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Возросли физические возможности детей : движения стали значительно более уверенными и разнообразными. В средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим.
Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.
Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Основным видом деятельности детей среднего возраста является игра, а так же появляются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование.
В сюжетных играх дети легко используют различные предметы – заместители ( например: кубик в качестве мыла). Это развивает фантазию и воображение ребёнка. В игре ребёнку впервые открываются отношения, существующие между людьми, ребёнок может сам выполнить ту или иную роль. В игре развивается умственная активность ребёнка.
Внутри игровой деятельности начинается складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определёнными правилами.
В средней группе отдаётся предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх.
Все виды занятий либо проходят в форме игры, либо содержат игровые ситуации и действия.
Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем. Дети стремятся к познавательному, интеллектуальному общению с взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю : «Почему?», «Зачем?», «Для чего?».
Способность детей устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.
Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой – укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим.
Ребёнок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создаёт новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приёмов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Ребё нок способен анализировать объекты одновременно по 2-3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приёмы. [№1,стр105]
Педагог развивает эстетические чувства детей. Он обращает их внимание на красоту природы, звучание музыки, разнообразие изобразительных средств. Дети уверенно держат карандаш, рисуют людей, животных, окружающие предметы, с удовольствием лепят, конструируют, занимаются аппликацией.
Одна из задач воспитания и развития детей пятого года жизни звучит так: Развивать творческие проявления и воображение в художественной, изобразительной и игровой деятельности. [№1, стр109]
Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей – в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально – исполнительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развивать самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности - рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
Основные компетенции педагога:
обеспечение эмоционального благополучия через:
- непосредственное общение с каждым ребёнком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
К художественно-эстетической деятельности относится:
• Изобразительная деятельность;
• Музыкальное восприятие;
• Восприятие художественной литературы.
• В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей
• специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.
Задачи обучения в средней группе :
• Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;
• Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора;
• Познакомить с архитектурой;
• Закреплять знания о книге, книжной иллюстрации;
• Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности;
• Обогащать представления детей об искусстве;
• Продолжать развивать интерес к лепке;
• Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений;
• Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения, играть на музыкальных инструментах. [https://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-na-temu-hudozhestveno-yesteticheskoe-razvitie-doshkolnikov.html]
Всё чаще мы замечаем маленьких детей, которые сидят, прильнув к экрану монитора наравне с родителями. Масса времени тратиться на компьютерные игры, всё реже родители уделяют вниманию общению и играм с ребёнком. Как показывает практика, сегодня у детей пропадает интерес к изобразительной деятельности, а иногда даже не формируется желание ею заниматься. А ведь изобразительно – художественная деятельность является важнейшим средством в формировании личности ребёнка, она дарит радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих работах рассказать о том, что увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребёнка, которой он начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве со стороны педагога. Чтобы развивать у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен научить ребёнка разбираться в изобразительном искусстве, научить владеть необходимыми способами художественной деятельности, изобразительными навыками и умениями, грамотно организовать его художественно - эстетическое развитие.
Программные требования к организации художественно - эстетического развития младших дошкольников подчинены решению следующих задач:
• Приобщение к изобразительному искусству и развитие детского творчества.
• Развитие умений изображения нескольких предметов, объединённых общим содержанием.
• Формирование способности к освоению и преобразованию окружающего пространства.
• Развитие детского творчества в изобразительной, музыкальной, познавательной, двигательной, коммуникативной, речевой и театрализованной деятельности.
• Максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развёртывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми.
• Формирования опыта совместной со взрослыми деятельности (сотворчества, участие в выполнении коллективных композиций.
• Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
• Воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.
Существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:
-интеллектуальному развитию ребенка;
- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- развивает мелкую моторику рук;
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность в рисовании, лепке, аппликации. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил.
Для освоения нетрадиционных способов предоставляется широкий спектр разнообразных материалов, доступных дошкольному возрасту :
- бумага разной фактуры, формы и размера;
- гуашевые и акварельные краски;
- кисти № 2,3,5; кисти из щетины;
- восковые и цветные мелки;
- маркеры, фломастеры;
- простые и цветные карандаши;
- графитный карандаш или уголь, свеча;
Для того чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, можно использовать детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Это позволит сделать рисование доступными, содержательными и познавательными.
https://dou38.neftekamsk.ru/index.php?id=18&Itemid=17&option=com_content&view=article&limitstart=1