Получи документы

Развитие внимание у детей старшего дошкольного возраста

Елена Володина
Развитие внимание у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Всем известно: для того, чтобы построить дом, нужно заложить надёжный фундамент, и уже на нём возводить само здание. Тоже самое и в обучении - хорошо развиты память, внимание, умение мыслить и рассуждать, сформирована учебная мотивация, то можно с уверенностью сказать об успешном обучении ребенка в дальнейшем.

Публикация «Развитие внимание у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Внимание – это один из основных психических процессов. И от того как оно развивается : как ребенок умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, акцентировать внимание, зависит качество обучения малыша и способность приобретать и накапливать полученные знания.

Виды внимания :

Непроизвольное внимание - не имеет цели и волевого усилия (резкий звук, яркая игрушка, яркая картинка, остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Ребенку очень сложно отвлечься от интересный игры, поделки, если он полностью погружен в тот или процесс.

Произвольное внимание – имеет цель и волевые усилия по активному поддержанию этой цели, служит для ее достижения (вовлечь в интересный познавательный процесс). Зачатки произвольного, активного внимания формируются в 4-5 лет, хотя первый тип все равно остается ведущим в течении всего дошкольного детства. Появляется оно в ходе взаимодействия ребенка и взрослого. Дошкольники же могут погружаться в процесс лишь кратковременно, именно поэтому в работе с детьми рекомендуется разнообразить деятельность, чтобы ребенку не стало скучно, и интерес к процессу не пропал.

Послепроизвольное внимание происходит через становление произвольного, оно связано с привычкой прилагать волевое усилие для достижения цели.

Внимание у ребенка развивается постепенно. На него оказывает влияние не только процесс обучения и воспитания, но и биологические факторы: наследственность и здоровье малыша. Выделяют следующие этапы в развитии внимания у детей.

Первый месяц жизни. У ребенка появляются реакции на свет, громкий звук, изменение температуры. Начинает формироваться непроизвольное внимание, навязываемое внешней ситуацией.

2-3 месяца. Ребенка привлекают предметы, непосредственно связанные с его жизнедеятельностью. Возникают первые признаки целенаправленного внимания, ориентированного на кормление и голос мамы.

6 месяцев. Возрастает продолжительность зрительного сосредоточения, однако у малыша внимание еще неустойчивое. Интерес быстро переключается с одного предмета на другой.

1 год. Появляются зачатки произвольного внимания, при котором ребенок использует волевые усилия для его поддержания. Большую роль здесь играют слова взрослых, обращенные к ребенку и помогающие ему концентрироваться на определенном предмете.

2-3 года. Произвольное внимание уже достаточно развито. Ребенка привлекает все большее количество разнообразных вещей и явлений. Наряду с произвольным продолжает формироваться и непроизвольное внимание.

4-5 лет. В этом возрасте ребенок уже внимательно слушает сказку, что говорит о достаточно устойчивом интересе. В развитии произвольного внимания помогают различные игры. Длительность игр постепенно увеличивается, а это является показателем роста уровня сосредоточенности.

6-7 лет. У ребенка уже формируется послепроизвольное внимание, которое объединяет в себе качества непроизвольного и произвольного внимания. В данном случае цель деятельности перемещается с результата на процесс выполнения, поэтому необходимость в волевых усилиях для сохранения внимания отпадает. Большую роль здесь играет речь ребенка.

Формирование внимания

В психологии выделяют 6 стадий развития внимания у детей.

1. Рассеянное внимание (от 0 до 1 года). Дети способны отвлечься на любой шум или новую игрушку.

2. Фиксированное внимание(1-2 года). Малыш, занятый своим делом, настолько им поглощен, что не замечает ничего вокруг.

3. Гибкое одноканальное внимание (2-3 года). Может прекратить свое занятие, услышав обращение к себе, но очень быстро к нему вернется.

4. Сложившееся одноканальное внимание (3-4 года). Дети могут переключаться с одного процесса на другой, прерывать свои занятия, затем вновь к ним возвращаться.

5. Двухканальное непродолжительное внимание (4-5 лет). Ребенок получает способность делать два дела одновременно – к примеру, играть и слушать, что ему говорит взрослый. При необходимости выполнить сложное действие способен сконцентрироваться именно на нем.

6. Сложившееся двухканальное внимание (5-6 лет). Может одновременно делать два дела, именно поэтому тренировки внимания следует начинать с этого возраста. С 5 лет.

Свойства внимания. Пять составляющих.

1. Концентрация — это степень сосредоточения.

2. Распределение — это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно (внимание к объектам, действия с ними или наблюдения за ними).

3. Переключаемость — это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую при появлении новой задачи.

4. Объем (5+-2) - измеряется количеством объектов, которые человек способен воспринять, охватить при их одномоментном предъявлении.

5. Устойчивость - это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности (яркость материала, эмоциональное состояние, отношение к деятельности и ее темп).

Нормы концентрации внимания

Под концентрацией внимания понимается временной отрезок, в течение которого ребенок способен удерживать сосредоточенность на каком-то одном действии. У детей она может иметь различную продолжительность в зависимости от возраста. Норма зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Нормы концентрации внимания у дошкольников.

У детей до 3 лет – до 15 минут (дети с расстройством нервной системы - не более 5 минут).

У детей 4 лет – до 20 минут (болезненные дети - не более 8 минут).

Дети 5 лет - до 10-25 минут (с нарушением внимания дети – не более 10мин)

Дети 6-7 лет - до 30 минут (дети с гиперактивностью или с ЗПР – не более 12 минут).

Распределение и переключение слабо развито у дошкольников. Эти свойства необходимо развивать специально.

В 4,5-5 лет ребенок начинает направлять внимание, действуя по инструкции взрослого.

В 5-6 лет появляется элементарная форма произвольного внимания (самоинструкция). Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий.

В 7-летнем возрасте внимание совершенствуется, включая волевое.

Объём внимания :

- в 3 - 4 года внимание ребёнка привлекают яркие, необычные предметы.

- в 4 - 5 лет - 1предмет,

- в 5-6 лет - 3 предмета (с достаточной полнотой и детализацией).

- к 6-7 годам - увеличивается и количество объектов, и изменяется круг предметов, которые ребёнок способен одновременно воспринять. Привлекают внимание внешние ничем не привлекательные объекты. А в тех объектах, которые привлекали ребенка раньше, шестилетка уже замечает больше деталей, и иное, чем раньше. Также его внимание уже больше начинает привлекать сам человек, его деятельность.

7 летние дети уже любят групповую деятельность. И начинают сочетать и удерживать в своём сознании несколько объектов с разными характеристиками.

Сосредоточенность и устойчивость.

Возрастает от младшего к старшему дошкольному возрасту почти в два раза.

Со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес игры – головоломки, загадки, задания учебного типа.

Устойчивость внимания к интеллектуальной деятельности заметно возрастает к 7 годам.

Внимание дошкольника имеет возрастную динамику развития. В старшем дошкольном возрасте расширяется объем внимания, возрастает его устойчивость, формируется и активно развивается произвольное внимание.

Нарушения внимания.

Низкая концентрация, распыленность.

Низкая переключаемость, рассеянность.

Низкая форма устойчивости.

Низкая распределяемость.

Произвольное внимание с задержкой.

Причины невнимательности.

- врожденная патология;

- нарушения речи;

- нарушения интеллекта;

- ошибки педагогики;

- эмоциональное воздействие.

Ребенок будет страдать от нарушения внимания, если окружающая его обстановка далека от комфортной, когда он находится в состоянии страха совершить ошибку, зная, что за ней последует наказание или смех.

Очень важно в дошкольном возрасте приступить к работе по развитию внимания, создавать условия для того, чтобы непроизвольное внимание переросло в произвольное, в волевое умение сосредотачиваться. И лучшее, что мы можем сделать, – развивать умение концентрироваться при помощи игры.

Существует огромное количество всевозможных игр и заданий, которые помогут ребенку научиться сосредотачиваться, а также подарят хорошее настроение. Главное – проводить их в положительном ключе, и ребенка даже не возникать и мысли, что его чему-то учат.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Дидактические игры на развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры на развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры математического характера, которые способны разбудить детскую познавательную активность. Ведь.

Картотека игр на развитие внимания для детей старшего дошкольного возраста Игра «Добавь слово».Первый ребёнок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет.

Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи»Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи» Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста. Тема: «В гостях у лесной феи» Цель:.

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой познавательного развития (ЗПР) Известно, что основа для развития познавательного интереса закладывается у детей в дошкольном возрасте, в процессе специально организованной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие внимание у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 сентября 2024 в 19:08
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие внимание у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Володина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД