Елена Володина
Развитие внимание у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно: для того, чтобы построить дом, нужно заложить надёжный фундамент, и уже на нём возводить само здание. Тоже самое и в обучении - хорошо развиты память, внимание, умение мыслить и рассуждать, сформирована учебная мотивация, то можно с уверенностью сказать об успешном обучении ребенка в дальнейшем.
Публикация «Развитие внимание у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Внимание – это один из основных психических процессов. И от того как оно развивается : как ребенок умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, акцентировать внимание, зависит качество обучения малыша и способность приобретать и накапливать полученные знания.
Виды внимания :
Непроизвольное внимание - не имеет цели и волевого усилия (резкий звук, яркая игрушка, яркая картинка, остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Ребенку очень сложно отвлечься от интересный игры, поделки, если он полностью погружен в тот или процесс.
Произвольное внимание – имеет цель и волевые усилия по активному поддержанию этой цели, служит для ее достижения (вовлечь в интересный познавательный процесс). Зачатки произвольного, активного внимания формируются в 4-5 лет, хотя первый тип все равно остается ведущим в течении всего дошкольного детства. Появляется оно в ходе взаимодействия ребенка и взрослого. Дошкольники же могут погружаться в процесс лишь кратковременно, именно поэтому в работе с детьми рекомендуется разнообразить деятельность, чтобы ребенку не стало скучно, и интерес к процессу не пропал.
Послепроизвольное внимание происходит через становление произвольного, оно связано с привычкой прилагать волевое усилие для достижения цели.
Внимание у ребенка развивается постепенно. На него оказывает влияние не только процесс обучения и воспитания, но и биологические факторы: наследственность и здоровье малыша. Выделяют следующие этапы в развитии внимания у детей.
Первый месяц жизни. У ребенка появляются реакции на свет, громкий звук, изменение температуры. Начинает формироваться непроизвольное внимание, навязываемое внешней ситуацией.
2-3 месяца. Ребенка привлекают предметы, непосредственно связанные с его жизнедеятельностью. Возникают первые признаки целенаправленного внимания, ориентированного на кормление и голос мамы.
6 месяцев. Возрастает продолжительность зрительного сосредоточения, однако у малыша внимание еще неустойчивое. Интерес быстро переключается с одного предмета на другой.
1 год. Появляются зачатки произвольного внимания, при котором ребенок использует волевые усилия для его поддержания. Большую роль здесь играют слова взрослых, обращенные к ребенку и помогающие ему концентрироваться на определенном предмете.
2-3 года. Произвольное внимание уже достаточно развито. Ребенка привлекает все большее количество разнообразных вещей и явлений. Наряду с произвольным продолжает формироваться и непроизвольное внимание.
4-5 лет. В этом возрасте ребенок уже внимательно слушает сказку, что говорит о достаточно устойчивом интересе. В развитии произвольного внимания помогают различные игры. Длительность игр постепенно увеличивается, а это является показателем роста уровня сосредоточенности.
6-7 лет. У ребенка уже формируется послепроизвольное внимание, которое объединяет в себе качества непроизвольного и произвольного внимания. В данном случае цель деятельности перемещается с результата на процесс выполнения, поэтому необходимость в волевых усилиях для сохранения внимания отпадает. Большую роль здесь играет речь ребенка.
Формирование внимания
В психологии выделяют 6 стадий развития внимания у детей.
1. Рассеянное внимание (от 0 до 1 года). Дети способны отвлечься на любой шум или новую игрушку.
2. Фиксированное внимание(1-2 года). Малыш, занятый своим делом, настолько им поглощен, что не замечает ничего вокруг.
3. Гибкое одноканальное внимание (2-3 года). Может прекратить свое занятие, услышав обращение к себе, но очень быстро к нему вернется.
4. Сложившееся одноканальное внимание (3-4 года). Дети могут переключаться с одного процесса на другой, прерывать свои занятия, затем вновь к ним возвращаться.
5. Двухканальное непродолжительное внимание (4-5 лет). Ребенок получает способность делать два дела одновременно – к примеру, играть и слушать, что ему говорит взрослый. При необходимости выполнить сложное действие способен сконцентрироваться именно на нем.
6. Сложившееся двухканальное внимание (5-6 лет). Может одновременно делать два дела, именно поэтому тренировки внимания следует начинать с этого возраста. С 5 лет.
Свойства внимания. Пять составляющих.
1. Концентрация — это степень сосредоточения.
2. Распределение — это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно (внимание к объектам, действия с ними или наблюдения за ними).
3. Переключаемость — это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую при появлении новой задачи.
4. Объем (5+-2) - измеряется количеством объектов, которые человек способен воспринять, охватить при их одномоментном предъявлении.
5. Устойчивость - это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности (яркость материала, эмоциональное состояние, отношение к деятельности и ее темп).
Нормы концентрации внимания
Под концентрацией внимания понимается временной отрезок, в течение которого ребенок способен удерживать сосредоточенность на каком-то одном действии. У детей она может иметь различную продолжительность в зависимости от возраста. Норма зависит от индивидуальных особенностей малыша.
Нормы концентрации внимания у дошкольников.
У детей до 3 лет – до 15 минут (дети с расстройством нервной системы - не более 5 минут).
У детей 4 лет – до 20 минут (болезненные дети - не более 8 минут).
Дети 5 лет - до 10-25 минут (с нарушением внимания дети – не более 10мин)
Дети 6-7 лет - до 30 минут (дети с гиперактивностью или с ЗПР – не более 12 минут).
Распределение и переключение слабо развито у дошкольников. Эти свойства необходимо развивать специально.
В 4,5-5 лет ребенок начинает направлять внимание, действуя по инструкции взрослого.
В 5-6 лет появляется элементарная форма произвольного внимания (самоинструкция). Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий.
В 7-летнем возрасте внимание совершенствуется, включая волевое.
Объём внимания :
- в 3 - 4 года внимание ребёнка привлекают яркие, необычные предметы.
- в 4 - 5 лет - 1предмет,
- в 5-6 лет - 3 предмета (с достаточной полнотой и детализацией).
- к 6-7 годам - увеличивается и количество объектов, и изменяется круг предметов, которые ребёнок способен одновременно воспринять. Привлекают внимание внешние ничем не привлекательные объекты. А в тех объектах, которые привлекали ребенка раньше, шестилетка уже замечает больше деталей, и иное, чем раньше. Также его внимание уже больше начинает привлекать сам человек, его деятельность.
7 летние дети уже любят групповую деятельность. И начинают сочетать и удерживать в своём сознании несколько объектов с разными характеристиками.
Сосредоточенность и устойчивость.
Возрастает от младшего к старшему дошкольному возрасту почти в два раза.
Со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес игры – головоломки, загадки, задания учебного типа.
Устойчивость внимания к интеллектуальной деятельности заметно возрастает к 7 годам.
Внимание дошкольника имеет возрастную динамику развития. В старшем дошкольном возрасте расширяется объем внимания, возрастает его устойчивость, формируется и активно развивается произвольное внимание.
Нарушения внимания.
Низкая концентрация, распыленность.
Низкая переключаемость, рассеянность.
Низкая форма устойчивости.
Низкая распределяемость.
Произвольное внимание с задержкой.
Причины невнимательности.
- врожденная патология;
- нарушения речи;
- нарушения интеллекта;
- ошибки педагогики;
- эмоциональное воздействие.
Ребенок будет страдать от нарушения внимания, если окружающая его обстановка далека от комфортной, когда он находится в состоянии страха совершить ошибку, зная, что за ней последует наказание или смех.
Очень важно в дошкольном возрасте приступить к работе по развитию внимания, создавать условия для того, чтобы непроизвольное внимание переросло в произвольное, в волевое умение сосредотачиваться. И лучшее, что мы можем сделать, – развивать умение концентрироваться при помощи игры.
Существует огромное количество всевозможных игр и заданий, которые помогут ребенку научиться сосредотачиваться, а также подарят хорошее настроение. Главное – проводить их в положительном ключе, и ребенка даже не возникать и мысли, что его чему-то учат.