Кристина Верхоглядова
«Лоскутное одеяло». Конспект занятия по коллективной аппликации из ткани и салфеток в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• расширять и уточнять представления детей о лоскутном шитье;
• учить мозаичному способу изображения;
• развивать чувство цвета, колорита, композиции, поощрять проявления творчества, развивать художественный вкус и умение, обогащающие нашу внутреннюю жизнь и приносящее истинное удовольствие от выполненной работы, развивать интерес к данному виду искусства; познавательную активность;
• воспитывать терпение, приучающее к аккуратности
Словарная работа: лоскут, мозаика, изба, ярмарка
Развивающая среда: атрибуты к сказке: изба, куклы – три дочери, купец, ярмарка (матрёшки, бусы, кольца, декоративная посуда- деревянные ложки, тарелки, скатерть); готовое лоскутное одеяло; презентация «Лоскутное шитье»
организация мастерской: клей, кисточки для клея, салфетки, квадраты из ткани (7*7) ватман, разделённый на квадраты;
Звучит спокойная музыка и воспитатель приглашает детей в сказку.
Воспитатель:
Сядьте рядышком, ребятки.
Вам сегодня расскажу, без утайки
по порядку сказку. Все вам доложу.
Жил – был купец. У купца три дочки (показываю) Очень любил купец своих дочерей, но свою младшенькую, Алёнушку, любил больше всех.
Собрался раз купец в город за подарками. Вот и спрашивает он дочерей своих:
«Дочери, мои милые, что в подарок им привезти?»
Старшая говорит: «Привези мне, батюшка, бусы»,
Средняя говорит: «А мне, батюшка, кольцо серебряное».
А младшая Марьюшка говорит: «А мне, батюшка, привези одеяло лоскутное»
Поехал купец в город, да скоро назад вернулся. Накупил подарков для двух дочерей: для старшей дочери- бусы, для средней – кольцо серебряное. А младшенькой не нашёл одеяла лоскутного. Очень опечалился купец, сел и думает:
«Что же делать? Где же взять мастеров да мастериц таких, чтоб одеяло сшилилоскутное?»
Воспитатель:(обращаясь к купцу) Не печалься, мы поможем тебе. Сошьём одеяло лоскутное.
Воспитатель: (обращаясь к детям)
Чтобы сшить такое одеяло надо быть настоящими мастерами и мастерицами. Хотите ими стать?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Встанем в хоровод, поиграем в игру «Иголка и нитка».
Хоровод: «Иголка и нитка» (воспитатель «иголочка», за ней идут дети «ниточка», под русскую народную мелодию изображают «змейку»)
Воспитатель: Вот мы и стали мастерицами, да мастерами. Все умеют мастерицы: шить, вязать и песни петь. Строчка за строчкой, все лоскуточки ловкие руки собирают в цепочки – а потом сшивают, одеяло получают.
Показ готового изделия.
Воспитатель: Почему оно называется лоскутное одеяло? Наливное яблочко на серебряном блюдечке расскажет нам об этом.
(показывает яблоко на блюдечке и говорит волшебные слова)
Воспитатель: Катись, катись, яблочко, по блюдечку, расскажи да покажи «Сказочку лоскутную».
Презентация «Лоскутное шитье»:
Лоскутная мозаика появилась давно.
• В переводе с английского лоскут – заплатка, кусочек материала, пятно неправильной формы. Почему с английского? Потому что лоскутное шитьё впервые появилась в стране, которая называется Англия (слайд 1,2).
• А в России лоскутным шитьём стали заниматься позднее. Лоскутными одеялами украшали как крестьянские избы, но и избы богатых людей (слайд 3,4).
• Женщины брали сильно поношенные вещи, уже отслужившие свой срок. Такие вещи уже нельзя было носить. Резали их на кусочки - лоскутки. А лоскутки сортировались. Всё, что годилось для шитья, шло на лоскутные одеяла. В шитье такого одеяла обязательно участвовали все женщины семьи (слайд 5).
• Лоскутные работы, выполненные в русском стиле, отличаются особой яркостью, «весельем» красок. Для них характерно многоцветье, гармоничное сочетание пестрого с пестрым, а также умелое использование в одном изделии из тканей разных видов (Слайды 6,7,8,9,10,11,12,13).
Во многих городах России образуются клубы любителей лоскутного шитья, проводятся встречи, фестивали. Фестиваль – это праздник, на котором собираются мастера (слайд 14.) В некоторых странах одеяла дарятся новорождённым детям, как оберег, передаётся по наследству, шьют выпускникам школ, как память о детстве.
Воспитатель: Вот какая интересная сказка о лоскутной мозаике. А мы с вами будем продолжать народные традиции и сошьём вот такое лоскутное одеяло.
Воспитатель: Я приглашаю вас в творческую мастерскую.
Обратите внимание на это лоскутное одеяло. Какие геометрические фигуры вы видите на одеяле?
Дети: Это квадраты.
Воспитатель: Правильно. А по цвету квадраты, какие?
Дети: Они разноцветные.
Воспитатель: Проходим к столам, где приготовлен материал для работы.
Воспитатель: А давайте смастерим каждой сестрице по одеялу. Разбиваемся на три группы. Для работы вам понадобятся клей, кисточки, салфетки и квадраты из ткани. Посмотрите, как вы будете выполнять работу:
Смазываю клеем лоскуток и приклеиваю на «одеяло»!
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Ребята, скажите, что мы делали?
Дети: одеяло.
Воспитатель: А из чего состоит одеяло?
Дети: Одеяло состоит из лоскутков. Оно лоскутное.
Воспитатель: В какой стране впервые стали заниматься лоскутным шитьём?
Дети: Лоскутным шитьём стали впервые заниматься в Англии.
Воспитатель: Что обозначает это слово в переводе с английского языка?
Дети: В переводе с английского языка это слово обозначает заплатка, кусочек, пятно неправильной формы.
Воспитатель: Кто шил лоскутные одеяла?
Дети: Этим занимались женщины.
Воспитатель: Где мы сейчас можем увидеть лоскутное шитьё?
Дети: В настоящее время организуются настоящие выставки, праздники лоскутного шитья.
Воспитатель: Молодцы, ребята, как много интересного вы сегодня узнали о лоскутном шитье, о лоскутной мозаике. И сами были настоящими мастерами и мастерицами лоскутного шитья. Посмотрите, ребята, какие замечательные одеяла из лоскутков мы «сшили». Я думаю, что они очень понравятся дочерям купца. Мы их им подарим.