Светлана Александровна Мажова
Картотека игр на развитие внимания для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Добавь слово».Первый ребёнок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет первые два по порядку и называет свое и т. д.
Если эту игру проводить неоднократно, то от раза к разу увеличивается количество запоминаем слов т. е. объем памяти. А установка, которую дает взрослый на запоминание как можно большего числа слов, развивает произвольное внимание.
Игра «Рыба, птица, зверь».
Публикация «Картотека игр на развитие внимания для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Лучше если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь». Тот на ком остановится считалка, должен быстро назвать, в данном случае зверя. При чем названия не должны повторяться. Если ответ правильный ведущий продолжает игру.
Если ответ неверный или названия повторяется (задержка ответа, то ребенок выбывает из пары, оставляя свой ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.
Игра «Запрещенные движения».
Участники игры располагаются в кругу. Ведущий сообщает, что они должны повторять все движения, кроме одного. Как только рук ведущего опускаются вниз – все должны поднять руки вверх т. е. сделать наоборот.
Тот, кто ошибается, становится ведущим.
Игра «Стаканчик».
Ребята сидят в кругу. Педагог передает тарелку, в которой лежит стакан. Тарелку со стаканом нужно передать по круг так, чтобы никто не услышал ни стука, ни звона стакана. В конце упражнения подводится итог, кто тише всех передал. Возможны разные варианты перестановок.
Игра «Будь внимателен к словам».
Ставятся стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На один ряд садятся дети, они получают картинки с изображениями дома, машины, собаки, цветка. Воспитатель читает или рассказывает историю. Если в тексте встречается слово, обозначающее картинку, ребенок должен встать и быстро пересесть на стул напротив. Выигрывают дети, которые ни разу не пропустили свое слово.
Игра «Будь внимателен к словам».
Ставятся стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На один ряд садятся дети, они получают картинки с изображениями дома, машины, собаки, цветка. Воспитатель читает или рассказывает историю. Если в тексте встречается слово, обозначающее картинку, ребенок должен встать и быстро пересесть на стул напротив. Выигрывают дети, которые ни разу не пропустили свое слово.
Игра «Слово заблудилось».
Взрослый произносит рифмованные и нерифмованные фразы. Дети слушают и подсказывают нужное слово.
На полу из плошки молоко пьет ложка.
На поляне у дубочка собрала кусочки дочка.
Вкусная сварилась Маша. Где большая крошка наша.
На дворе большой мороз, отморозить можно хвост.
Испеки мне утюжок! – просит бабушку крючок.
Игра «Художник».
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того кого он будет рисовать, потом отворачивается и дает словесный портрет.
Ребята сидят в кругу. Ведущий показывает какие-либо движения, а ребята должны делать наоборот. Если ведущий, сложит ладони в кулак - дети должны разжать ладони. Кто ошибается, становится ведущим.
Игра «Воробушки и великаны».
Выбираются дети, которые будут изображать «автомобили», другие «воробушек». Ведущий подает сигнал «автомобиля» - гудок, «воробушки» - летите. По своему сигналу воробушки и автомобили выходят из домиков и бегают. Ведущий следит, чтобы «воробушки» - вовремя прятались от «автомобилей» в домики, чтобы им не отдавили лапки.
Игра «Детектив».
Дети разбиваются по парам встают лицом друг к другу и в течение 10 секунд внимательно изучают внешность друг друга. После этого поворачиваются спиной друг другу и по очереди громко описывают внешность друг друга.
Игра «Найди ошибки».
Заранее нарисуйте картинку, на которой допущено 5- 6 ошибок. Например, на картинке, изображающий детей, играющих во дворе зимой, можно нарисовать дерево с листьями и т. п. содержание картинка и допущенные ошибки д. б. понятны малышу, чтобы усложнить игру сделайте ошибки более заметны.
Игра «Найди игрушку».
Взрослый описывает ребенку какую-нибудь игрушку, находящуюся в комнате. Ребенок может задавать вопросы. Затем ребенка просят найти предмет, о котором шла речь.
Игра «Платочек».
Дети встают в круг. Водящий ходит сзади круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг. Если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что он проиграл. Если он заметит платочек, от должен догнать водящего и осадить. Если это удается водящий остается прежний. Если нет – водит другой.
Игра «Да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить».
Взрослый предлагает ребенку поиграть в вопросы и ответы. Ребенок может по-разному отвечать на вопросы, но должен выполнять одно правило: нельзя произносить запретные слова «да - нет», «черное - белое». Взрослые задает такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова. Например: «Какого цвета у доктора халат?». В случае ошибки играющие меняются местами.
Игра «Броуновское движение».
Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисный мячики. Детям сообщатся правила: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать рукой и ногой.
Игра «Менялки».
Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул, таким образом, получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются те у кого (светлые волосы, темные глаза). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящим должны занять место (свободное). Кто остался без стула, становится ведущим.
Вариант «Менялки игрушек».
Водящий стоит спиной и считает до 10. В это время некоторые играющие меняются предметами молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Задача водящего угадать, кто с кем поменялся игрушками.
Игра «Колпак мой треугольный».
Играющие, сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего произносят по одному слову из фразы.
«Колпак мой треугольный
Треугольный мой колпак
А если не треугольный
То это не мой колпак.
По кругу фразы повторяется снова, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак» заменяют его жестами (например, 2 хлопка ладошкой по своей голове)
В следующий раз, уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу, играющие произносят на одно слово меньше, а показывают на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестами.
Игра «Фигуры».
Необходимые приспособления: счетные палочки.
Описание игры: Взрослый раскладывает счетные палочки в виде определенной фигуры. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру. Сложность задания все время увеличивают: сначала показывают простые фигуры, затем более сложные; сначала ребенок составляет фигуры, глядя на образец, затем образец убирают, дав ребенку возможность запомнить фигуру.
Игра «Найди отличие».
Описание игры: Ребенок рисует картинку и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игра «Фасоль или горох?»
Описание игры: На столе стоит тарелка с горохом и фасолью. Ребенку нужно разобрать и разложить горох и фасоль по тарелкам.
Комментарий: В дальнейшем игру можно усложнить, завязав глаза.
Игра «Поиграем с предметами».
Описание игры: Ведущий выбирает 7-10 небольших предметов.
1. Положить предметы в ряд и прикрыть их чем-нибудь. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все предметы.
2. Снова ненадолго показать ребенку предметы и спросить его, в какой последовательности они лежали.
3. Поменяв местами два предмета, показать снова все предметы на 10 секунд. Предложить ребенку уловить, какие два предмета переложены.
4. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
5. Положив один на другой несколько предметов, попросить ребенка перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз.
6. Разбить предметы на группы по 2-4 предмета. Ребенок должен назвать эти группы.
Комментарий: Эти задания можно и дальше варьировать. Начинать можно с небольшого количества предметов (сколько ребенок в состоянии запомнить, будет видно уже по первому заданию, увеличивая в дальнейшем их количество и манипуляции.
Игра «Найди игрушку».
Описание игры: в комнате расставляют игрушки (до 10 штук, затем выбирают ведущего. Ведущий загадывает какую-либо игрушку и начинает ее описывать. Задача ребенка - задавать вопросы, которые помогут прояснить, что это за игрушка, а затем найти ее. Нашедший становится ведущим и описывает следующую игрушку.
Комментарий: перед началом игры ребенок должен внимательно рассмотреть все игрушки вместе со взрослым, который в описании обращает внимание на характерные отличия игрушек друг от друга. Немало важным также является указание на второстепенные малозаметные детали, например бантик у куклы или пуговка на комбинезончике у мишки.
Игра «Слепые фотографы».
Описание игры: ребенку предлагают запомнить («сфотографировать») несколько предметов и их расположение, а после этого завязывают ему глаза и перемешивают предметы. Играющий должен на ощупь определить предметы и расставить их так же, как они лежали.
Комментарий: эта игра направлена на развитие мелкой моторики или, другими словами, чувствительности и умелости пальцев рук детей, которая на уровне мозговых структур непосредственно связана с интеллектом. Поэтому такие игры должны занимать одно из основных мест в работе с дошкольниками.