Светлана Дрынкина
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в музыкальных играх
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития творческой способности. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в музыкальных играх» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Ребёнок активен и любознателен по своей природе и стремиться преобразовывать мир по собственным законам красоты. Детей данного возраста отличает желание самовыражаться в танцах, движениях, рисовании. Освоение детьми выразительных средств искусства, затрагивающих эмоциональную сферу ребёнка и основанных на стремлении познавать окружающий мир, помогает пробудить творческую способность, желание преобразовательных действий.
В условиях современного дошкольного образования существует проблема создания условий для развития творческой способности ребёнка. Известно, что без проявления творческой инициативы весь процесс обучения теряет свою смысловую значимость. В психолого-педагогической литературе указывается на то, что при разумно выбранном направлении процесса обучения у детей дошкольного возраста должна возникнуть потребность, готовность к выражению душевного состояния, своих мыслей, идей впечатлений. В этом и состоит вся ценность способности человека, которая носит творческий характер.
При изучение нами способностей творческой деятельности старших дошкольников позволило сформировать следующие задачи творческой способности :
- уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку, предполагающий глубину, осознанность и эмоциональность музыкальных впечатлений, способность глубоко переживать музыкальное произведение и адекватно выражать его содержание в движение, пластике, мимике, высказываниях;
- наличие творческого начала в продуктивной деятельности, предполагающего: 1) эмоционально-положительное отношение детей к творчеству (увлечённость, захваченность деятельностью, способность быстрого вхождения в изображаемые обстоятельства, искренность и непосредственность переживаний); 2) овладение способами творческих действий, характеризующихся умением вносить изменения, вариации, преобразования в знакомый материал, самостоятельно находить наилучшее решение заданий и оригинальные приёмы, проявлять находчивость и ориентировку в новых условиях; 3) стремление к достижению результата, соответствующего элементарным художественным требованиям (нахождение адекватных выразительных средств для воплощения образов в придуманных движениях);
- уровень развития творческого мышления, позволяющий ребёнку быть успешным в творческой деятельности, проявлять самостоятельность при включении в творчество, способствовать к быстрому переключению данных
ответов, находить более оригинальные ответы определяющих числом редкоприводимых, проявлять стройность, логичность творческого мышления.
Так как ребёнок получает удовлетворение от деятельности, проявляя свою внутреннюю творческую энергию, и всячески стремиться к такому виду деятельности. Именно поэтому мы стремимся помочь дошкольникам реализовать свой творческий потенциал в продуктивной деятельности, а не только ограничивать их самостоятельность формирование умений и навыков. Музыкальная игра - это творческий процесс, связанный с активным осмысленным восприятием музыки, наиболее способствующим развитию фантазии ребёнка, эстетических и нравственных чувств. Развивающие возможности игры, как одной из привлекательных для детей форм творческой музыкальной деятельности раскрываются в работах Н. А. Ветлугиной.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.
Поэтому, чтобы творческие проявления детей в игровой деятельности имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, педагогу необходимо:
- отбирать такой музыкальный материал для игр, который может являться основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать дидактическим требованиям;
- использовать приёмы, методы и формы работы, способствующие созданию на занятии атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринуждённости;
- выбирать приёмы показа образцов творчества в различных видах музыкальной деятельности дошкольника, различными способами импровизировать; разрабатывать и ставить наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности в каждой игре, исходя из его темы.
Организуя музыкальные игры, мы предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что, чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, отзывчивее, добросовестнее они относятся к порученному. Так, вполне разумно предоставлять детям самим, выбрать игру, распределить роли, инструменты, а при необходимости только разрешить конфликтные ситуации.
В игре возникают определённые формы общения детей. Наблюдая за детьми, можно заметить, что хорошо организованная игра на следующий день повторяется в том же составе. Таким образом, у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи. В игре у детей возникает обмен игровым опытом.
Также в группе был создан «Музыкальный уголок» с учётом возрастных особенностей детей. В «уголке» размещена картинка изображающая самостоятельную музыкальную деятельность детей : дети играют на дудочке или другом инструменте, танцуют или поют. Здесь же находятся музыкальные игрушки : дудочки, домры, колокольчики, балалайки, погремушки, бубны, детские пианино, металлофоны, музыкально-дидактические игры, которые обыгрывает воспитатель с детьми в совместной деятельности. Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной игровой деятельности, нами время от времени (1-2 раза в месяц) обновляются пособия в музыкальном уголке, пополняем его новым оборудованием.
Всё это даёт возможность нам в работе с детьми интереснее организовать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире использовать музыкальный материал для развития музыкально-творческих способностей.
В своей работе по формированию творческих способностей мы используем игровые упражнения: «Составление изображений», «Эскизы», «Преврати рисунок в фигуру» - в процессе которых у детей развивается воображение, фантазия. А также музыкальные игры, направленные на формирование выразительности и изобразительности в музыке и их исполнительской реализации: «Ёжик», муз. Д. Б. Кабалевского «Ёжик» - в этой игре дети передают образы животных, их повадки; музыкальная игра «Мотылёк», муз. С. М. Майкапара «Мотылёк» - вызывает у детей проявление выразительности и изобразительности в музыке и её исполнении. Анализ передачи детских образов убедил нас в том, что при формировании творческой способности важно комплексно использовать методы и приёмы развития в процессе музыкально-выразительной деятельности. Это обогащает фантазию детей в продуктивной деятельности. Следующие музыкальные игр направлены на нахождение ассоциативных параллелей между произведениями музыки и живописи. Музыкальна игра «Баба-яга», муз. П. И. Чайковского «Баба-яга» в ходе, которой дети создают художественный образ в процессе исполнения музыкального произведения; «Мимолётное видение», муз. С. М. Майкапара «Мимолётное видение» - помогает различать средства музыкальной выразительности и умения создавать художественный образ в изобразительной деятельности; «Старый замок», муз. М. П. Мусоргский «Старый замок» - игра развивает творческое воображение детей, умение выразить в рисунке характер музыки.
Организованная нами совместная творческая деятельность детей и родителей в семье и в детском саду позволяет повысить эффективность работы по развитию творческих способностей детей; родители приобретают необходимые знания о творческих способностях ребёнка, что обеспечивает преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье и в детском саду.
Таким образом, творческая способность ребёнка старшего дошкольного возраста требует поэтапного стимулирования посредством расширения способов самостоятельности действий, усложнения творческих заданий в играх, применение детьми усвоенных творчества в новых, измененных ситуациях и разнообразных видах исполнительской деятельности. Важно поддерживать интерес в создании нового, опираясь на музыкальные возможности ребёнка, уровень развития музыкальных способностей детей и эмоциональной отзывчивости на музыку. Формирование творческой способности предполагает, иные отношения взрослого и ребёнка по сравнению с теми, которые складываются в процессе обучения. Творчество дошкольников активизируется отдельными творческими заданиями, нацеленными на создание более завершённой композиции. Особую роль приобретает сама музыка как источник развития творчества и как образец, который должен отличаться определёнными качествами, как эталон для воображений детей. Дети с большим желанием воспринимали творческие задания в музыкальных играх, проявляли активность, интерес при их решении.
Творчество рассматривается нами как наиболее содержательная форма психической активности, как универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение разнообразных видов деятельности. Среди показателей творческой личности особое место принадлежит творческой способности. Желание творить проявляется у ребёнка уже в раннем детстве, но сенситивным периодом развития является старший дошкольный возраст. Рассматривая данное понятие с педагогических позиций как мотивированную готовность ребёнка к творческой деятельности, характеризуемую рядом показателей, мы определяем её не как результат подготовки к творческой деятельности, а как предпосылку включения в творчество, обусловленную мотивами ребёнка, опытом деятельности и способную к изменению её в процессе развёртывания деятельности. Наиболее ярко развитие творческой активности старших дошкольников происходит в процессе художественно-эстетического воспитания. При этом в музыкальной деятельности творчество детей не нуждается в совершенной технике, а обусловлено содержанием музыкального опыта, насыщенного высокохудожественными образами музыкальной культуры как эталонами творчества, а также уровнем развития невербальной креативности и эмоциональной отзывчивости на музыку.