Ирина Скобелева
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, вступивших в силу с 1 января 2014 года, актуальным становится создание условий для развивающегося вариативного дошкольного образования, открывающего возможности для личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, что будет способствовать более глубокому и многостороннему познанию предметов и явлений действительности, формированию ассоциаций и их активизации в разных видах творческой художественно-эстетической деятельности.
В специальной и учебно-методической литературе (Т. А. Ткаченко, С. Е. Гаврина, М. В. Крулехт, Л. В. Куцакова и др.) достаточно подробно представлена тематика и содержание работы по изобразительной деятельности для дошкольников. Процесс обучения данному виду деятельности зачастую рассматривается с точки зрения обеспечения наиболее успешного овладения детьми художественными, конструктивными умениями и навыками. Однако менее разнообразен материал по развитию творческих способностей старших дошкольников в рисовании пластилином, авторы не акцентируют внимание на богатых возможностях пластилинографии для развития творческих способностей ребенка и подготовки ребенка к школе. Особенности развития детских творческих способностей обусловлены психическим и личностным развитием дошкольника. В первую очередь, это особенности основных психических процессов, способствующих реализаций творческого процесса.
Исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, О. М. Дьяченко, Н. Н. Палагиной и др. утвердили возможность формирования воображения в дошкольном возрасте. Для развития творческих способностей наиболее значимо творческое воображение, так как именно оно позволяет открывать новые, сущностные характеристики действительности.
Само понятие «творческое» предполагает акцентирование новизны, оригинальности создаваемых воображением образов. А. В. Петровский определяет творческое воображение следующим образом: «Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности».
Л. А. Парамонова выделяет следующие особенности проявления творческих способностей в продуктивной деятельности: дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт, новизна открытий и продукта субъективна; процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата; ребенок с легкостью начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам.
Цель проекта: выявить эффективность развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рамках кружка по пластилинографии.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития творческих способностей старших дошкольников в рамках кружка по пластилинографии;
2. подобрать и апробировать пакет диагностических материалов по выявлению уровней развития творческих способностей старших дошкольников;
3. разработать и внедрить программу педагогического эксперимента по развитию творческих способностей старших дошкольников в рамках кружка по пластилинографии, выявить ее эффективность
Занятия кружка по пластилинографии представляет большую возможность для развития и обучения детей, так как способствуют :
- развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление,
- развитию воображения;
-развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной
координации детей,
- развитию самостоятельности, произвольности поведения;
- реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в творчестве.
На констатирующем этапе исследования мы выявили особенности проявления творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста; выяснили условия, используемые педагогом в работе по развитию творческого потенциала с применением следующих методик: методики диагностики универсальных творческих способностей для детей ( авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев) : Методика №1 «Солнце в комнате»; Методика №2 «Складная картинка»; Методика №3 «Как спасти зайку». На основании проведенных наблюдений, беседы, а также организации специальной, продуктивной деятельности было определено три уровня развития творчества у детей старшего дошкольного возраста : 1 уровень (низкий, 2 уровень (средний, 3 уровень (высокий). Нами был сделан вывод о преобладании у старших дошкольников среднего уровня развития творческих способностей. На формирующем этапе исследования мы ставили целью проведение целенаправленной работы по организации творческой среды. Нами разработан и внедрен в практическую деятельность цикл занятий по пластилинографии. Контрольный эксперимент подтверждает эффективность выбранной нами методики. Был отмечен заметный рост по всем показателям развития творческих способностей, дети экспериментальной группы стали более самостоятельными в выборе темы, проявляли фантазию, придумывая что-то новое, оригинальное. Уже на формирующем этапе исследования мы заметили усиление творческой активности детей.
В целом, результаты проведенной работы и практические рекомендации могут быть использованы воспитателями, специалистами ДОУ, а также педагогами дополнительного образования центра детского творчества.
Литература
1. Акулина, Н. А. Развитие творческих способностей детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования / Н. А. Акулина// Изобразительное искусство в школе. - 2014. - № 5. - С. 62-77.
2. Бабич, О. М. Развитие творческих способностей у старших дошкольников / О. М. Бабич, Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар
// Психолог в детском саду. - 2004. - N 3. - С. 33-51.
3. Белкина, Ю. А. Развитие творческих способностей дошкольников на основе техники квиллинг / Ю. А. Белкина ;// Одаренный ребенок. - 2014. - № 4. - С. 150-154
4. Богоявленская, Д. Б., Психология творческих способностей : Учеб. пособие / Д. Б. Богоявленская. - М. : Академия, 2002. - 320 с.
5. Васильченко, И. А. Развитие творческих способностей дошкольников в учреждении дополнительного образования детей/ И. А. Васильченко// Методист. - 2019. - № 2. - С. 62-64.
6. Богоявленская, Д. Б. Каждый ребенок обладает возможностью становления творческих способностей / Д. Б. Богоявленская // Современное дошкольное образование : теория и практика. - 2009. - № 6. - С. 14 - 17.