Крылова Ольга Вячеславовна
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных сказок-опер
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного
возроста посредством музыкальных сказок- опер.
Вот уже много лет я работаю над темой «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» и для себя сделала вывод, что необходимым условием для этог является обогащение ребенка яркими впечатлениями, знакомство его с различными видами искусства. Театр является одним из самых ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей, воздействующих на воображение ребенка различными факторами: словом, действием, музыкой, изобразительным искусством. Именно театрализованная деятельность сочетает в себе целый комплекс воспитательных и образовательных процессов развития личности. Это и стало главным направлением в нашей работе- воспитать у детей любовь к театру, раскрыть не только их творческие способности, но и решить социальные проблемы.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных сказок-опер» размещена в разделах
- Музыкальные сказки. Сценарии
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Известно, что театрализованная деятельность влияет на всестороннее развитие ребенка, а именно: развивает культуру речи, память, мышление, манеру общения, художественный вкус, чувство коллективной ответственности за себя и за товарищей, обогащает словарный запас, устанавливает связь с другими сверстниками.
Формы театрализованной деятельности разнообразны: кукольный театр во всех его видах, драматизация сказок, детские оперы, балет -сказки. Все они по- своему интересны. Однако участие детей в театрализованных играх,спектаклях становится возможным лишь после того, как у них сформирована готовность к подобного рода занятиям, есть достаточные знания театра, как вида искусства, эмоционально- положительное отношение к нему и определенный опыт собственной театрально- игровой деятельности.
Поэтому, мы составили план развития детей средствами сценического искусства, по которому и работали. Для обучения детей основам актерского мастерства использовали этюдный тренаж, который и помогал развивать память, мышление, воображение и восприятие. На занятиях мы помогали ребятам найти выразительные средства для создания игрового образа: жест, мимику, интонацию, движения, позу. Мы обучали детей азбуке выражения эмоций, умелому и уместному использованию жестов и мимики, снятию психического напряжения.
Большие воспитательные и образовательные возможности развития творческого воображения и художественного вкуса у детей мы видели в драматизации сказок
За годы работы в дошкольном учреждении мы ребятами старшего возраста ставили множество различных спектаклей кроме этого поставили мини- оперу «Красная Шапочка», детскую оперу «Теремок», «Муха- Цокотуха», «Репка»… В этом году для постановки мы вновь выбрали оперу- игру М. Красева, «Теремок» на стихи С. Маршака, но уже с другими детьми. Жанр детской оперы мне самой очень близок и интересен, вероятно потому, что опера- самый богатый и сложный жанр музыки. Опера соединяет воедино и музыку, и драму, и живопись, и пластику. Опера- это музыкальный жанр, а точнее вокально-театральный жанр. Почему? Потому что оперу можно назвать театральным представлением, которое требует от юных актеров не только выразительной речи, движений, но и точного интонирования мелодии, а от музыкального руководителя-мастерства исполнения.
Работу над драматизацией начали с того, что познакомили ребят с содержанием сказки. Сначала ее читали, потом задавали детям вопросы по содержанию, чтобы выяснить поняли они ее или нет. Вопросы углубляли, стремясь заставить детей мыслить, воспринимать сказку не только в целом, но и вникнуть в суть характеристик героев: «Что ты знаешь о героях? Какими вам представляются герои? Как композитор охарактеризовал того или иного героя музыкой?» Предоставляли возможность детям самим распределять роли. И надо сказать, чточасто кандидатуры, выдвигаемые ребятами на главную роль, совпадала с нашими представлениями. Но это умение пришло, конечно, не сразу. Мы учили видеть у своих товарищей способность перевоплощаться, передавать характер героев. Мы спрашивали кто из ребят, по их мнению, мог бы сыграть ту или иную роль. Вот что они говорили по этому поводу:
Диана: «Пусть ежиком будет Захар. Он быстрый, ловкий, шустрый и может притвориться хитреньким.»
«Согласны»- говорили мы,-«А кто же сыграет роль медведя?»
Данил: «Пусть медведем будет Руслан. У него голос грубый, он большой и волосы у него темные.» «А ты, Даня, хотел бы сыграть роль медведя?» «У меня, конечно, получится, но у Руслана будет лучше.»
Катя: «А лягушка- это, конечно, Диана. Она хорошо по- лягушечьи умеет квакать»
Такое распределение ролей детьми активизировало их воображение, расширяло представление о характере героев.
Нас волновал вопрос как быть, если не все желающие смогут получить роль. И тогда решили на каждую роль назначить дублера. Это дало возможность малоактивным детям подавить в себе робость, присмотреться к товарищу и по- своему (может быть не так удачно) но создать сказочный образ. Мы понимали, что каждый ребенок должен что-то сыграть, всем детям хочется высказаться. И такую возможность мы им предоставили, т. к. у каждого ребенка наступает такой момент, когда он может то, чего не мог раньше. Помогая детям совершенствоваться, мы испытывали чувство удовлетворения. Работу с детьми над спектаклем проводили как индивидуально, так и по подгруппам. Когда дети выучилисвои роли, научились выразительно двигаться, петь, говорить, мы стали соединять отдельные мизансцены в спектакле. Паралельно шла работа по разучиванию песен, движений под музыку. Как правило репетиционная работа проходила во второй половине дня и длилась не более 20-25 минут два раза в неделю.
Когда спектакль, костюмы, декорации и все необходимое для представления было готово, его показали детям этой же группы. Получился яркий, запоминающийся спектакль. Юные актеры готовы были играть его еще и еще. Представление посмотрели все дети нашего детского сада, родители, студенты музыкального отделения педколледжа. И тогда мы пригласили на спектакль детей из детского сада №34.
Цель, которую мы поставили перед собой, занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, сделала жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремились, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в различных видах деятельности и в повседневной жизни.
У ребят, с которыми мы работали, появилось огромное желание быть участниками спектакля. Проделанная работа не прошла бесследно.
Работа с детьми по театрализованной деятельности обогатила меня, как педагога. Свои знания и умения я применила на практике как режиссер -постановщик спектакля- оперы.