Светлана Коваль
Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ через изодеятельность
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребёнка.
В связи с этим перед дошкольным учреждением встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что, в свою очередь, требует совершенствования учебно - воспитательного процесса с учётом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ через изодеятельность» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. Н. Игнатьева воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно - воспитательной деятельности.
Возникающее в дошкольном возрасте творческое воображение - важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формирования личности ребёнка в целом.
Начинать формировать воображение ребёнка можно с самого раннего возраста, надо искать и находить всё новые и новые пути для развития умения фантазировать. Педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком (как объективно, так и субъективно) нового значимого только для конкретного лица продукта. Именно создание нового путём рисования, аппликации и составляет результат творческой деятельности дошкольников. В процессе изодеятельности ребёнок испытывает разнообразные чувства, радуется красивому изображению, любуется им, огорчается, если что-то не получается, старается добиться результата или наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься. Разумеется, в этом случае, чуткое, внимательное отношение педагога, его помощь, совет помогают ребёнку приобрести различные знания, новыеизобразительные навыки и умения, уточнить и углубить его представления об окружающем, рассмотреть его творческие возможности и осознать их исполнение. Всё это весьма значимо для интеллектуального развития. И созданный результат разнообразных преднамеренных действий продукт является, как правило, новым.
Изучение воображения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью характеризуется особенностями в развитии этой функции. Они выражаются, прежде всего, в том, что в отличие от воображения нормально развивающихся дошкольников воображение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью не становится творческим, а носит репродуктивный характер и зависит от свойственного им отставания в интеллектуальном развитии, существенным компонентом которого является несформированность предпосылок творческого воображения. Малая дифферепцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных серийных движений и действий, отрицательно отражается на предмет деятельности.
Чтобы решить данную проблему, я решила выработать коррекционную систему работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью по развитию творческого воображения на занятиях по рисованию, аппликации с использованием нетрадиционных методов и приёмов.
Цель: развитие творческого воображения и обучение использования в работе разнообразных средств выразительности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по рисованию, аппликации.
Задачи: - учить детей проявлять творчество при работе с новыми материалами (ватные подушечки, цветные салфетки, опилки, манку, соль);
- развивать воображение, мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие; - мелкую моторику, - воспитывать интерес к рукотворному миру, -улучшать общую и двигательную активность, создавать эмоционально -комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
В дошкольной педагогике применяются разнообразные методы и приёмы обучения.
Методы и приё мы:
- массаж кистей рук,
- пальчиковая гимнастика,
- физминутки,
- пальчиковые игры со словами,
- пальчиковый театр.
Избранные методы должны соответствовать:
- общей цели и задачам;
- специфике вида деятельности;
- возрастным и интеллектуальным особенностям детей.
Для развития данной психологической функции у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью даёт положительные результаты в том случае, когда работа педагога в этом направлении носит целенаправленный характер.
Для развития положительной мотивации и интереса к творческой деятельности, важно обеспечить условия, способствующие проявлению интереса и желания детей.
- материальные (оборудование, обстановка и т. д.);
- расширение крута его представлений, обогащение новыми впечатлениями, накопление опыта;
- создание эмоционально благополучной атмосферы на занятиях;
- положительное отношение к творческой деятельности.
Основой для развития творческого воображения ребёнка является накопление и обобщение жизненных впечатлений. Наличие достаточного эмоционально -чувственного и художественного опыта.
Развитие творческого воображения основывается на принципе развивающего обучения, учёта возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребёнка, при котором оно должно вести за собой развитие, ориентируясь на те компоненты способностей, которые ещё не сформировались, но должны сформироваться в ходе такого обучения.
Основные блоки коррекционной работы:
1. Диагностический - заключается в первоначальной диагностике творческого воображения у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста перед проведением занятий, так и в последующей диагностике во время проведения занятий по изодеятелыюсти.
2. Развивающий - планирование и проведение занятий.
3. Заключительный - состоит в формировании и закреплении полученных знаний.
Этап реализации работы
Первый этап имел своей целью установление первоначального уровня развития творческого воображения детей средствами изодеятельности. По тестам «Доброе и злое», разработанный Л. Л. Мелик - Лаптевым и «Дорисуй картинку», разработанный Э. Торренсон и адаптированный О. М. Дьяченко.
Для второго этапа своей работы составила перспективный план развития творческого воображения на занятиях по изодеятельности. Для развития творческого воображения использую следующие методы: «Фантастический образ», «Что бы это могло быть?».
На этом этапе больше уделяю внимания на использование приёмов, которые способствовали бы развитию творческого воображения - беседа, рассказ, чтение произведений, наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций.
В качестве развивающих упражнений использую вырезание симметричных фигур из бумаги сложенных вдвое, симметричных узоров из листа сложенного в несколько раз, вырезание силуэтных изображений по контуру и на глаз.
На третьем этапе провожу повторную диагностику. Это позволяет оценить динамику развития ребёнка, спланировать дальнейшую работу с учётом дополнительных занятий. Детские работы становятся лучше, интереснее, сюжет насыщенней, обогащенный образами.
Вариант коррекционной работы предполагает индивидуальные занятия или парами с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Периодичность занятия 1 раз в неделю, каждое занятие рассчитано на 15- 20 мин.