валентина островская
Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Главная проблема, с которой сталкиваются дети с ОВЗ – это равнодушие и отторжение обществом, отсутствие возможности в самореализации. И здесь большая ответственность возлагается на педагога, который должен показать ребёнку другой мир, без ограничений и болезней – мир творчества. Искусство лечит. Это давно поняли те, кто всерьёз думает о детях. Творя, ребёнок обдумывает мир, находит выход тёмным страстям. Дети с ограниченными возможностями в силу своих «ограничений» воспринимают реальность ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Они более усердны, вдумчивы и внимательны. И именно в занятиях творчеством дети-инвалиды находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Формирование творческих навыков можно рассматривать как средство интеллектуального развития. Как средство коррекции познавательной деятельности, как метод обучения и, наконец, как средство эмоционально – эстетического воспитания. А наиболее способствующие решению коррекционных задач виды деятельности, это: аппликация, лепка, рисование, трафарет.
Занятия аппликацией способствуют развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о цвете и форме.
Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, точности движений, корректирует нарушение мышечно – суставного чувства.
Использование трафарета способствует воспитанию правильного движения, расширению графических возможностей ребенка.
Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
Для того чтобы ребенок мог совершать трудовые операции, необходимо, чтобы он был знаком со свойствами различных предметов и веществ: воды, клея, бумаги, ткани, пластилина.
Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, учитель должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию творческих способностей.
На занятиях творческим трудом должны использоваться доступные детям виды практической деятельности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов, совершенствует мелкую моторику рук. Ведь очень часто у детей с ОВЗ отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, при этом и речевые навыки развиты недостаточно, часто речь ребенка не соответствует возрастным нормам. Многочисленные исследования учё ных подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Что же такое мелкая моторика? Это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной.
Развивая мелкую моторику, мы заставляем развиваться не один отдел головного мозга. Что в дальнейшем очень положительно скажется на умственном развитии ребенка. Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи.
Детям с ОВЗ необходима своевременная коррекционная помощь, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение проблем со здоровьем. В первую очередь - это различные упражнения и игры для развития мелкой моторики, лепка из глины и пластилина, рисование или раскрашивание картинок, изготовление поделок из бумаги, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций, изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов и многое другое.
Для развития мелкой моторики, нужно с детьми проводит пальчиковые игры. Пальчиковые игры являются одним из самых доступных видов работы по развитию мелкой моторики. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется.
1. Игры – манипуляции.
«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения. «Пальчик-мальчик, где ты был?.», «Пальчики пошли гулять…» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
2. Сюжетные пальчиковые упражнения.
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.
«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.
4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.
«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.
«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательным для детей, используются бельевые прищепки, которые не только развивают мелкую моторику ребёнка, но и творческое воображение, логическое мышление, закрепляют знания цвета, счёта.
Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике «Солнышко» : лучики к солнцу, дети учатся находить закономерности, умение составлять лучики солнышка в определенном порядке чередуя прищепки по цвету (красная, жёлтая, красная, жёлтая; красная, красная, жёлтая, красная, красная, жёлтая).
Хорошо в работе использовать бросовый материал - крышки от пластиковых бутылок. Их, можно использовать, как раздаточный материал, собрав крышки разных цветов (синие, красные, желтые, зеленые, белые, черные). Развивать мелкую моторику рукам помогают игры с крупами.
В работе по развитию мелкой моторики рекомендуется придерживаться некоторых правил:
• подбирать задание с учетом их постепенно возрастающей сложности;
• учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;
• проводить работу регулярно, систематически;
• соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;
• повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру;
• заботится о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм;
• стараться, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.
Дети – инвалиды – это особая категория людей, особая школа. Работая с ними, замечаешь одну закономерность – чем меньше у человека физических возможностей, тем больше душевного тепла. Они также способны, как и обычные дети и нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свой талант и оказали поддержку.
В заключении хотелось бы отметить, что важное значение, имеют поддержка и одобрение любых творческих идей поступивших от детей, закрепление любых, пусть минимальных успехов, развитие собственной индивидуальности ребенка в условиях совместной деятельности.
Хотелось бы, чтобы каждый ребенок получал реальную возможность для развития своих творческих способностей, преодолевая внутренние трудности. Кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который чувствуя, размышляя, действуя, вносит в жизнь крупицу своего «Я».