Светлана Понаморёва
Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе обучения
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС отмечается необходимость разработки теоретических и практических аспектов проблемы формирования личности ребенка, создание благоприятных условий для развития его творческого потенциала в контексте особого творческого качества, нестандартности и оригинальности мышления, потребности в творческой самореализации, особенно в условиях современного общества, повседневной жизни, в ситуации постоянных непредсказуемых изменений.
Публикация «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе обучения» размещена в разделах
В настоящее время понятие «творческие способности» имеет достаточно устойчивый статус в теоретическом аппарате современной психолого-педагогической науки. Изучению творческих способностей посвящено множество работ зарубежных и отечественных ученых (Д. Б. Богоявленская, Е. Щ. Варламова, М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, Н. М. Гнатко, В. Н. Дружинин, А. Маслоу, Я. А. Пономарев, Е. П. Торренс, Б. М. Теплов, Е. Л. Яковлева и др., где раскрываются различные аспекты изучаемого феномена.
В трудах С. Л. Рубинштейна мы находим следующие определения способностей : это свойства или качества человека, делающие его пригодным к усиленному выполнению какого-либо из видов общественно-полезной деятельности, сложившегося в ходе общественно-исторического развития [1].
В настоящее время понятие «творческие способности» имеет достаточно устойчивый статус в теоретическом аппарате современной психологической науки. По мнению В. Н. Дунчева, существует несколько основных подходов к проблеме творческих способностей :
творческих способностей как таковых нет. Интеллектуальная одарённость выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческой деятельности играют мотивации, ценности, интеллектуальная активность, личностные черты;
высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и наоборот. Творческого процесса, как специфической формы психической активности, нет.
творческая способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем развития способности к творчеству есть незначительная корреляция [2].
Таким образом, творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. К свойствам творческого мышления относится беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. В настоящее время существует множество классификацией творческих способностей. Компонентами твор-ческих способностей являются творческое воображение и качества творческого мышления.
Проанализировав различные определения, можно прийти к выводу, что под творческими способностями детей старших дошкольников понимаются некие индивидуально-психологические особенности ребенка, независящие от умственных способностей, которые проявляются у ребенка в форме фантазии, воображения, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Б. Никитин определяет условия творческого развития личности, выдвигая на первое место раннее начало, т. е. он считает, что младший школьный возраст является самым благоприятным этапом развития творческих способностей ребенка, роста его личностного достоинства и самореализации [3].
Г. В. Терехова полагает, что в структуре творческих способностей у детей следует выделить такие компоненты: творческое мышление, творческое воображение, применение методов организации творческой деятельности. Такое выделение структурных компонентов творческих способностей, по мнению исследователя, будет способствовать развитию творческих способностей у детей и может быть представлено как результат обучения творческой деятельности [4].
Развитие ребенка в дошкольном возрасте сопровождается изменениями познавательных способностей и социальной ситуации. Эти изменения подготавливают ребенка к учебной деятельности, к всестороннему развитию способностей и задатков. Как правило, творческие способности отмечаются у всех детей, чье развитие соответствует половозрастной норме. Однако наличие этих способностей не означает их интенсивного развития, поэтому у большинства детей они не подвергаются существенным изменениям. Для того чтобы творческие способности получили свое дальнейшее развитие, ребенок должен оказаться в ситуации, стимулирующей поиск творческого решения проблем, но при этом поддерживающей чувство защищенности ребенка. Творческие способности у детей проявляются в инструментальном и мотивационном аспектах. Инструментальных аспект связан с применением особых форм и приемов решения поставленной задачи, а мотивационный – с особой позицией личности по отношению к познанию действительности [5].
Дети младшего возраста значительную часть своей активной познавательной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры – это плод их буйной работы фантазии, из-за чего они с большим увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой, которой является творческое воображение. Ведь когда в процессе обучения ребенок сталкивается с необходимостью осознать абстрактный материал и ему необходимы аналогии при общей нехватке жизненного опыта, то на помощь ребенку приходит именно воображение [6].
В младшем возрасте ведущее значение отдается именно воображению, так как именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если педагоги и родители в этот возрастной период не будут специально развивать воображение, то в последующем у ребенка наступает быстрое снижение активности данной функции. Ведь вместе со снижением способности человека фантазировать обедняется его личность, снижаются его возможности творческого мышления, угасает интерес к искусству, науке [7].
Поскольку творческое преобразование психических образов часто носит бессознательный характер, психологической основой выработки гипотез является также взаимодействие сознательных и бессознательных компонентов психики, творческого мышления и воображения, опирающихся на взаимодействие работы левого и правого полушарий мозга. Выделение перечисленных составляющих гипотетичности, с одной стороны, показывает возрастные ограничения функционирования этой способности у детей в младшем возрасте, а с другой стороны, позволяет говорить о направлениях ее развития и показателях ее проявления. Что же ограничивает возможности детей в выдвижении гипотез? Во-первых, это недостаточное развитие основных мыслительных операций, неполная сформированность абстрактно-логического мышления, его конкретный характер, который проявляется в неумении отвлечься от внешнего и увидеть то, что составляет внутреннюю (смысловую) сторону образа, в оперировании единичными представлениями и трудностями перехода к обобщениям. Во-вторых, сказываются возрастные ограничения в работе творческого воображения и малый опыт жизненных представлений. Добавим к этому преимущественно конвергентный характер мышления детей и ориентировку на «правополушарные мыслительные стратегии», реализуемую при традиционном обучении [8].
Специфика развития художественного мышления ребенка зависит от этапа развития. Возрастные особенности развития художественного мышления имеют некоторые отличительные особенности у детей 6-7 и 8-10 лет. Выявлены следующие особенности: на начальном этапе (в 6-7 лет) закладываются общие первичные основы художественного мышления. Важнейшей базой остается игровая форма в развитии мышления : дети предпочитают художественно-творческую деятельность, построенную с учетом игровых элементов. Дети, приходящие в первый класс, зачастую мало задействуют вербальный аспект художественного мышления. В процессе художественно-творческой деятельности дети проявляют большую свободу действий, непосредственность, искренность и прямоту понимания и осознания художественного образа. У некоторых детей эта тенденция сохраняется к 3-4 классу. В 8-10 лет у детей происходит формирование художественного мышления на основе образного мышления с постепенным переходом к логическому (к 10- 11 годам). Формируется произвольность мышления. В 3-4 классах развитие художественного мышления напрямую зависит от уровня формирования воображения, фантазии, креативности, познавательной и эмоциональной сферы, а также от опыта художественной деятельности и мотивации к ней [9;10].
Исходя из сущности понятия «творческие способности», их структуры, возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, Л. Н. Антилогова определяет следующие показатели развития творческих способностей младших школьников :
оригинальность (способность младшего школьника давать необычные ответы, требующие проявления творчества)
абстрактность названия (способность трансформации образной информации в словесную);
невербальное воображение (преобразование младшим школьником представлений, создание им новых образов)
эмоциональное отношение к творческому учителю (положительные или отрицательные эмоции, возникающие у младшего школьника к учителю в процессе взаимодействия)
проявление эмоциональных переживаний в творческой деятельности (эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в творческую деятельность)
творческая мотивация (внутренние побудители младшего школьника к творческой деятельности, связанные с удовлетворением потребности в творчестве) [11].
Таким образом, раскрывая особенности развития творческих способностей старших дошкольников, можно прийти к выводу, что этот возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей у детей. В данный возрастной период происходит разделение видов деятельности ребенка, активно работает воображение, фантазия которые позволяют быстрее развиваться творческому мышлению. Показателями творческого мышления младших школьников являются оригинальность, абстрактность названия, невербальное воображение, эмоциональное отношение к творческому учителю, проявление эмоциональных переживаний в творческой деятельности, творческая мотивация.
Список литературы
1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2019. 713 с.
2. Дунчев В. Н. Исследование когнитивных стилей в связи с креативностью: автореф. дисс. канд. психол. наук
3. Никитин Борис: Ступеньки творчества. Развивающие игры. М. : Самокат, 2018. 384 с.
4. Терехова Г. В. Особенности развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе (методические материалы к программе «Уроки творчества»). Челябинск, 2002. 65 с.
5. Хуторской, А. В. Развитие творческих способностей / А. В. Хуторской. М. : Владос, 2007. 179 с.
6. Белоцерковец Н. И., Кириллова Л. С. Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста //Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2015. С. 18-22.
7. Гончаров В. Н. Социальная концепция информационного общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 6-2. С. 27-30.
8. Люблинская А. А. Детская психология
9. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей М. : ТЦ Сфера, 2001. 128 с;
10. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей : Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М. : Академия, 2002. 320 с.
11. Антилогова Л. Н., Карпова Л. Г. Внеучебная деятельность как фактор развития творческих способностей младших школьников // Наука о человеке: Гуманитарные исследования. 2013. № 3 (13). С. 71-77.