Светлана СТЕЛЬМАХ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музицирования
▼ Скачать + Заказать документы
Целью элементарного музицирования в детском саду является игровое, творческое развитие личностного потенциала ребенка, его природной музыкальности, развитие способности к творческому самовыражению.
При знакомстве с различными жанрами музыки детям предлагаем задания, направленные на выбор тембр инструмента, который бы соответствовал характеру и настроению музыки.
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музицирования» размещена в разделах
Маршевая музыка ассоциируется у ребят со звучанием барабана и трубы. Интонации трубы можно передавать звукоподражание "Ту-ру-ру! Та-ра-ра!" либо играть на воображаемом инструменте. Игрой на барабане можно отмечать ритмическую пульсацию музыки (сильную долю). Музыкальным сопровождением послужит "Марш деревянных солдатиков" П. Чайковского, "Марш" С. Прокофьев, "Смелый наездник" Р. Шумана и др.
Также барабан может звучать при появлении медведя во время драматизации сказок.
При исполнении песен лирического характера ребята обычно выбирают треугольник, металлофон, колокольчик. Народная плясовая музыка задорно го весёлого характера побуждает ребят к использованию при оркестровки таких инструментов как бубен, ложки, румба, трещетка.
Приём оркестровки позволяет детям выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания, различать отдельные части музыкального произведения. Ребята учатся внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющиеся у них представления о выразительных и изобразительной возможностях тембровый музыкальных инструментов с их звучанием.
С большим удовольствием ребята участвуют в музыкальных играх-сказках, где искусство сочетаются интересный сюжет, музыка и игра на музыкальных инструментах. Вот пример одной из них.
Сюжетная игра-сказка
«Приключения Алёнки»
Алёнка жила на краю села, недалеко от леса. Мама приказала ей далеко от дома не уходить, играть на полянке.
- Хорошо, мамочка, - отвечала дочка, - никуда не пойду!
Села Алёнка на травку и стала любоваться стройными берёзками, душистыми ёлочками. Хорошо в лесу!
«Утро» Э. Грига или «Сладкая грёза» П. Чайковского
(Для оркестровки можно использовать металлофон)
Вдруг слышит Алё нка: птичка поёт. Заслушалась она, хотела рассмотреть, а птичка вспорхнула и улетела!
«Птичка» Э. Грига (колокольчик)
Девочка увидела, как по берёзке вместо птички пробежал какой-то рыженький зверёк.
- Да ведь это белочка! – обрадовалась Алёнка.
«Белочка» Н. Римского-Корсакова (ксилофон)
Белочка прыгала с ветки на ветку, с дерева на дерево, а Алёнка бежала за ней. Остановилась девочка, огляделась – белки нет и дома не видно. Села Алёнка на пенёк и загрустила.
«Грустная песенка» В. Калинникова или «Старинная французская песенка»
П. Чайковского (треугольник)
Вдруг из-за ёлки вышел медведь.
«Медведь» В. Ребикова (барабан)
Испугалась Алёнка и бросилась бежать.
«Неаполитанская песенка» (2 часть) П. Чайковского (бубен)
Вскоре девочка заметила, что впереди виднеется знакомая полянка. Обрадовалась она, что выбралась из леса, и пошла домой.
Т аким образом, применение в детском саду оркестровки музыкальных произведений повышает у детей дошкольного возраста интерес к музыке, к творческому музицированию