Мария Кузнецова
Развитие творческих способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности
Кузнецова М. В., Короткова Н. В
Современное общество нуждается в уверенном человеке, который способен ориентироваться в любой жизненной ситуации, умеет находить решение в нестандартной ситуации и обладает гибким мышлением. Такие качества определяют показатели творческих способностей, которые необходимы для комфортной адаптации в обществе.
Публикация «Развитие творческих способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В Федеральном государственном стандарте ДОУ предполагается поддержка творческих способностей ребенка. Требуется выявить и раскрыть потенциал дошкольника, создать условия, развивающие его индивидуальные качества и способствующие обогащению опыта и роста личности [1]. Такие уникальные возможности можно найти в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Именно данная область, выступающая основой и важнейшим условием развития творческих способностей дошкольников, включает в себя практику изобразительной деятельности [2].
Исследования, предметом которых являются творческие способности и их развитие через овладение разнообразными продуктивными видами деятельности, свидетельствуют о том, что такие виды деятельности оказывают огромное влияние в становлении психического и личностного развития дошкольников. Развитие творческих способностей ребенка осуществляется в изобразительной деятельности, танцах, музыке и т. п. Дети фантазируют вслух, играют со звуком и словом.
Отечественные ученые А. В. Запорожец и А. А. Венгер подчеркивали, что «к старшему дошкольному возрасту у детей уже накапливается разнообразный опыт художественно-творческой практики, формируется интерес к различным видам познавательной и практической деятельности. А так же формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умения планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал» [3, с. 13].
Наиболее эффективным средством, развивающим творческие способности, многие педагоги считают изобразительную деятельность детей. Она выступает наиболее доступным для ребенка видом познания мира. Изобразительная деятельность является важным компонентом художественно-эстетического развития, специфической детской активностью, направленной на эстетическое освоение мира с помощью изобразительного искусства [4]. Детская изобразительная деятельность является сознательным отражением ребенком окружающей действительности через рисунок и другие виды продуктивной деятельности.
По мнению ученого Э. П. Торренса, изучавшего развитие творческих способностей, изобразительная деятельность занимает особое место в развитии дошкольника. Он подчеркивал, что развитие ребенка имеет тесную связь с различными видами изобразительной деятельности. Для развития творческих способностей в дошкольном возрасте необходимо активное воздействие взрослых. Именно семья и педагоги способны развить творческий потенциал ребенка до школы. Э. П. Торренс считал, что основными показателями творческих способностей являются «гибкость и беглость мысли, оригинальность и любознательность» [5, с. 18].
Т. С. Комарова подчеркивала, что художественно-эстетическое развитие дошкольников идет от наглядно-чувственного впечатления до создания продукта при помощи изобразительных средств. В каждом ребенке с рождения заложен потенциал, который развивается только при благоприятных и комфортных педагогических условиях [6]. У детей хорошо развито интуитивное мышление, фантазия, креативность и творческое мышление. Важно правильно использовать потенциальные возможности, тем самым помочь развиться высокому уровню творческого потенциала. Из выше перечисленного следует, что необходимо организовывать систему работы, учитывающую индивидуальные особенности и обеспечивающую их эффективность в развитии. Для этого необходимо диагностировать динамику и уровень развития каждого ребенка.
На базе МДОБУ «Сертоловский ДСКВ № 3» Всеволожского района нами был проведен ряд диагностических методик на выявление уровня творческих способностей и особенностей изобразительной деятельности старших дошкольников. В диагностический комплекс входили следующие методики: методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко; методики В. Синельниковой и В. Кудрявцева: диагностика универсальных творческих способностей для дошкольников «Облако в комнате»; методика «Сложи картинку»; методика «Помоги спасти мишку»; методика «Изучения особенностей изобразительной деятельности».
Результаты детей старшего дошкольного возраста показали, что некоторые компоненты творческих способностей недостаточно сформированы, в том числе уровень изобразительных умений и навыков находится на низком уровне, ввиду чего требуется проведение работы, ориентированной на повышение показателей творческих способностей (воображение, творческое мышление) детей через изобразительную деятельность. Полученные результаты говорят о необходимости проведения специальной целенаправленной работы педагога в этом направлении. Выявленную проблему может решить введение дополнительного образовательного модуля в образовательную практику ДОУ.
На основании полученных данных был разработан проект «Волшебная мастерская», включающий цикл занятий, целью которых является развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности.
Реализация проекта будет эффективной, при соблюдении следующих условий:
• Создание предметно-пространственной образовательной среды в группе в соответствии с ФГОС;
• Использование различных форм и методов в организации занятий по изобразительной деятельности;
• Использование различных нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Структура проекта включает три этапа:
1. Подготовительный этап.
Цель: формирование положительной мотивации для реализации проекта.
На подготовительном этапе велась следующая работа:
• Создание необходимых условий для реализации программы. Подбор художественной литературы, иллюстраций, материала для коллекций;
• Создание творческого уголка «Цветик-семицветик»;
• Оформление альбома «Картинная галерея художников»;
• Беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций и картин, чтение художественной литературы (сказок);
• Формирование положительной мотивации для реализации проекта «Волшебная мастерская». Выставка детских работ. Знакомство детей с понятием «Изобразительное искусство»;
• Определение совместных целей и задач;
• Информация по программе на информационных стендах;
• Консультация для родителей о том, как организовать маршрут выходного дня.
2. Основной этап.
Основной этап состоит из трё х блоков:
• Блок «Изобразительное искусство»
Цель: закрепить и углубить представления детей об изобразительном искусстве при помощи изобразительной деятельности.
• Блок «Декоративное искусство»
Цель: формировать знания о декоративном искусстве при помощи изобразительной деятельности.
• Блок «Мир дизайна»
Цель: формировать представления о понятии дизайна при помощи изобразительной деятельности.
В работе с детьми использовались разные виды искусства, были активно применены различные виды нетрадиционных техник:
*Техника рисования «пуантилизм», «монотипия», «волшебная печать»;
*Изображение аппликативного орнамента на вазе, создание коробки для карандашей при помощи аппликации;
*Изображение деталей восковыми мелками, а затем покрытие акварельными красками;
*Рисование узоров цветными карандашами;
*Украшение шкатулки пайетками, пуговицами и другими материалами.
3. Заключительный этап.
Цель: оценка и самооценка деятельности дошкольников в ходе реализации проекта.
Этап включал обработку и оформление материалов в формате альбома, выставки, творческого уголка, картинной галереи, создании коллективного коллажа; рефлексивную педагогическую оценку; анализ результативности проекта вместе с родителями и детьми; формирование дальнейших целей образовательной деятельности.
При отборе содержания занятий мы опирались на потребности и интересы дошкольников, особый акцент уделяли созданию таких педагогических условий, которые будут способствовать становлению ребенка как субъекта своей деятельности.
Развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по проекту «Волшебная мастерская» происходит через осуществление поддержки индивидуальности и инициативы детей, создание условий для свободного выбора того или иного вида изобразительной деятельности. Расширенные возможности для самовыражения в ходе реализации проекта эффективно способствуют развитию и активизации творческих способностей дошкольников, о чем свидетельствует качество создаваемых детьми продуктов.