Светлана СТЕЛЬМАХ
Развитие творческих способностей дошкольников в процессе музыкальной импровизации
▼ Скачать + Заказать документы
К Дню музыкальных импровизаций на МААМ
Сама по себе импровизация как процесс это творчество в чистом виде, так как ребенок, импровизируя, творит в реальном времени, создает что-то новое.
На музыкальных занятиях и в свободной музыкальной деятельности можно использовать несколько видов импровизации : вокальные, пластические, инструментальные, речевые.
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников в процессе музыкальной импровизации» размещена в разделах
Наиболее доступной для детей дошкольного возраста является речевая импровизация.
Буквально на первых занятиях использую такой игровой приём, как "Давайте познакомимся". На мой вопрос нараспев: "Как тебя зовут?", ребята отвчетают песенкой и озвучивают свое имя. Такой приём способствует эмоциональному контакту с ребятами, а также позволяет составить первоначальное представление о музыкальных способностях воспитанников.
Использую в практике озвучивание стихов-диалогов. Например:
-Что желаешь, кошечка?
- Молочка немножечко.
Развитию песенного и танцевального творчества предназначено пособие "Музыкальное лото".
Оно состоит из предметных и сюжетных картинок, на обратной стороне которых четверостишие.
Ребенок выбирает понравившуюся карточку, я зачитываю стих, и далее "маленький композитор" воспроизводит свою песенку.
Первоначальными этапом к импровизации является подбор стихов и музыки в интонационном соответствии. Важно, чтобы стихи отвечали определенному музыкальному жанру : маршу, песне, танцу. Смысловое значение стихотворного четверостишия необходимо передать вокальной импровизацей интонационно выразительно. Вот в этот момент и проявится творчество ребёнка.
С большим интересом и удовольствием ребята импровизируют и в музыкальной-ритмической деятельности. При помощи выразительных движений, пластики своего тела учатся передавать игровой образ в игре, танцевальной композиции.
Полюбились ребятами такие игры как "Кто из леса вышел?", "Магазин игрушек" "Всем, Надюша, покажи", "Море волнуется", "Узнай и покажи любимого героя", "В лесу", белорусские игры "Птушачка", "Дудка-Весялуха", "Дзядулiны цацкi" и др.
Например, игра "Гусеница". Группа делится пополам и образует две шеренги: одна напротив другой. При этом участники каждой группы переплетают руки крест – накрест (каждый протягивает руки в стороны и берется за руки с соседом через одного). С начала музыки шеренги в сцеплении двигаются навстречу друг другу. Встретившись, стоящие напротив участники образуют пары и свободно импровизируют. В момент музыкальной паузы все должны вернуться на свои места и занять первоначальное положение.
Ну и конечно же нельзя не упомянуть об инструментальной импровизации, т. к. нет ни одного ребёнка равнодушного к игре на детских музыкальных инструментах. Большой популярностью пользуются у ребят сказочки-шумелки Железновых, где есть возможность использовать не только традиционные музыкальные инструменты, но и различные шумовые самодельные. Игра в таком оркестре приводит ребят в неописуемый восторг) Кроме того, дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля.
Также нравятся детям игры, где можно симпровизировать на любом музыкальном инструменте "Музыкальный магазин", "Чудесный мешочек", "Музыкальный поезд".
К нам приехал паровоз,
Сюрприз в вагончиках привёз.
Инструменты угадайте,
А потом на них сыграйте!
Необходимо помнить, для того, чтобы дети с удовольствием сочиняли и импровизировали, проявляли свое творчество необходимо соблюсти ряд условий. Это разнообразная предметно-развивающая музыкальная среда, соответствие материала возрасту детей, индивидуальный подход к каждому ребёнку, создание доброжелательной атмосферы для импровизации и уважение к творчеству друг друга. И только при создании благоприятных условий для творчества, ребёнок сможет "раскрыться" перед остальными, сотворить что-то новое и показать это окружающим.