Евгения Зорина
Развитие творческих способностей с помощью музыкальных игр
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста по средствам музыкальных игр.
Творческие способности помогают развивать интерес в любой области.
Человек с развитыми творческими способностями легко преодолевает трудности и проблемы, которые преподносит нам жизнь.
Творческий подход помогает нам рождать новые идеи, новые подходы в любой деятельности.
Публикация «Развитие творческих способностей с помощью музыкальных игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Поэтому, тема «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста по средством музыкально – ритмических движений, музыкальных игр» заинтересовала меня.
Главная задача в развитии танцевального, музыкального творчества – это научить детей образно передавать содержание музыки, танца.
Начинаем подготовку к творческим заданиям с проговаривания стихов и подбора ритмических движений, которые подходят по содержанию и ритму стихотворения.
Вышли мыши как-то раз (ходьба на носках)
Посмотреть, который час.
Час, два, три, четыре (4 хлопка в ладоши)
Мыши дёрнули за гири (поднять и опустить руки)
Вдруг раздался страшный звон (присесть, закрыть уши)
Убежали мышки вон!
Анализ литературы и собственный опыт показал, что наиболее эффективны методом, для ребенку легче понять содержание музыки и танца, передать это содержание через какой–то образ.
«Дерево».
Представляем с ребёнком, что он – дерево. Ноги – это ствол, а руки – ветви. Представляем, как дерево живет, двигается, дышит. В густой листве дерева спрятался маленький ветерок. Руки – ветви живые, они слегка колышутся из стороны в сторону. Ветер подул сильнее, и ветви дерева заколыхались сильнее. Но вот ветер подул с такой силой, что дереву трудно устоять и его ветви клонит к земле. И наконец, дерево не выдержало самого сильного порыва ветра и сломалось. Затем ветер успокоился, снова засияло солнышко, и на месте старого сломанного дерева появился маленький зелёный росток, который превратился в молодое, полное сил дерево.
На данном этапе наиболее эффективно использовались такие методы и приемы:
- выразительный показ движений
- объяснение значения движений
- самостоятельное исполнение детьми изучаемого движения с одновременным проговариванием – пропеванием под музыку соответствующего ему слова,
- исполнение движения в образе какого-либо персонажа – все это помогает дошкольникам найти разнообразные выразительные движения и вплотную подойти к музыкально-двигательному творчеству
- творческие задания:
Как двигается - кошка на мягких лапках;
- хитрая лисичка;
- испуганный заяц;
- голодный волк;
- железный робот;
- сияющая звездочка и т. д.
Следующий этап – это развертывание сюжетных этюдов, сюжетного типа. «Гномы в мастерской деда Мороза», «Лиса придумала, как украсть зайчонка», «Девочка, потерялась в лесу». Здесь уже используем мимику, пантомимику.
Для начала – использую разъяснение и показ. Понимая характер музыки, содержание, сюжет, осваивая разные движения, ребенок все больше стремиться к самостоятельному подбору, показу движений.
Вначале следует образный рассказ, раскрывающий сюжет этюда, затем – исполнение музыки. Дети сами должны подобрать движения, помогающие эмоционально передать образ музыкального сюжета. Такие этюды могут быть исполнены одним ребенком или небольшой группой детей.
Следующий этап – танцы. Сочинить свой вальс, свою польку. Сначала движения однообразны и не выразительны. Но все больше, прислушиваясь к характеру музыки, темпу, тембру – вырисовывался какой-то образ и дети все точнее показывали рисунок танца.
Использование нетрадиционного игрового дидактического материала, оборудования, атрибутов, костюмов тоже способствует развитию творческих способностей дошкольников.
Упражнение с воображаемыми предметами: поиграть в мяч, в снежки, с воздушным шариком, покататься на санках, на лыжах и все это в соответствии с характером музыки, выделяя сильную долю. Уметь слышать окончание фраз и предложений.
Постепенно все увлеклись созданием композиций танца. Лучшие танцы, созданные самими детьми, использовались на праздниках и вечерах развлечений.
Импровизированные танцевальные композиции широко включали в досуговые мероприятия
Результатом работы можно считать показатели уровня развития детей:
- выразительность, легкость и точность исполнения танцевальных движений;
- умение самостоятельно исполнять танец, передавая в движениях средства музыкальной выразительности;
- освоение большого объема разных композиций, разных по стилю и характеру;
- освоение сложных видов движений;
- способность к импровизации с использованием разнообразных танцевальных движений.
В заключение хочу сказать о том, что творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками. Формирование у детей дошкольного возраста танцевального творчества является необходимым условием более полного, гармоничного и глубокого развития и воспитания ребенка.
Приложение.
Бабочка
Меня напрасно осуждают,
Что я танцую без конца, (взмахи руками)
Пою, кружусь я и порхаю,
Чтоб людям радовать сердца (покружиться на месте)
А мир так весел и прекрасен,
В нём звон ручьёв и леса шум (подскоки вправо со взмахами рук)
И как же должен быть несчастен
Кто вечно мрачен и угрюм (подскоки влево со взмахами рук)
Роза.
А теперь перенеситесь в сказочную Страну цветов. Посмотрите, сколько вокруг прекрасных цветов! Выберите один какой–нибудь цветок, например Розу. Попробуйте изобразить, что с ней происходит. Вначале ещё нет никакого цветка, только маленькое семечко спит в земле и ждёт, когда ему можно будет прорасти. Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх, к солнышку. Он тянется всё выше и выше – и вот это уже огромный розовый бутон. И, наконец, бутон раскрылся, и цветок впервые взглянул на мир.
Кошка.
Это самое известное, всеми любимое животное. Кошек мы встречаем повсюду, у многих они есть дома. Какие же пластичные движения свойственны кошке? Представьте себе какую-нибудь кошку, которую Вы видели. А теперь вспомните, как она ходит, плавно переставляя лапы и выгибая спину. Пройдитесь как кошка! Вспомните, как кошка умывается, попробуйте вместе с ребёнком делать те же движения, что и она. Кошка фырчит, выгибая спину, когда сердится или хочет напугать. Посмотрите, как она прогнулась, когда ластиться или когда у неё просто хорошее настроение.
Можно придумать и сыграть сценку – этюд: кошка спит, удобно свернувшись калачиком, но вот она проснулась, потянулась, умылась и стала разгуливать по комнате.
Лягушка.
Основными движениями у лягушки являются прыжки. Прыгайте вперёд, опираясь на руки и отталкиваясь от пола ногами! Представьте, что лягушка плывёт, и повторяйте её движения.
Придумайте и сыграйте сценку-этюд. Сидя по-лягушачьи, представьте, что на болоте, где живёт воображаемый лягушонок, устраивается лягушачий концерт. Кто-то будет квакать – петь в хоре, кто-то показывать акробатические номера в воде, а кто-то будет танцевать.
Лебедь.
Ну, конечно, мы знаем эту удивительную благородную птицу с огромными крыльями и красивой длинной шеей. Главное в пластическом изображении лебедя – это руки. Плавно поднимайте и опускайте руки. Поднимитесь на носки и продолжайте движения руками. Это напоминает взмахи крыльями.
Играйте, фантазируйте, придумывайте и у вас обязательно получится наладить с ребенком продуктивное общение, которое приносит не только пользу, и удовольствие, но и помогает сформировать творческую, интересную, коммуникабельную, счастливую личность! Музыкальные игры помогают освоению различных свойств музыкального звука: силы, тембра, длительности звучания. Во время игры ребёнка важно почувствовать, что взрослому приятно с ним общаться, нравится то, что и как делает ребёнок.
«Таней зайчиков»
Игровой материал: любые деревянные или пластиковые игрушки.
1. Взрослый отстукивает ритмический рисунок, предлагая ребёнку воспроизвести его.
2. Затем образец ритма для повторения может задавать ребёнок другой игрушкой.
«Кот Матроскин и музыкальные игрушки»
Игровой материал: музыкальные игрушки — дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; мягкая игрушка, коробка.
1. Взрослый приносит коробку, перевязанную лентой, достаёт из неё кошку и сообщает, что (любая игрушка) пришла в гости и принесла музыкальные игрушки, которые предложит ребёнку, если он узнает их по звуку.
2. Взрослый, незаметно для ребёнка, за небольшой ширмой играет на музыкальных игрушках.
3. Ребёнок узнаёт их.
«Танцуем вместе»
Под танцевальную музыку вы делаете самые простые движения и просите ребенка, точно их повторить. Маленькие дети вообще любят подражать. Игровой момент усиливается, если заранее объяснить, кто танцует. Например, Баба-Яга, Золушка, или другой сказочный персонаж или зверь. Ребёнок становится старше, и круг танцующих персонажей всё более расширяется. Особенно азартный характер приобретает игра, если в ней участвует двое или более детей. Тогда вы или дети оценивайте, кто станцевал лучше, и кто становится «заказчиком». Игра помогает развитию координации движений под музыку, развивает фантазию, воображение.
«Слушаем тишину»
У детей повышена эмоциональность, и они всё делают громко: не говорят, а кричат, если радуются, то визжат от восторга, если огорчаются — рыдают навзрыд. Это нормально. Они иначе не могут. За это их нельзя ругать. Но иногда предложите им присесть, остановиться, замереть и послушать… тишину, которую они не слышат. Не умеют слышать. Это можно сделать и дома, но лучше где-нибудь на природе. В поле, в лесу, в парке, около реки. Или просто на улице или во дворе. Итак, условия игры.
— Тише, — говорите вы. — Ещё тише. Совсем тихо. Давай сыграем — кто лучше услышит тишину и назовёт больше звуков. Говорим по очереди. — Вот машина прошла. Вот птичка пропела. Гудок поезда. Чей-то разговор. Деревья прошелестели ветками. Ребёнок вслушивается в тишину, в окружающие звуки. Начинает понимать, что среди этих звуков есть и такие красивые и завораживающие, как пение птиц, шум леса, реки или моря. Кстати, тишина, пауза — вполне музыкальная категория. Выдержать точно паузу (ещё мгновение и она оборвётся) — большое искусство. Как в музыке, так и в жизни…За каждый названный источник звука фишка продвигается вперёд. Побеждает тот, кто назвал большее количество таких источников.
«Послание с соседнего корабля»
Вы стучите на барабане определённый ритм-послание соседнему африканскому племени. Сообщаете ребёнку содержание послания. А лучше, если он придумает послание сам. Например, «на улице хорошая погода», «у меня скоро день рождения» и т. д. Ребенок должен точно повторить ритм. В этой игре также возможна смена ролей: ребёнок стучит послание — вы повторяете. Такого рода игры развивают не только ритмические способности, но и фантазию ребёнка.
«Покажи, как умеешь»
Кто лучше имитирует, изображая под весёлую музыку игру в мяч, в снежки, фигурное катание и т. п.
«Придумай свой танец»
Кто больше придумает движений под различные танцы: цыганочку, польку, русский перепляс, быстрый современный танец и т. д.
Танцевальная игра «Воробей»
Все встают в круг, в центре «воробушек». Участники двигаются по кругу и напевают на произвольный мотив:
Покажи, покажи, воробушек,
Как девицы ходят. (Воробушек показывает, и все повторяют его движения)
Покажи, покажи, воробышек,
Как молодцы ходят. (Воробушек снова показывает)
В течение игры водящему могут предложить изобразить походку не только зверей, героев мультфильмов и т. д., но и папы, мамы, бабушки, других близких и знакомых.
Музыкальные игры, связанные с движением, не только приносят детям и взрослым радость и хорошее настроение, но и улучшают координацию, развивают фантазию, воображение. Выбирать лучшего среди танцующих может как взрослый, так и другие дети.
«Спой как мышка»
Иногда для этой цели кукла становится реальным помощником. У малыша не получается петь высокие нотки? Возьмите куклу-мышку и попросите малыша спеть также тоненько, как поёт-пищит этот зверёк. И произойдёт чудо — ребёнок неожиданно запоёт тоненьким голосом. Низкую ноту поможет спеть кукла-медведь.
Игра «Угадай мелодию»
Играть в неё можно при любом удобном случае. Правила игры просты.
1. Задумайте какую-либо хорошо известную Вашему ребёнку песенку, и прохлопайте её ритм.
2. Пусть он угадает песню, затем загадает свою.
3. Но не забывайте, что ребёнку 4-6 лет трудно удержать в памяти большой отрывок мелодии.
4. Поэтому в игре загадывайте только припев песенки, вернее сказать, несколько строчек.
«Найди игрушку»
Игровым материалом может быть любая игрушка.
1. Ребёнку предлагается на некоторое время выйти из комнаты.
2. Взрослый прячет игрушку.
3. Задача ребёнка найти её, руководствуясь силой звучания песенки, которую начинает петь взрослый.
4. При этом громкость звучания :
— усиливается по мере приближения к игрушке,
— ослабляется по мере удаления от неё.
5. Затем взрослый и ребёнок меняются ролями.