Гречишкина Тамара Ивановна
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2025
Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Мне хотелось бы охватить многое, хотя углубленно заниматься всем одновременно невозможно. И меня, музыкального руководителя с 40-летним стажем привлекает театрализация. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Природа театральной деятельности многообразна.
В течение последних 3 лет я работаю по теме "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность.
Театрализованная деятельность даёт большой простор для творческих проявлений ребёнка. Она развивает творческую самостоятельность детей, побуждает к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживает стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест.
Для того, чтобы мои воспитанники проявили творчество, я обогатила их жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дала необходимые умения и знания.
"Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые" (В. А. Сухомлинский).
В своей деятельности я опиралась на положения концепции модернизации Российского образования, на программуЭ. Г. Чуриловой «Арт-фантазия», "Театр – Творчество – Дети" авт. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович.
Целью данной работы является: формирование художественно-эстетического развития, всесторонне – развитой творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;
использовать в данной деятельности : театрализованные игры, музыкальные спектакли и сказки, постановки кукольного театра;
формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность;
развивать формирование простых навыков творческое воображение дошкольников через различные виды театрализованной деятельности.
Основной идеей моей работы является формирование у детей представление о театре, о разных видах театрального искусства, приобщение детей к искусству, посредством театрализованной деятельности,
способностям проявлять творчество в различных видах деятельности.
Основной целью занятий по театрализованной деятельности является развитие творческих способностей детей, их эмоциональной сферы, формирование эмоционального восприятия жизни.
Подбирался, анализировался и составлялся музыкальный, игровой, литературный репертуар, разрабатывалась тематика каждого занятия. В процессе подготовки была использована методика развития детского творчества элементарного музицирования К. Орфа, программы Н. А. Ветлугиной, Э. П. Костиной, Е. А. Дубровской, а так же методические разработки А. И. Бурениной, Н. Сорокиной, Г. П. Новиковой.
Был разработан тематический план театрализованных занятий.
Подбирались методы и приемы работы. К традиционным методам (игровой, словесный, наглядно-слуховой, практический, которые используются на занятиях, были добавлены:
метод драматизации, позволяющий решать поставленные задачи через перевоплощение в художественный образ;
метод активного восприятия, дающий детям возможность накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.
метод освоения музыкального языка, основанного на элементарном музицировании, способствующего пониманию и развитию эмоциональной сферы старшего дошкольника.
В содержание работы по театрализованной деятельности включаю :
просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
упражнения для социально-эмоционального развития детей;
коррекционно-развивающие игры;
упражнения на развитие дикции ;
задания для развития речевой интонационной выразительности;
игры-превращения ("учим владеть своим телом", образные упражнения;
упражнения на развитие детской пластики;
ритмические минутки (логоритмика);
пальчиковые игры для развития моторики рук;
упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
театральные этюды;
отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Работая над артистическими способностями детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития. Для этого я фиксирую результаты:
диагностика (октябрь – январь – май);
постановка кукольных спектаклей;
драматизация сказок;
проведение праздников (в течение года, конкурсов, концертов.
Я считаю, что немаловажную роль в проведении занятий играет воспитатель. Он становится первым и главным моим помощником.
Моя работа строится в тесном контакте с профильными специалистами: учителем - логопедом, хореографом,воспитателями, которые помогали детям в разучивании стихов, развитии пластики, изготовлении атрибутов к играм и сценкам.
В соответствии со сказанным я выделяю следующие формы работы с педагогами:
творческая мастерская;
театральная гостиная;
проведение праздников, досугов и развлечений на основе театрализованной деятельности.
Наш коллектив придает большое значение работе с родителями. Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях, музыкальных занятий помогает снизить нагрузку на детей, повысить качество творческого развития детей. Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, сотрудничества.
Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:
основы домашнего театра;
мастерство руководства игрой;
обучение организации самостоятельной театрализованной деятельности;
театральная гостиная;
творческая мастерская;
совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности;
консультации по вопросам творческого развития детей;
родительские собрания.
Во взаимодействии всего педагогического коллектива в сотворчестве с родителями и детьми в ходе подготовки к занятиям создавалась предметно - развивающая среда "Лаборатория удивительных вещей" : "Волшебный плащ и палочка", книга сказок и зеркало, чудесные яблочки, – всё это предметы, с помощью которых происходило перевоплощение в разные образы. Они помогали моим воспитанникам попасть в другую игровую ситуацию. "Говорящая шляпа" была не заменима в общении с застенчивыми детьми. Надевая её, ребенок входил в тот или иной образ. А если вдруг у него не получалось – не беда: просто шляпа ошибалась. "Мыльные пузыри" были прекрасным средством воображаемого передвижения в игровом мире и замечательным тренажером для развития дыхания. "Покрывало – невидимка" превращало всем знакомую игру "Угадай, кого не стало" в увлекательнейшее действие. Из «волшебного чемоданчика каждый раз появлялись сказочные вещи: музыкальные инструменты, картинки, грим.
В процессе работы дети буквально на глазах преображаются, становятся свободными, раскрепощёнными, а если умело поставить вопросы – учатся думать, анализировать, предлагать свои идеи. Моя задача как педагога-практика побуждать ребёнка "увидеть, удивиться, рассказать".
Я считаю, что театрализованная деятельность детей помогает мне решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Любая сказка, театрализованная игра – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью в процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:
Дети стали больше проявлять участвовать в игре, активность и инициативность.
У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца).
Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа в движении.
У детей появилось желание придумать рассказать сказку, историю, сочинить танец и т. д.
У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребёнка и характеристики к концу обучающего периода. Причём такую характеристику могут дать как родители, так и воспитатели.