Папки-передвижки

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-театрализованной деятельности

Гречишкина Тамара Ивановна
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

Темочки:

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Мне хотелось бы охватить многое, хотя углубленно заниматься всем одновременно невозможно. И меня, музыкального руководителя с 40-летним стажем привлекает театрализация. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Природа театральной деятельности многообразна.

В течение последних 3 лет я работаю по теме "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность.

Театрализованная деятельность даёт большой простор для творческих проявлений ребёнка. Она развивает творческую самостоятельность детей, побуждает к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживает стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест.

Для того, чтобы мои воспитанники проявили творчество, я обогатила их жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дала необходимые умения и знания.

"Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые" (В. А. Сухомлинский).

В своей деятельности я опиралась на положения концепции модернизации Российского образования, на программуЭ. Г. Чуриловой «Арт-фантазия», "Театр – Творчество – Дети" авт. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович.

Целью данной работы является: формирование художественно-эстетического развития, всесторонне – развитой творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;

использовать в данной деятельности : театрализованные игры, музыкальные спектакли и сказки, постановки кукольного театра;

формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность;

развивать формирование простых навыков творческое воображение дошкольников через различные виды театрализованной деятельности.

Основной идеей моей работы является формирование у детей представление о театре, о разных видах театрального искусства, приобщение детей к искусству, посредством театрализованной деятельности,

способностям проявлять творчество в различных видах деятельности.

Основной целью занятий по театрализованной деятельности является развитие творческих способностей детей, их эмоциональной сферы, формирование эмоционального восприятия жизни.

Подбирался, анализировался и составлялся музыкальный, игровой, литературный репертуар, разрабатывалась тематика каждого занятия. В процессе подготовки была использована методика развития детского творчества элементарного музицирования К. Орфа, программы Н. А. Ветлугиной, Э. П. Костиной, Е. А. Дубровской, а так же методические разработки А. И. Бурениной, Н. Сорокиной, Г. П. Новиковой.

Был разработан тематический план театрализованных занятий.

Подбирались методы и приемы работы. К традиционным методам (игровой, словесный, наглядно-слуховой, практический, которые используются на занятиях, были добавлены:

метод драматизации, позволяющий решать поставленные задачи через перевоплощение в художественный образ;

метод активного восприятия, дающий детям возможность накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.

метод освоения музыкального языка, основанного на элементарном музицировании, способствующего пониманию и развитию эмоциональной сферы старшего дошкольника.

В содержание работы по театрализованной деятельности включаю :

просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

упражнения для социально-эмоционального развития детей;

коррекционно-развивающие игры;

упражнения на развитие дикции ;

задания для развития речевой интонационной выразительности;

игры-превращения ("учим владеть своим телом", образные упражнения;

упражнения на развитие детской пластики;

ритмические минутки (логоритмика);

пальчиковые игры для развития моторики рук;

упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

театральные этюды;

отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Работая над артистическими способностями детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития. Для этого я фиксирую результаты:

диагностика (октябрь – январь – май);

постановка кукольных спектаклей;

драматизация сказок;

проведение праздников (в течение года, конкурсов, концертов.

Я считаю, что немаловажную роль в проведении занятий играет воспитатель. Он становится первым и главным моим помощником.

Моя работа строится в тесном контакте с профильными специалистами: учителем - логопедом, хореографом,воспитателями, которые помогали детям в разучивании стихов, развитии пластики, изготовлении атрибутов к играм и сценкам.

В соответствии со сказанным я выделяю следующие формы работы с педагогами:

творческая мастерская;

театральная гостиная;

проведение праздников, досугов и развлечений на основе театрализованной деятельности.

Наш коллектив придает большое значение работе с родителями. Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях, музыкальных занятий помогает снизить нагрузку на детей, повысить качество творческого развития детей. Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, сотрудничества.

Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:

основы домашнего театра;

мастерство руководства игрой;

обучение организации самостоятельной театрализованной деятельности;

театральная гостиная;

творческая мастерская;

совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности;

консультации по вопросам творческого развития детей;

родительские собрания.

Во взаимодействии всего педагогического коллектива в сотворчестве с родителями и детьми в ходе подготовки к занятиям создавалась предметно - развивающая среда "Лаборатория удивительных вещей" : "Волшебный плащ и палочка", книга сказок и зеркало, чудесные яблочки, – всё это предметы, с помощью которых происходило перевоплощение в разные образы. Они помогали моим воспитанникам попасть в другую игровую ситуацию. "Говорящая шляпа" была не заменима в общении с застенчивыми детьми. Надевая её, ребенок входил в тот или иной образ. А если вдруг у него не получалось – не беда: просто шляпа ошибалась. "Мыльные пузыри" были прекрасным средством воображаемого передвижения в игровом мире и замечательным тренажером для развития дыхания. "Покрывало – невидимка" превращало всем знакомую игру "Угадай, кого не стало" в увлекательнейшее действие. Из «волшебного чемоданчика каждый раз появлялись сказочные вещи: музыкальные инструменты, картинки, грим.

В процессе работы дети буквально на глазах преображаются, становятся свободными, раскрепощёнными, а если умело поставить вопросы – учатся думать, анализировать, предлагать свои идеи. Моя задача как педагога-практика побуждать ребёнка "увидеть, удивиться, рассказать".

Я считаю, что театрализованная деятельность детей помогает мне решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Любая сказка, театрализованная игра – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью в процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:

Дети стали больше проявлять участвовать в игре, активность и инициативность.

У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца).

Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.

У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа в движении.

У детей появилось желание придумать рассказать сказку, историю, сочинить танец и т. д.

У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребёнка и характеристики к концу обучающего периода. Причём такую характеристику могут дать как родители, так и воспитатели.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельностиРазвитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельности «Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через проектную деятельность». Совершенствование современной системы отечественного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-театрализованной деятельности
Опубликовано: 14 января 2025 в 13:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Гречишкина Тамара Ивановна (УИ 2139164) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
*
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!
31 января 2025 пятница
Тема дня: русская гжель.
Создаем коллективные коллажи и стенгазеты!

Челлендж Бумажная комната
Присоединяйтесь к челленджу!
*
Делаем украшения: бусы, кулоны, браслеты!
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД