Ксения Коробкова
Развитие творческих способностей детей, как целостного развития личности.
▼ Скачать + Заказать документы
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
(В. А. Сухомлинский)
«Нет неталантливых детей. Все дети рождаются совершенными. Дети – это продукт тренировки и окружающей среды и они не наследуют таланты родителей. Ребенка формирует окружающий мир и воспитание. Что касается врожденных задатков или наследственности, наследуются только физиологические особенности организма. С момента рождения все остальное зависит только от психологического влияния, которое оказывает на ребенка окружающая среда. Только этим определяются все его способности и таланты».
Синити Судзуки.
Публикация «Развитие творческих способностей детей, как целостного развития личности,» размещена в разделах
Для жизненного успеха личности необходимо психологическое здоровье, благоприятная среда, обеспечивающая максимальный вклад каждого возрастного периода в целостное развитие личности, потенциал лидерских качеств, навыки социального партнерства.
Исследования ученых, работы педагогов – новаторов доказывают, что каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, можно разбудить эти дремлющие, до поры до времени, творческие наклонности.
Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Выделим четыре основных этапа, которые будет проходить ребёнок на пути от способностей1 к таланту.
Первый этап – ИГРА
На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и героев, являющихся примером для подражания; ребёнок лишь “играет” со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятий и увлечений. Детей может интересовать абсолютно всё или наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми трудностями.
Второй этап – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Этот этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети, способности которых чётко проявляются значительно раньше. Большинство детей школьного возраста поступает в какой-нибудь кружок, секцию, студию. И тогда у ребёнка появляется наставник – педагог, который работает с ним индивидуально. Быстрота его успеха является наградой для педагога. Если ребёнок перестаёт делать успехи, родители считают виноватым педагога и пытаются его заменить. Следовательно, на этом этапе педагог играет главную роль, он даже может подчинить распорядок всей семьи, т. е. очень тесно взаимодействовать и с родителями. На этой стадии ребёнок обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.
Третий этап – ТВОРЧЕСКИЙ РОСТ
Ребёнок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основным судьёй успехов; родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты, или соревнования, проходящие вне дома. Теперь родители выступают в роли зрителя.
Четвёртый этап – МАСТЕРСТВО
На этом этапе подросток, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников, и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Подобное случается редко и достигает таких высот единицы. Здесь надо быть очень осторожными, чтобы на этой стадии не перевести ребёнка “ к звёздной болезни ”.
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Ведь с рождения ребенок с родителями связан невидимой "нитью" и от степени взаимопонимания родителей и ребенка, близости между взрослым и малышом, характера общения между ними и оказываемого ребенку внимания во многом будет зависеть развитие ребенка, его будущее.