Светлана Богданова
Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: обществу на современном этапе необходимы всесторонне развитые личности. В статье рассматривается эффективность условий (задачи, методы, приемы, предметная среда, которые способствует развитию творческих способностей ребенка дошкольного возраста посредством театральной деятельности.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Методические материалы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Ключевые слова: дошкольное образование, театральная деятельность.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Все свои впечатления ребенок хочет воплотить в живые образы и действия. Занятия театральной деятельности помогают развивать интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, освоению новой информации, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявления общего интеллекта и эмоций. Помимо этого театральная деятельность способствует формированию волевых черт характера, развитию смекалки, изобразительности, способности импровизировать [5].
Развитие творческих способностей нужно начинать с дошкольного возраста, где ведущим видом деятельности является игра – одно из главных средств и одновременно методов, которые используются взрослыми в целях воспитания, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения [9].
Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, потому что каждое художественное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир, выражает своё отношение к добру и злу, любимые герои становятся образом для подражания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональны открытий ребёнка [8].
В практической работе в ходе организации театральной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в начале учебного года нами были выявлены следующие проблемы:
- дети несколько пассивны;
- зажаты;
- инициаторами игр выступали одни и те же дети.
Перед началом работы по изучению данной проблемы мы поставили перед собой задачи:
1) совершенствовать всестороннее развитие артистических способностей детей средствами театрального искусства;
2) закреплять и активизировать словарь детей;
3) побуждать детей импровизировать диалоги действующих лиц в хорошо знакомых сказках и сочинять новые [3];
4) совершенствовать память, внимание, мышление, воображение и восприятие;
5) воспитывать гуманные чувства, формировать представления о честности, справедливости, доброте;
6) развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые импровизации.
В группе была создана соответствующая театрализованная зона. Родители помогли изготовить ширму. Оформили разные виды театров : театр картинок «Теремок», театр перчаток «Репка», пальчиковый театр, бутылочный театр «Зимовье зверей», театр ложок. Вместе с детьми организовали театр на фланелеграфе «Заюшкина избушка». Привлекли родителей к изготовлению костюмов для постановки сказок, приобрели театр кукол, театр «Би – ба – бо». Особое значение уделили подбору книг с русскими сказками и сказками народов мира. Практическую работу начинали с экскурсии в театр, таким образом, вызвали у детей интерес к театральной деятельности. Дети знакомились с профессиями театра : режиссёр, актёр, кассир, контролёр, художник по костюмам, узнали, как создаются образы героев и как записываются голоса героев-кукол [4].
В вечернее время проводились диалогово-игровые ситуации с целью творческого развития ребёнка средствами театральной деятельности :
1) имитационная игра: «Картина зазвучала», «Картина ожила», где детям предлагалось распределить роли, взять на себя роль (река, дерево).
2) диалоги – беседы, позволяющие понять эмоциональное состояние ребёнка во время проигрывания представления;
3) манипулятивные игры: «Изменчивые лица слов», читаем художественное произведение и предлагаем найти слова с другими назначением, подобрать схему мимики лица, изобразить состояние на своём лице [9];
4) методы художественного развития : «Вхождение в ситуацию», дети описывают своё состояние от увиденного.
В театральной деятельности мы использовали метод имитации детьми различных эмоциональных состояний, использовали игру: «Путешествие в лес», цель которой – развивать воображение, двигательную активность, выразительность речи и пантонимики, совместная деятельность с детьми, интерес к природе. Материалы: аудиокассеты «Голоса птиц», «Звуки леса» [1]. Так же использовались игры на развитие творческих способностей : «Играем со сказкой». Описание игры: Прочитав сказку, педагог обращает внимание на то, что сказка не окончена, нужно придумать финал. Предлагает выслушать 3 варианта концовки и выбрать тот, который понравится и нарисовать к ней рисунки. В работе мы использовали игры на развитие выражать свои эмоции невербально: «Оживлялки». Описание игры: дети рассматривают рисунки друг друга, а потом один из участников пытается изобразить любой из рисунков с помощью мимики и жестов, а остальные должны угадать, какую картину он показывает. В работе применялись игры с движениями, например: «Дует, дует ветерок». Эта игра развивает умение согласовывать слова с действиями, ритмично двигаться, ориентироваться в пространстве, создавать положительно эмоционально-положительное настроение у детей в совместной деятельности [1].
В связи с тем, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития эмоциональной сферы, имитация детьми эмоциональных состояний способствует расширению их системы знаний об эмоциях, дает возможность наглядно убедиться в том, что различные настроения, переживания выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Эти знания позволяют дошкольникам грамотнее ориентироваться в собственных эмоциональных состояниях и эмоциях окружающих. Таким образом, имитация детьми различных эмоциональных состояний оказывает влияние на их самочувствие, создавая определенный эмоциональный настрой.
Таким образом, по результатам опытной работы были достигнуты следующие результаты:
1) у детей сформированы исполнительные умения на более высоком уровне;
2) значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным);
3) дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения);
4) повысилась эмоциональная отзывчивость, ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями.
Таким образом, занятия по театральной деятельности помогают всесторонне развивать ребенка. В процессе театральной деятельности дошкольники приобретают не только новые знания, умения, навыки, но так же умение общаться со сверстниками и взрослыми, всё это способствует развитию творческих способностей.
Список литературы
1. 1. Акулова О. Театральная игра [Текст] / О. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С. 24.
2. 2. Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] / Л. В. Артемова. – М. : Просвещение, 1992. – 95 с.
3. 3. Белинова Н. В. Методические аспекты литературного образования детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Белинова. – Нижегородское образование. – 2015. – №1. – С. 99–103.
4. 4. Белинова Н. В. Дискурсивный подход к системе дошкольного образования [Текст] / Н. В. Белинова. – Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2009. – №2. – С. 43–46.
5. 5. Венгер Л. А. Педагогика способностей [Текст] / Л. А. Венгер. – М. : Знание, 1973. – 96 с.
6. 6. Выготский Л. С Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.
7. 7. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А. В. Запорожец. – М. : Просвещение,1985. – 76 с.
8. 8. Маханаева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду [Текст] / М. Д. Маханаева. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 122 с.
9. 9. Ханова Т. Г. Педагогические условия развития детской игры [Текст] / Т. Г. Ханова // Нижегородское образование. – 2015. – №3. – С. 152–155.