Елена Бабарико
Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Часть 1. Обоснование выбранной педагогической технологии
Изучив опыт воспитателя МДОУ «ЦРР – детский сад «Калинка» г. Абакан Касьянчик С. П. по теме «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность», мы признаем наличие в педагогической практике проблемы организации познавательного процесса, как самостоятельный творческий поиск.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Одной из задач образовательного учреждения является подготовка ребенка к жизни в условиях современного общества. Современные дети живут в эпоху информатизации, компьютеризации. В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Развить в ребенке все эти качества поможет исследовательская деятельность. В настоящее время исследовательское поведение рассматривается не как узкоспециальная особенность профессиональной группы научных работников, а как характеристика личности представителя любой сферы деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Поэтому мы считаем необходимым вести целенаправленную работу по развитию у дошкольников навыков исследовательского поиска.
Актуальность данной темы заключается в жизненной необходимости формирования у ребенка способности и готовности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Часть 2. Концептуальное обоснование
Главное достоинство исследовательской деятельности в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Знания, подчеркнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными (Я. А. Каменский, И. Г., Песталоцци, Ж. – Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и др.).
Особенности детской поисковой деятельности отражены в ряде работ Н. Н. Подъякова, А. Савенкова, Н. А. Коротковой, Д. Б. Годовикова, М. И. Лисина, С. А. Новоселова. Эти авторы учитывают общепризнанные положения, а именно:
• пробы и ошибки – обязательный и важный компонент исследования. В ходе исследования преодолевается боязнь ошибочных действий, что является важным моментом в развитии детского мышления,
• исследование обладает высоким энергетическим потенциалом, сопровождается эмоциональным подъёмом,
• ребёнок по природе своей – пытливый исследователь, открыватель мира. Исследовательская деятельность идёт от самого ребёнка, с первых дней его жизни и пронизывает все сферы детской жизнедеятельности (приём пищи, игру, сон и пр.). Детское исследование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка.
• ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта
Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста : «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».
Таким образом, за основу мы взяли определение А. Н. Поддъякова, который под исследовательской деятельностью понимает особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях, а также это совместная работа взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, повседневной жизни, игре, в процессе познания мира.
В своей работе мы столкнулись со следующими проблемами: ребенок не умеет ставить вопросы, давать определение понятиям, испытывает затруднения в классификации, не имеет навыка в проведении эксперимента, не умеет делать умозаключения и выводы, объяснять, доказывать.
Очень часто в нашей педагогической практике возникает противоречие между желанием ребенка самостоятельно осваивать и пополнять свои знания и стремлением взрослого передать ребенку уже готовые истины.
Из опыта Касьянчик С. П. мы выделили педагогическую ценность технологии познавательного исследования – активизировать деятельность детей, придав ей творческий, исследовательский характер, и, таким образом, передать детям инициативу в организации своей деятельности.
Наш проект методической деятельности направлен на решение следующих задач:
1. формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2. развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей).
3. расширять перспективы развития исследовательской деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
4. поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность и самостоятельность.
Чтобы реализовать все задачи, мы изменили свою позицию по отношению к детям, мы сотрудничаем с детьми на равных, а это делает детей более ответственными и самостоятельными.
Участники нашей творческой группы ищут новые формы, приемы, методы, способствующие решению вышеперечисленных проблем. Мы считаем, что включение в образовательную практику метода исследовательского обучения А. И. Савенкова и технологии познавательного исследования Н. Коротковой помогут нам устранить данное противоречие и решить вышеперечисленные проблемы.
Сравнивая представленный опыт наставника с собственными наработками, мы выявили сходство и различие в применении форм, методов и средств организации педагогического процесса.
Так Касьянчик С. П. использует исследовательский метод обучения А. И. Савенкова, а мы практикуем проектный метод обучения. Многие педагоги часто рассматривают эти методы как синонимичные. Нам удалось выделить сходство и существенную разницу между ними. Исследовательский метод обучения и проектный направлены на развитие творческих способностей детей, приобретение ими новых знаний, умений, навыков и способов обработки полученного материала. Но проектирование – это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках. В то время как исследование – путь воспитания истинных творцов. В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально более свободна, практически не регламентирована какими-либо внешними установками. Она гораздо более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.
В своей педагогической работе мы используем следующие формы организации детской деятельности :
• экспериментирование;
• путешествие по географической карте, по окрестностям, по «реке времени»;
• коллекционирование;
• научный поиск;
• выполнение проекта
Черным цветом мы выделили те формы организации детской деятельности, которые использует и наставник, и члены нашей творческой группы. Красным цветом обозначили новую для нас форму, которую мы будем реализовывать в дальнейшей практике. И зеленым цветом обозначили нашу форму организации детской деятельности, т. к. считаем, что, выполняя различные проекты, ребенок совершенствует навыки введения исследовательской деятельности.
Методы нашей работы предполагают использование таких средств обучения как :
• метки-символы;
• блокнот исследователя;
• классификационные таблицы;
• сигнальные карточки;
• схемы (круговорот воды в природе и т. п.)
• модели (модель солнечной системы);
• календари наблюдений в природе
Черным цветом отметили те средства обучения, которые использует и наставник, и члены нашей творческой группы. Красный цвет обозначает новые для нас средства обучения, которые мы планируем использовать в своей практической деятельности. Зеленым цветом обозначили те средства, которые практикуем сами и, о которых не упоминает наставник.
Представленная педагогическая технология познавательного исследования может быть реализована нами в процессе всех видов детской деятельности, так как исследование пронизывает все сферы детской жизнедеятельности.
Знания и навыки дети должны получать не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и в самостоятельной деятельности. Например: каждый год, готовясь к выставке поделок из природного материала, который заготавливаем с детьми заранее. Это различные корни, веточки, шишки, жёлуди, семена растений и др. Природный материал - кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок из него положительно сказывается не только на развитие эстетических чувств, навыков, умений, необходимых детям, но и развивает мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Создание поделок из природного материала даёт возможность детям взглянуть на мир глазами созидателя. И пусть созданные ими картины, панно пока ещё не очень совершенны, но они приносят много радости и творческого удовлетворения.
Так появляются забавный змей из сухой ветки, крокодил Гена и Чебурашка, Баба Яга и избушка на курьих ножках. Свои впечатления от экскурсий, прогулок ребята выражают и в своих рисунках. Они изображают то, что им больше всего понравилось. Всё это повышает интерес детей к наблюдениям, заставляет ещё раз, теперь уже мысленно, побывать в знакомых местах.
Творческий процесс завлекает детей. Когда на занятиях, мы видим глаза детей, которые блестят от восторга, слышим их смех, отмечаем, с каким удовольствием дети лепят, рисуют, нарушая все запреты стандартного рисования, мы испытываем восторг. Когда-то видный педагог Е. А. Флерина писала: "взяв кисть из банки с красной краской, нельзя её класть в другую краску, прорисовав, её нужно положить обратно и взять кисть из другой банки, или же промыть кисть водой и вытереть, нельзя мазать стол, руки, лицо и т. п. ". А мы возражаем, нужно мазать, и не только пальчики, но и ладошки, носик, ступни, и тогда, наши рисунки " оживут: и петухи закукарекают, и ножки побегут по дорожке, и листья зашелестят на ветру, и медузы на дне океана затеют игру". Таким образом, чем больше органов чувств задействованы в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться. Для того чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие от сезона к сезону, мы используем различные модели календарей наблюдений.
Мы считаем, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремимся учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
"Ребёнок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь", - гласит восточная мудрость.
Тесная связь исследовательского поведения и творчества представляется очевидной, однако это не снимает задачу более подробного рассмотрения их взаимодействия. Мы привыкли считать, что исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное, а потому деятельность исследователя обычно квалифицируется как деятельность творческая. И сам исследователь, по этой логике, безусловно – творец. Природа исследовательского поведения, как и творчества в целом, едина, а потому с точки зрения психологии не имеет значения, чем занимается творец : изучает движение небесных тел или законы развития живых организмов, снимает фильмы или дирижирует оркестром, пишет картины и книги, руководит производством или разрабатывает новые компьютеры. В наших повседневных представлениях исследователем обычно именуется тот, кто ведет научный поиск. Но стремление делать шаги в неизведанное характерно не только для тех, кто занимается наукой. Они также свойственны тем, кто занят искусством, и, конечно, они делаются теми, чье призвание – практическая деятельность : политика, экономика, военное дело. Стремление к исследовательскому поведению и исследовательские способности – универсальные характеристики творца. Это стремление – важнейший симптом и одновременно залог развития и саморазвития личности. И творчество, и исследовательское поведение не могут быть ограничены определенной профессиональной областью, и то и другое необходимо во всех сферах деятельности и в повседневной жизни любого человека.
Развитие способности детей исследовать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.). Каждое фундаментальное естественно-научное понятие, с которым педагог предлагает знакомить детей (температура, жидкость, твердое тело, движение, свет, звук и т. д., экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта.
В исследовании достаточно четко представлен момент саморазвития : преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Итак, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.
В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.
В. С. Ротенберг утверждал, что «…творчество – это разновидность поисковой деятельности». Поисковая активность выступает движущей силой саморазвития индивида.