Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Снятие проявлений деструктивного поведения у воспитанников»

Салтыкова Анастасия
Консультация для педагогов «Снятие проявлений деструктивного поведения у воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы

СНЯТИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Деструктивное поведение как вид отклоняющегося поведения является чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов.

Е. В. Змановская выделяет следующие группы факторов, детерминирующих отклоняющееся поведение личности:

- внешние условия физической среды;

- внешние социальные условия;

- внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки;

- внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения

Темочки:

К внешним физическим условиям можно отнести такие факторы, как климатический, геофизический, экологический и др. Например, такие явления, как шум, теснота, геомагнитные колебания, потенцируя стресс, могут стать неспецифическими причинами агрессивного и другого нежелательного поведения.

К внешним социальным условиям относятся:

- общественные процессы (социально-экономическая ситуация, государственная политика, традиции, мода, средства массовой информации и др.);

- характеристики социальных групп, в которые включена личность (расовая и классовая принадлежность, этнические установки, субкультура, социальный статус, принадлежность к учебно-профессиональной группе, референтная группа);

- микросоциальная среда (уровень и стиль жизни семьи, психологический климат в семье, личности родителей, характер взаимоотношений в семье, стиль семейного воспитания, друзья, другие значимые люди).

Биологические предпосылки включают: наследственно-генетические особенности, врожденные свойства индивида (приобретенные во время внутриутробного развития и родов, повреждения головного мозга (особенно лобных долей, органические заболевания мозга.

В. Н. Белкина указывает, что деструктивное поведение личности, как разрушительное поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, может выступать в качестве серьезных проблем уже в раннем и дошкольном возрасте. При этом в раннем возрасте чаще всего такие формы поведения фиксируются как ситуативные, импульсивные. У старших дошкольников проявления деструктивного поведения становятся достаточно устойчивыми и выступают характеристиками индивидуального стиля социального поведения ребенка

Наиболее типичными причинами деструктивного поведения, по словам В. Н. Белкиной, являются эмоциональные реакции ребенка на ситуации, в которые он попадает, и с которыми он не может справиться, а также уже развитые формы эмоционального неблагополучия. Именно эмоциональный компонент деструктивного поведения ребенка она считает ведущим в структуре девиаций. К видам эмоциональных нарушений, которые на протяжении всего дошкольного возраста могут выступать в качестве причины деструктивного поведения ребенка, В. Н. Белкина относит агрессию, тревожность и страхи

Для описания особенностей деструктивного поведения у воспитанников старшего дошкольного возраста приведем эмпирические данные, полученные В. Н. Белкиной в дошкольных образовательных организациях путем наблюдений, в беседах с педагогами и родителями воспитанников. Результаты данного исследования в значительной степени совпадают с известными в научной литературе данными.

В старшем дошкольном возрасте способы деструктивного поведения становятся устойчивыми характеристиками некоторых дошкольников, как правило, у трех - четырех детей группы. Ощущение неуверенности ведет к тому, что дети нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке, в неизменной симпатии сверстников и взрослых. Эти стремления становятся навязчивыми и приобретают агрессивные черты, если встречаются препятствия на пути своей реализации. Теми же причинами обусловлено желание портить чужую работу, общую игру; вместо тактики «договориться» они используют целую гамму негативных тактик: «перекричать», «дуться», «применить физическое насилие» и т. д.

У таких детей в повседневной жизни проявляются различные формы агрессивного поведения: крики, насмешки, злорадный смех, циничные замечания, ребенок плюется, таскает за волосы, боксирует, царапается, оскорбляет себя, бьет себя по голове, повреждение предметов и т. п. Агрессивное поведение чаще встречается у мальчиков. Это может иметь объяснения в том, что дошкольники стараются идентифицировать себя с родителями того же пола.

Деструктивное поведение воспитанников старшего дошкольного возраста сопровождается широким кругом негативных эмоций, особенно тревогой, страхом и агрессией. Существуют два основных способа коррекции негативных эмоциональных состояний – уменьшение их силы (например, по методике систематической десенсибилизации) и выработка альтернативных реакций (например, в форме тренинга релаксации или уверенности)

Релаксация может быть долговременной или кратковременной, непроизвольной или произвольной. Непроизвольная долговременная релаксация возникает во время сна, при опьянении, под воздействием транквилизаторов или снотворных и т. д. Произвольная кратковременная релаксация используется для обучения расслаблению.

Релаксационные упражнения способствуют снятию психоэмоционального напряжения с мышц лица, шеи, плеч, рук, живота, ног, а также успокоению, расслаблению, спокойному, ровному дыханию у детей.

Они предполагают обучение дошкольников следующим приемам:

- чувствовать разницу между напряжением и расслаблением;

- сочетать упражнения мышечной (тепло, тяжесть в мышцах) и психической релаксации (я отдыхаю, я спокоен).

Релаксационные упражнения позволяют вызвать состояние покоя и расслабления произвольно. Для этого дети принимают спокойные позы, представляют состояния, соответствующие покою, расслабляют мышцы.

Каждому релаксационному упражнению дается образное название («Волшебный сон», «Солнечный зайчик», «Радуга» и т. д., что помогает заинтересовать детей в их выполнении.

Картотека упражнений

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица

«Улыбка»

Инструкция: Вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек. Дышите и улыбайтесь. Ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка.

«Солнечный зайчик»

Инструкция: Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот - погладьте его и там. Он не озорник - он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.

«Игра с шарфиком»

Инструкция: Представьте себе, что вам холодно, вы замерзли, обхватили себя руками. Но вот пришла мама и принесла шарфик. Вы повязали шарфики на шейки. Покрутили головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам, улыбнулись друг другу.

«Пчелка»

Инструкция: Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку, можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух.

«Бабочка»

Инструкция: Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает - подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку, можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе).

«Качели»

Инструкция: Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садится на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица).

«Варвара»

Инструкция:

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно - расслабление приятно!

Шея не напряжена и рас-сла-а-бле-на.

А теперь смотрите вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращается обратно - расслабление приятно!

Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на.

Любопытная Варвара

Смотрит влево. смотрит вправо.

А потом опять вперед - тут немного отдохнет.

Шея не напряжена и рас-слаб-ле-на.

«Лягушонок»

Инструкция:

Вот понравилось лягушкам:

Тянут губы прямо к ушкам!

Потяну - перестану и нисколько не устану!

Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны.

«Хоботок»

Инструкция:

Подражаю я слону:

Губы «хоботком» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны.

Релаксационные настрои

«На полянке»

Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка-муравка. Вы лежите на ней, как на перине. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щечки, дотрагиваются до рук, гладят все ваше тело. (пауза - поглаживание детей). Лучики гладят. (имя, ласкают. (и так каждого ребенка). Вам хорошо, приятно. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.

«Воздушные шарики»

Все вы - воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают, и вы становитесь все легче и легче. Все ваше тело становится легким, невесомым. И ручки легкие, и ножки стали легкие-легкие. Воздушные шарики поднимаются все выше и выше. Дует теплый, ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик. (пауза - поглаживание детей). Обдувает шарик. ласкает шарик. Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Экстремальные ситуации в быту, правила безопасного поведения» для воспитанников 6 группы с ОВЗ Цель. Формирование представлений воспитанников о безопасности поведения в экстремальных ситуациях. Задачи. - Повторить и закрепить имеющиеся.

Консультация для педагогов «Активные формы работы с детьми по безопасного поведения с использованием интерактивных форм»Консультация для педагогов «Активные формы работы с детьми по безопасного поведения с использованием интерактивных форм» Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь.

Консультация для педагогов «Индивидуальное консультирование родителей воспитанников в ДОУ»Консультация для педагогов «Индивидуальное консультирование родителей воспитанников в ДОУ» Детский сад – это не просто заведение, куда родители отдают ребенка на некоторое время. Это место, где малыш проводит значительную часть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Снятие проявлений деструктивного поведения у воспитанников»
Опубликовано: 25 января 2025 в 21:12
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Снятие проявлений деструктивного поведения у воспитанников»» (включая файлы) размещена пользователем Салтыкова Анастасия (УИ 2884610) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД