наталья верстова
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами LEGO-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
средствами LEGO -технологии.
Развитие связной речи становится всё более актуальной проблемой в
нашем обществе. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Публикация «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами LEGO-технологии» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Развитие речи
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Современные родители частенько забывают, что дети подражают речи окружающих и пускают процесс развития речи на самотек. Ребенок все больше проводит времени за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, а исследователями доказано, что речь формируется в процессе общения людей между собой.
Развитие речи тесно связано с формированием мышления и воображения ребенка. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы способствует овладению монологической речью, а это имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школе и возможно только в условиях целенаправленного обучения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено в отдельную образовательную область и это не случайно, так как дошкольный возраст –
это сенситивный период развития речи детей и главным условием реализации образовательного стандарта дошкольного образования – является обучение детей в игре, так как игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.
Наряду с применением традиционных методик обучения в последнее время возрастает роль LEGO-технологии в образовательном процессе. Игры с LEGO-конструкторами позволяют расширять имеющиеся у детей представления, научиться выделять признаки, характеризующие различные предметы, развить внимательность, наблюдательность.
Для полноценного развития связной речи ребенка необходимо создать соответствующие условия, что возможно в рамках конструктивной деятельности.
З. В. Лиштван было отмечено, что конструктивная деятельность способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом, побуждает к умственной активности и развивает моторику рук.
Использование LEGO - конструкторов в образовательном пространстве ДОО позволяет обеспечить образовательный процесс современным игровым
оборудованием близким и понятным детям, развивающим у детей самостоятельность, стремление к самопознанию, развитию творческого мышления и воображения, стимулирующее речевую активность при взаимодействии друг с другом, с педагогом при осуществлении совместной
деятельности.
LEGO для детей это, прежде всего средства игровой деятельности и самовыражения, позволяющие добиться решение многих образовательных
задач, в том числе развитие связной речи. В работе с LEGO можно выстроить
систему, где будут задействованы все стороны речи от фонематического восприятия до формирования связной речи.
С целью развития связной речи дошкольников, средствами LEGO-технологий были созданы следующие педагогические условия:
Первое условие - в группе был оборудован LEGO -уголок, с полочками для сменных выставок детских моделей, мобильным столом, контейнерами для деталей, плато разного размера; оформлены картотеки со схемами и образцами построек. При оборудовании LEGO-уголка, главным условием являлось использование в обучении конструкторского материала, имеющего простые нетрудоемкие способы крепления и позволяющего детям экспериментировать, вести широкую ориентировочно-поисковую деятельность, находить варианты решения одной и той же задачи и воплощать их разнообразные замыслы, в том числе и сюжетные. Так же конструктор использовался детьми в разных центрах детской активности:
- центр науки и познания: создание и обыгрывание игровых ситуаций с фигурками диких и домашних животных («Строим ферму», «Зоопарк», макеты «Лес», «Пустыня», «Джунгли», «Север» и т. д.);
- центр сюжетно-ролевых игр: использование крупногабаритного конструктора;
-центр сюжетно-ролевых игр: использование крупногабаритного конструктора;
-центр творчества: от строительства фигурок-персонажей до разыгрывания театральных постановок, историй, сказок;
Дети занимаются конструированием стоя за столами или сидя на ковре. Наборы конструкторов Лего используются как в самостоятельной, так и в групповой, подгрупповой образовательной деятельности.
Второе условие - разработка и организация образовательных мероприятий по развитию связной речи посредством внедрения комплексов игровых заданий, содержащих в себе постройку из деталей LEGO-конструктора.
Каждый игровой комплекс, включает игры со строительным материалом (конструирование по теме, замыслу, условиям) и составление рассказа (описательного или повествовательного, фактического или творческого) с опорой на наглядность – постройку из деталей конструктора LEGO.
Комплексы игровых заданий использовались в работе с детьми:
-при составлении творческих рассказов на основе сюжетной композиции из деталей конструктора LEGO.
Игровой комплекс «Придумаем историю вместе»
Задачи: формировать у детей навыки составления повествовательного рассказа в сотворчестве с взрослым; развивать воображение, конструктивные умения и мелкую моторику; воспитывать усидчивость.
Детям предлагалось вместе сочинить историю на тему, придуманную педагогом или самим ребенком. Взрослый начинает сочинять историю и выставляет на плате героя сюжета. Ребенок продолжает, моделируя развитие сюжета из деталей конструктора LEGO. Затем взрослый вводит в сюжет новый объект или персонаж, продолжая конструировать. Далее ведущая роль рассказчика снова переходит к ребенку. Взрослый заканчивает рассказ, предлагая ребенку придумать название. Игровое задание может выполняться подгруппой детей из 3–4 человек. Так появились такие истории как «Лесная история», «Случай на детской площадке», «Детский сад мечты», «Путешествие в зоопарк» .
Игровой комплекс «Заверши рассказ»
Задачи: формировать умение придумывать концовку рассказа по заданной теме; развивать внимание, воображение, творческие способности в конструктивной деятельности; воспитывать усидчивость.
Воспитатель определяет тему и название рассказа. Выставляет перед детьми сюжет, сконструированный из деталей конструктора LEGO в соответствии с выбранной темой, и предлагает послушать историю, озвучивая ее название и оставляя свой рассказ незавершенным. Предлагает детям завершить рассказ, достроив сюжет из деталей конструктора.
Игровой комплекс «Придумаем продолжение истории»
Задачи: формировать умение придумывать продолжение рассказа по заданной теме; развивать воображение, творческие способности в конструктивной деятельности, мелкую моторику; воспитывать усидчивость. Взрослый определяет тему и название рассказа. Выставляет перед ребенком сюжет, сконструированный из деталей конструктора LEGO в соответствии с выбранной темой, и предлагает послушать историю, озвучивая ее название. Завершив рассказ, взрослый предлагает придумать дальнейшее развитие сюжета, сконструировать и рассказать.
Игровой комплекс «Придумай свою историю»
Задачи: формировать умение составлять творческий рассказ по условию; развивать воображение, творческие способности в конструктивной деятельности, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, умение доводить начатое до конца.
Взрослый раздает детям платы и наборы LEGO. Предлагает сочинить интересные истории с учетом определенных условий.
Варианты условий:
1)сочинить веселую или грустную историю (предварительно дети вытягивают картинку с изображением веселого или грустного смайлика);
2) сочинить историю, которая произошла в определенную пору года (предварительно дети вытягивают картинку с изображением поры года,
3) сочинить историю про конкретного героя (предварительно дети вытягивают героя истории – девочку, мальчика, рыцаря и др.,
4) сочинить историю, которая произошла в определенном месте –
в лесу, возле дома, на дороге и др. (предварительно дети вытягивают картинку с изображением предполагаемого места события).
Дети сочиняют, передают сюжет в постройке из деталей LEGO, рассказывают свою историю и придумывают название.
-составление повествовательных рассказов на основе серии сюжетов из деталей конструктора LEGO.
Игровой комплекс: составление рассказа по серии сюжетов (4 сюжета)
Задачи: формировать умение конструировать из деталей конструктора LEGO по теме, создавать сюжетные композиции, составлять из них сюжетную линию, сочинять повествовательный рассказ по серии сюжетов, умение сотрудничать с партнером в процессе конструктивной деятельности.
1. К конструированию привлекаются 4 ребенка. При наличии большего количества детей, они делятся на 4 команды. Каждому ребенку (команде) раздается плата с одинаковым набором деталей конструктора LEGO.
2. Вся серия сюжетов выставляется в определенной последовательности. Организуется самостоятельное рассматривание.
3. Воспитатель предлагает составить коллективный рассказ: поочередно каждый ребенок (представитель одной команды) составляет часть повествовательного рассказа по своему сюжету. Затем каждый из детей (представитель команды) дает название коллективному рассказу.
В ходе работы по использованию данного игрового комплекса детьми были составлены такие рассказы как «Яблонька», «Веселый щенок», «Космическое путешествие» и другие (приложение 5)
Игровой комплекс: составление рассказа по заданному началу
Задачи: формировать умение сочинять повествовательный рассказ по заданному началу, конструировать сюжетные композиции, отражающие
продолжение и концовку рассказа; развивать внимание, комбинаторные
навыки и мелкую моторику рук.
Детям предлагаются плата и определенный набор деталей конструктора LEGO, из которых они могут сконструировать сюжет.
1. Дети составляют повествовательный рассказ по сюжету, воспитатель предлагает построить из деталей конструктора LEGO продолжение сюжета и придумать название рассказа, выбирается самое удачное название.
Игровой комплекс: составление рассказа по заданному концу
Задачи: формировать умение сочинять повествовательный рассказ по заданному концу, конструировать сюжетные композиции, отражающие
начало и продолжение рассказа; развивать внимание, комбинаторные
навыки и мелкую моторику рук; воспитывать усидчивость.
Детям предлагаются плата и определенный набор деталей конструктора LEGO, из которых они могут сконструировать сюжет. Воспитатель задает вопрос: «Как вы думаете, что могло произойти с героями сюжета ранее?» Предлагает составить рассказ с учетом того, что дети знают, чем закончились события и сконструировать недостающие сюжеты в соответствии с содержанием рассказа.
-организация самостоятельной художественной деятельности воспитанников (приложение 6)
Комплексы включают задания, которые направлены на решение задач по формированию у детей умения слушать музыкальное произведение, давать его характеристику, определяя жанр и эмоционально-образное содержание, передавать сюжет музыкального произведения в композиции из деталей конструктора LEGO, составлять творческий рассказ. Слушание музыкального произведения предусматривает наличие аудиозаписи. Данные игровые задания использовались в процессе проведения художественной деятельности воспитанников.
Созданные постройки из LEGO-конструктора использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки. Выполняя постройку, дети создавали объемное изображение, которое способствовало лучшему запоминанию образа объекта. Своих героев дети наделяли теми качествами, которыми они хотят обладать сами. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребёнку легче было раскрыть свои индивидуальные особенности, а сама игра создавала условия для развития речи, творчества и благоприятно влияла на эмоциональную сферу ребёнка.
В процессе конструктивной деятельности большое внимание также уделялось воспитанию у детей навыков культурного поведения и положительных взаимоотношений. Возможность закрепить с детьми формулы речевого этикета при обращении с просьбой, благодарения, ведь дети должны учиться выражать просьбу словами, благодарить за оказанную услугу. Нашей задачей было учить понимать и использовать при обыгрывании элементов этикета: поведение за столом, при встрече гостей и поведение в гостях, при выражении чувств, при знакомстве и прощании, разговоре по телефону. Все это способствует развитию речевого общения в совместной деятельности.
Третье условие - повышение педагогической компетентности у родителей в вопросах развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста при использовании конструкторов Лего.
Включение родителей в образовательный процесс ДОО является важным условием повышения их педагогической компетентности.
Нами были изготовлены брошюры и буклеты: «В «LEGO» играем - речь развиваем», «Дидактические игры с использованием конструктора Лего», «Советы родителям по развитию связной речи», «Lego-конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста», «Играем в «Lego» вместе с детьми».
Использование LEGO - технологии позволяет решать ряд образовательных задач, успешно развивая связную речь у детей дошкольного возраста.