Зиля Низамова
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители! Для успешного обучения Вашего ребенка в школе у него
должны быть развиты следующие умения и навыки:
1. умение четко и правильно воспроизводить все звуки родного языка;
2. умение изменять слова по родам, числам, падежам (мамино ведро, горжусь
братом и т. д.)
3. умение согласовывать различные части речи (моя сумка, мой пенал, мои
носки, собака бежала, слон бежал, один стол, пять столов)
4. умение пересказывать тексты и составлять рассказы по 1-ой и по серии
сюжетных картин;
5. навык звукового анализа и синтеза с
Публикация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
ов.
Хотелось бы подробнее остановиться на последнем навыке, т. к. достаточное его
развитие облегчает в дальнейшем процесс овладения ребенком чтением и грамотой.
Навык звукового анализа и синтеза слов предполагает наличие следующих умений:
- умение выделять первый и последний звук в слове;
- умение определять место звука в слове;
- умение соединять звуки в слова;
- умение определять последовательность и количество звуков в слове.
Для развития умения выделять первый и последний звук в слове ребенку
предлагается игра: «Назови первый (последний) звук в слове».
Начинать следует со слов, которые начинаются с ударного гласного звука (Облако,
Аня, Утка). Далее переходят к словам с последним ударным гласным звуком (очкИ,
бегУ, перО). Затем переходят к развитию умения выделять, на слух первый и
последний согласный звук. Начинать следует со звуков С, З, М, Н, Л, Х (Хлеб, Свет,
Шапка – для выделения первого звука; ноС, камыШ, моХ – для выделения
последнего звука). После того, как ребенок научился определять на слух,
можно начать закреплять в картинках. Ребенку предлагаются игры: «Назови 1
звук в картинках», «Назови последний звук в картинках», «Найди картинки,
начинающиеся (заканчивающиеся) на звук…», «Найди картинки,
начинающиеся (заканчивающиеся) на одинаковый звук», «Придумай слово,
начинающееся (заканчивающееся) на звук…».
Для развития умения определять место звука в слове ребенку предлагается игра
«Положи кружок в нужный квадрат». Ребенку дается полоска, разделенная на 3
квадрата и красный кружок. Дается следующая инструкция: «Я буду произносить
слова, в этих словах будет жить звук С. Если ты услышишь звук С в начале слова –
ты поставишь кружочек в 1-ый квадрат, если в середине слова – во 2-ой квадрат,
если в конце слова в 3-ий квадрат» Далее ребенку предлагаются слова: Собака,
Стол, ананаС, каСка, миска и т. д. Такую же работу проводят с другими звуками.
Часто ребенку бывает сложным выделять звук в середине. В таких случаях не
торопитесь! Пусть ребенок поупражняется в выделении звука в начале и конце
слова и лишь затем переходить к выделению звука в середине. Далее можно
предложить ребенку игру «Повтори слово». Дается инструкция: «Я буду
произносить слова, а ты будешь повторять за мной только те, в которых звук С
стоит в середине (конце, начале) слова». Когда ребенок начнет без ошибки
выполнять задание можно переходить к игре «Подбери слово». Перед ребенком
выкладывается полоска из 3 квадратов, один квадрат раскрашен. Дается инструкция: «Посмотри внимательно на полоску (показывается одна из полосок). В ней один квадрат раскрашен. Посмотри какой квадрат в начале, середине или конце раскрашен и подбери слово со звуком С, подходящее к схеме.
собака посуда автобус
слон костюм ананас
Такую же работу проводят с другими звуками.
Для развития умения соединять звуки в слова ребенку предлагаются игра:
«Собери слово». Взрослый произносит звуки с паузой, ребенок соединяет их в
слово: К О Т- кот. Далее переходят к словам из 2-х открытых слогов: П И Л А –
пила, затем к словам с закрытым и открытым слогом, типа М О С Т Ы – мосты,
П Е С О К – песок
При развитии умения определять последовательность и количество звуков в
слове работу необходимо начинать с гласных звуков. Произносится поток гласных
звуков, сначала из 2-х, затем из 3-х (АУ, УА, ОИ, АУО, УОИ). Дается инструкция:
«Назови, сколько звуков, какой звук 1-ый, 2-ой, 3-ий». Затем переходим к коротким
словам, типа НОС, СОМ, МОХ. Далее предлагаем ребенку на слух определить
количество и последовательность звуков в словах, состоящих из 4-х звуков, из 5
звуков (САДИК, КАСКА). Предлагаем ребенку игру «Придумай слово». Дается
инструкция: «Придумай слово, состоящее из 3-х звуков, из 4-х, из 5-ти. Назови в
слове 2-ой звук, 3-ий, 1-ый». Можно предложить ребенку выложить слово из букв.
Очень хороша игра «Замени звук и назови слово». Дается инструкция: «Я назову
слово, а ты должен будешь заменить первый звук другим (каким скажу) и сказать,
какое слово получилось. Например: замени первый звук в слове МАЙКА на звук Ч,
какое слово получится?».
Кошка – ложка лайка – гайка тушка - пушка
Мышка – вышка норка – горка точка-бочка
Уважаемые родители! Чаще играйте с ребенком в предложенные словесные игры.
Данные игры помогут не только развить у ребенка навык звукового анализа и
синтеза, но и обогатить словарный запас, развить слуховое внимание и память, что
так необходимо для успешного обучения в школе!