Елена Вершинина
План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию
Воспитатель: Вершинина Елена Георгиевна группы № 10 «Теремок»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 45
Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (подготовительная группа)
Цель, задачи: - совершенствовать диалогическую форму речи;
-развивать монологическую форму речи;
Публикация «План работы по самообразованию „Развитие связной речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
- развитие свободного общения со взрослыми;
Сроки Тема Содержание работы Практические выходы
(памятки, консультации, доклады, открытый просмотр, и т. д.)
Сентябрь Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. Памятки для родителей по обучению связной речи.
Октябрь Работа над пересказами с использованием опорных схем.
Пересказ рассказов
«Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова;
«Пушок» Г. Скребицкого. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;
Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;
Активизация и обогащение словарного запаса детей. Консультация для родителей на тему:
«Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?».
Ноябрь Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.
Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «непослушный Ваня». Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».
Декабрь Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
(О. С. Ушакова). Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи детей.
Информация для родителей в папке - передвижке:
«Читаем детям сказки»
Январь Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.
Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка»
Февраль Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».
Март Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Заюшкина избушка», «Колобок». Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Показ сказки «Заюшкина избушка» детям младшей группы.
Апрель Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».
Конкурс чтецов.
Май Открытый просмотр ООД для родителей на тему «Книга сказок».Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. ООД для родителей.
Список использованной литературы:
1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями: Автореф. дис….канд. психол. наук. М., 1986.
2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.
3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. –СПб. :речь; М. :Сфера, 2011.
4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.
5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2007.
6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,1994.
7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников :. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
8. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.
План работы по самообразованию.
Воспитатель: Вершинина Елена Георгиевна группы № 10 «Теремок»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 45
Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».
Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском саду
Задачи:
-Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
-Осуществление систематической работы с детьми;
-Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.
Раздел плана Сроки Формы работы Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т. д.)
«Растительный мир» Сентябрь-октябрь Рассматривание иллюстраций, альбомов.
Наблюдения за деревьями, кустарниками, цветами на клумбе.
Наблюдение за уборкой урожая.
Беседы: «Деревья нашего двора»; «Во саду ли в огороде»; «Как мы грибы искали»
Коммуникации: рассказ по картине Левитан
«Березовая роща» Описание берёзы.
Чтение художественной литературы по теме.
Загадывание загадок.
Художественное творчество: рисование «Осенняя березка»; «Грибной ежик»; «Цветы на клумбе».
Аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев»; «Дары осени»
Лепка: «Кисть рябины».
Конструирование из бумаги «Цветы, деревья, кустарники».
Д/И «Узнай и назови дерево»; «Что лишнее»; «Что в моей корзинке».
Анкета «Ребёнок и природа».
Прослушивание аудиозаписей. Занятие «Способы распространения семян в природе»; Изготовление гербария.
Экологическая игра «Поле чудес»
Выставка поделок из овощей.
«Животный мир» Ноябрь-декабрь Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов, прослушивание аудиозаписей «Весёлые уроки Баниласки».
Беседы: «Обитатели скотного двора»; «Где живет медведь»; «Забавные истории о добрых животных»; «Охрана природы»
Наблюдения за обитателями живого уголка.
Чтение художественная и познавательная по теме,
Загадывание загадок.
Художественное творчество: рисование «Пушистое животное»; «Зайка серый, где ты бегал?»; «Жил-был тигр»
Аппликация «Пингвин на льдине»; «Зайка в зимней шубке».
Лепка «Деревенское подворье»; «Пластилиновая сказка»;
Конструирование: «Ферма кота Матроскина».
Оригами-животные.
Д/И «Мама, папа и ребенок»; «Загадки и отгадки»; «Кто где живет»; «Пищевые цепочки»
Речевые логические задачи «О чем рассказал ежик»; «Кто где зимует» Изготовление альбомов «Домашние и дикие животные»
Изготовление совместно с родителями макетов:
«Животные наших лесов», «Животные жарких стран»
Проект «Домашние питомцы»
«Мир птиц» Январь -
март Наблюдение за птицами на кормушке.
Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни.
Беседы: «Какие бывают птицы»; «Куда улетают птицы»; «Наши друзья пернатые».
Чтение художественной литературы.
Загадывание загадок.
Рассказывание по картине «Грачи прилетели»
Речевая логическая задача «Кто обедал в птичьей столовой»
Инсценировка «Про петушка»
Художественное творчество. Рисование «Ласточки в полете», «Снегири.»
Аппликация «Поющий соловей»
Конструирование из бумаги «Грачи прилетели,»Птицы» Изготовление кормушек.
Викторина «Наши друзья-пернатые».
Изготовление альбома «Птицы»
«Комнатные растения» Апрель – май Беседы о цветах:
«Кто живет на подоконнике?»
Составление описательного рассказа на тему: «Комнатные растения».
Опыты с комнатными растениями.
Дидактическая игра «Живая и неживая природа»
Рисование «Комнатный цветок»
Загадывание загадок Экологический КВН «В мире природы»
Изготовление альбомов «Цветы в нашей комнате».
Список использованной литературы:
1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников-М :. Издательский центр «Академии», 2001.
2. Управление ДОУ 2005 № 2
3. Воспитатель ДОУ № 3/2009
4. Воспитатель ДОУ № 1/2009
5. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. -М:. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010.