Венера Жангушукова
Развитие связной речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Самый благоприятный возраст для овладения связной речью от 3 до 7 лет, но мы видим, что сегодня красивая и богатая речь у дошкольника- явление очень редкое. Современный ребенок проводит много времени у телевизора и компьютера, а у взрослых часто не хватает времени для общения с ним, чтения литературы, совместных игр. В итоге мы наблюдаем такую печальную картину:
а) Речь состоит из коротких словосочетаний или отдельных слов ситуативная
речь, ребенок не способен грамотно выразить свою мысль,построить предложение
б) Малый словарный запас, речь бедная
Публикация «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
в) Речь засорена сленгом, нелитературными словами из телепрограмм и лексикона
взрослых
г) Дошкольник не способен составить простой рассказ, пересказать услышанное произведение, выразить свою мысль внятно
е) В речи нет логики и последовательности; ж) Неумение говорить выразительно
з) Плохая дикция, нечеткость речи.
Решает ли эти проблемы детский сад?
ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ
1. Учить детей рассказывать последовательно, грамотно, логично, не перескакивая, не теряя мысли, без больших пауз, выразительно. Дать дошкольникам алгоритм каждого вида рассказа, чтобы по аналогии они могли уверенно справиться с любым рассказом.
2. Обогащать словарь новыми словами и побуждать применять их в речи.
3. Учить детей рассуждать, сравнивать, противопоставлять, доказывать свою точку зрения, делать выводы.
4. Создавать условия для творческого рассказа, пробуждать фантазию, воображение.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
1. «У НАС В ГОСТЯХ ИНОПЛАНЕТЯНЕ»
Игра учит детей объяснять коротко и понятно суть и назначение обычных и хорошо знакомых вещей, рассуждать, способствует развитию речи. Воспитатель говорит:
- Дети, к нам в гости прилетели инопланетяне. Они ничего не знают о самых обычных вещах и задают множество вопросов. Нашим новым рузьям интересно, что такое игрушка. Кто может объяснить?
2. МАГАЗИН ИГРУШЕК
Игра закрепляет навык описательной речи, создаёт условия для практического его применения.
Выставляется много игрушек. «Купить» можно любую, описав её не называя так, чтобы Все догадались, о чём речь. Воспитатель в роли продавца.
3. ПРИДУМАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО КАРТИНКЕ И СХЕМЕ.
Когда дети из занятий по грамоте знают обозначение слов в предложении (слово-предмет-1 линия прямая, слово- действие-2 линии, слово- описание – волнистая линия) им предлагают схему и картинку для составления простых предложений.
4. НАЙДИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ СЛОВО
Игра основана на подборе слов с противоположным значением, знакома детям со средней группы, но слова берутся сложнее, обогащается словарь. Черствый -, глубокий -, честный -, общительный -… и т. п.
5. ПОДБЕРИ СЛОВО
Основа игры те же антонимы. Дети заканчивают начатое воспитателем предложение.
Ручей мелкий, а река…
Покупаем картошку сырую, а едим…
После дождя земля сырая, а в жару…
Суп жидкий, а каша…
6. ОБЪЯСНИ ВЫРАЖЕНИЕ
«Злая зима» -холодная зима, «лёгкий ветерок»-, «золотые руки»-…
7. ПРИДУМАЙ ЗАЧИН РАССКАЗА ПО КАРТИНКЕ
Напомнить детям, что зачин может указывать место, время событий, говорить о главном герое, рассказ может начинаться и как сказка. Чем больше вариантов, тем лучше.
- Дело было летом
- Однажды…
- Это было в обычном лесу
- Как-то раз… и т. д.
8. НАЙДИ ЛУЧИКИ К СОЛНЫШКУ
Игра учит подбирать к объекту прилагательные, активизирует и обогащает словарь детей. Воспитатель рисует на доске солнечный круг, в его центр помещает картинку с изображением предмета или сказочного героя. Задача детей – подобрать к изображению как можно больше слов – описаний. Каждое слово – новый лучик.
Например: мяч – круглый, большой, резиновый, новый, яркий, зеленый… 9. СКАЖИ КАК …
Детям даётся фраза, например: «Здравствуйте, а вот и я!» Эту фразу нужно произнести
с разными интонациями от имени разных героев: волка, лисы, волшебника, клоуна, зайца, грустного ослика Иа…
10. ПРИДУМАЙ ДРУГОЕ ОКОНЧАНИЕ СКАЗКИ
Игра творческая. Существует множество сказок с неприятным или грустным концом. Группа придумывает им счастливое и справедливое окончание. Особенно здесь ценны оригинальные идеи детей с развитой фантазией.
Помимо перечисленных игр можно брать и те, что предлагались в средней группе, чуть усложнив их.
В старшей группе к ранее перечисленным видам рассказа добавляются более сложные, которые можно отнести к творческому рассказыванию: это рассказ – фантазия и рассказ из личного опыта.
РАССКАЗ _ ФАНТАЗИЯ
Взрослый начинает рассказ и прерывает его, предлагает детям продолжить, придумать дальнейшие события. Можно продолжать сказку по цепочке, задействовать всю группу, но это уместно тогда, когда дети уже овладели навыками творческого рассказывания.
Когда дети заходят в тупик, воспитатель подает идею, потом снова отдаёт инициативу группе. Постепенно роль взрослого уменьшается.
СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЯМ
1. Если работа в вашей группе по развитию речи не велась систематически, и вы хотите её поставить последовательно и серьёзно, то начинайте с игр и упражнений для младшей группы независимо от возраста ваших детей. По мере того, как они овладевают необходимыми знаниями и умениями, усложняйте задачу и двигайтесь дальше.
2. На занятиях побуждайте детей больше говорить (не только на занятиях по развитию речи). Откажитесь от практики спрашивать тех, кто поднял руку!
Вы воспитываете не пассивных слушателей, а активных исследователей, думающих людей.
3. Просвещайте родителей на собраниях, докажите им, что умение читать, писать и считать без развитой речи и умения думать самостоятельно ничего не стоят
4. Читайте детям в группе, обсуждая произведение, помните об умении правильно поставить вопрос (я говорила об этом ранее).
5. Не ленитесь при подготовке наглядности к занятиям, дайте детям при возможности не только увидеть, но и потрогать изучаемый предмет, т. к. чем больше органов чувств ребенка вы задействуете, тем лучше отложится в его памяти информация.
6. Излагайте материал эмоционально, интересно, оживленно, не превращайте занятие в длинную речь воспитателя, а детей в пассивных слушателей.
7. Будьте сами для детей примером грамотной, богатой, красивой, четкой и выразительной речи, работайте над собой.