МААМ-картинки

Развитие связной монологической речи детей 3–4 года в процессе рассказывания по игрушкам. Часть 2

Екатерина Кузнецова
Развитие связной монологической речи детей 3–4 года в процессе рассказывания по игрушкам. Часть 2
▼ Скачать

Подготовила: воспитатель Синько Екатерина Леонидовна

2 ЧАСТЬ

ГЛАВА 2. Рассказывание по игрушкам как средство развития связной монологической речи дошкольников

2.1. Рассказывание по игрушкам : понятие и виды

Рассказ по игрушке – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях или приключениях героя, который строится на основе творческого воображения и собственного опыта.

Публикация «Развитие связной монологической речи детей 3–4 года в процессе рассказывания по игрушкам, Часть 2» размещена в разделах

Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек :

• дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);

• сюжетные (образные) : куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;

• наборы, составленные воспитателем или детьми, – мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака [15].

Дидактические игрушки – это игрушки, направленные на развитие психических процессов, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи: развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения.

Сюжетные (образные) игрушки – это модели неодушевленных или одушевленных объектов, предназначенных для сюжетных и ролевых игр, способствующих развитию мышления, памяти, речи, эмоций и помогающие познавать окружающий мир.

Наборы игрушек – совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку. Наборы игрушек помогают детям развить способности и получить навыки, необходимые для взрослой жизни.

В основу всех видов занятий по развитию речи должно быть положено два требования: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. Игры и занятия с детьми содействуют последовательному накоплению их пассивного запаса слов и ведутся соответствующим образом. Пополнение пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда дети овладели механизмом речи. Совершается это за счет речи, которую ребенок слышит [13].

2.2. Роль рассказывания по игрушкам в развитии связной монологической речи детей 3 - 4 лет

В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.

Занятия с игрушками были разработаны Е. И. Тихеевой. Система обучения рассказыванию по игрушкам оставалась долгое время в неизменном виде. Более поздние исследования и методические разработки (А. М. Бородич, Э. П. Короткова, О. И. Соловьева, Н. А. Орланова) внесли уточнения в методику обучения, сохранив суть прежней системы.

Исследователи последних лет (О. С. Ушакова, А. А. Зрожевская) в формировании связной речи на материале игрушки исходили из того, что детей надо учить не видам рассказывания, а умению строить монолог-описание и монолог-повествование, опираясь на категориальные признаки текста.

Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа. Для описания следует подбирать игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру). Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания.

Сюжетные рассказы (повествования) : рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации; рассказ по отдельной игрушке – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.

В учебной и методической литературе нет единой точки зрения на содержание и методику проведения занятий с детьми, на последовательность постановки задач обучения описательной и повествовательной речи и последовательность разных видов занятий с игрушками.

В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них.

Оценивая описания игрушек, необходимо отмечать точность словаря, удачные сравнения, эмоциональность. В старшем дошкольном возрасте игрушка занимает меньшее место, но к умениям описывать игрушку и строить повествование предъявляются более высокие требования. Описание должно быть полным, логичным, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, точным по языку, с использованием образной речи. Дети должны составлять повествование по набору игрушек и по одной игрушке, определяя тему, развивая сюжет и соблюдая композицию. Описательные умения дети приобретают, как и в среднем дошкольном возрасте, в процессе описания игрушек и составления загадок.

Обучение описанию игрушек осуществляется одновременно с формированием грамматически правильной речи и обогащением словаря. Задания на описание постепенно усложняются, используются приемы мотивации речи, обогащается игровая деятельность детей [15].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс формирования речи у ребенка – это сложный и трудный процесс.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Педагоги начинают процесс формирования связной речи у ребенка с развития монологической речи.

Монологическая речь — это развернутый вид речи, форма ее произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание. Монологическая речь является одним из первых этапов формирования связной речи ребенка. Овладев этим видом речи, ребенок может развивать свою речь дальше, расширяя свой словарный запас и навыки овладения более сложными построениями и конструкциями своей речи, обогащать свой активный словарный запас и использовать свой пассивный.

Речь в младенческом возрасте выступает в двух основных функциях; как средство установления контакта и как средство познания мира.

При развитии связной речи ситуативная речь ребенка переходит к речи контекстной. Изменение образа жизни ребенка, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требуют более развернутой речи, возникает речь контекстная.

С возрастом совершенствуется и монологическая, и диалогическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний, используют свои знания и опыт в формировании речевых оборотов, акцентируют внимание на деталях, эмоционально окрашивают свою речь, учатся логическим построениям.

В дошкольном возрасте развитию монологической речи очень способствует работа с игрушками, картинками, окружающим миром, фольклорными элементами. Наиболее эффективным методом обучения является рассказывание по игрушкам. Существуют различные виды и приемы обучения ребенка навыкам сравнения, выделения главного признака, обобщения, логического мышления. При описании игрушек ребенок начинает эмоционально окрашивать свою речь, подбирать более точные определения и характеристики, учится составлению рассказа, связной истории, чаще использует свой пассивный запас, обогащает свою речь новыми словами и словосочетаниями. В процессе обучения происходит отбор содержания, высказывания, освоение способов соединения слов, предложений, что способствует формированию коммуникативно-речевых умений. На разных этапах обучения в зависимости от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности и любознательности меняется методика обучения рассказыванию. Таких методик существует немалое количество.

Таким образом, главным в процессе обучения должна сохраняться заинтересованность ребенка к познанию, к умению грамотно и связно высказать свою мысль, к коммуникативным навыкам, к освоению родного языка

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батура И. Н., Здорикова Н. Г. Теория и методика развития речи детей дошкольного воз- ТЗЗ раста [Текст] : курс лекций/ авторы-составители: И. Н. Батура, Н. Г. Здорикова. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2015. – 88 с.

2. Бизикова О. А. Развитие монологической речи у дошкольников [Текст] : Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений/ О. А. Бизикова. – Нижневартовск: Изд-во Нижне-варт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.

3. Бородич А. М. Методика развития речи детей [Текст] : учеб. пособие/ А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 256 с.

4. Веракса, Н. Е. «От рождения до школы» [Текст] : учеб. пособие/ Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеево - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.

5. Дедюкина М. И., Платонова А. В. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] : учебное пособие / авт. -сост. М. И. Дедюкина, А. В. Платонова. – Электрон. текст. дан. (1,7 Мб). – Киров: Изд-во МЦИТО, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-R).

6. Максимов В. И. [и др. ] Русский язык и культура речи [Текст] : Учебник / Под. ред. проф. В. И. Максимова. – М. : Гардарики, 2001. – 413 с.

7. Мигунова Е. В. Теория и методика развития речи детей [Текст] : учеб. – метод. пособие; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого/ Е. В. Мигунова. – Великий Новгород: 2007. – 151 с.

8. Парамонова Л. Г. Воспитание связной речи у детей [Текст] : Методическое пособие/ Л. Г. Парамонова. – М. : Национальный книжный центр, 2018. – 192 с.

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».

10. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования/ Н. А. Стародубова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.

11. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] : Пособие для воспитателя дет. сада/ Под ред. Ф. А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1979. – 223 с.

12. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] : Пособие для воспитателей дет. сада/ Е. И. Тихеева. Под ред. Ф. А. Сохина. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 1981. – 159 с.

13. Ушакова О. С. Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : Учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений/ О. С. Ушакова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

14. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст] : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 448 с.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты»Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты» Конспект занятия в старшей группе «Мы-журналисты" Цель: развитие связной диалогической речи; развитие коммуникативного и личного взаимодействия.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной монологической речи детей 3–4 года в процессе рассказывания по игрушкам. Часть 2
Опубликовано: 27 мая 2022 в 06:25
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной монологической речи детей 3–4 года в процессе рассказывания по игрушкам. Часть 2» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД