Екатерина Кузнецова
Развитие связной монологической речи детей 3–4 года в процессе рассказывания по игрушкам. Часть 2
▼ Скачать
Подготовила: воспитатель Синько Екатерина Леонидовна
2 ЧАСТЬ
ГЛАВА 2. Рассказывание по игрушкам как средство развития связной монологической речи дошкольников
2.1. Рассказывание по игрушкам : понятие и виды
Рассказ по игрушке – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях или приключениях героя, который строится на основе творческого воображения и собственного опыта.
Публикация «Развитие связной монологической речи детей 3–4 года в процессе рассказывания по игрушкам, Часть 2» размещена в разделах
- Игрушки. Рассказывание, составление рассказа
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек :
• дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);
• сюжетные (образные) : куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;
• наборы, составленные воспитателем или детьми, – мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака [15].
Дидактические игрушки – это игрушки, направленные на развитие психических процессов, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи: развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения.
Сюжетные (образные) игрушки – это модели неодушевленных или одушевленных объектов, предназначенных для сюжетных и ролевых игр, способствующих развитию мышления, памяти, речи, эмоций и помогающие познавать окружающий мир.
Наборы игрушек – совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку. Наборы игрушек помогают детям развить способности и получить навыки, необходимые для взрослой жизни.
В основу всех видов занятий по развитию речи должно быть положено два требования: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. Игры и занятия с детьми содействуют последовательному накоплению их пассивного запаса слов и ведутся соответствующим образом. Пополнение пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда дети овладели механизмом речи. Совершается это за счет речи, которую ребенок слышит [13].
2.2. Роль рассказывания по игрушкам в развитии связной монологической речи детей 3 - 4 лет
В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.
Занятия с игрушками были разработаны Е. И. Тихеевой. Система обучения рассказыванию по игрушкам оставалась долгое время в неизменном виде. Более поздние исследования и методические разработки (А. М. Бородич, Э. П. Короткова, О. И. Соловьева, Н. А. Орланова) внесли уточнения в методику обучения, сохранив суть прежней системы.
Исследователи последних лет (О. С. Ушакова, А. А. Зрожевская) в формировании связной речи на материале игрушки исходили из того, что детей надо учить не видам рассказывания, а умению строить монолог-описание и монолог-повествование, опираясь на категориальные признаки текста.
Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа. Для описания следует подбирать игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру). Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания.
Сюжетные рассказы (повествования) : рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации; рассказ по отдельной игрушке – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.
В учебной и методической литературе нет единой точки зрения на содержание и методику проведения занятий с детьми, на последовательность постановки задач обучения описательной и повествовательной речи и последовательность разных видов занятий с игрушками.
В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них.
Оценивая описания игрушек, необходимо отмечать точность словаря, удачные сравнения, эмоциональность. В старшем дошкольном возрасте игрушка занимает меньшее место, но к умениям описывать игрушку и строить повествование предъявляются более высокие требования. Описание должно быть полным, логичным, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, точным по языку, с использованием образной речи. Дети должны составлять повествование по набору игрушек и по одной игрушке, определяя тему, развивая сюжет и соблюдая композицию. Описательные умения дети приобретают, как и в среднем дошкольном возрасте, в процессе описания игрушек и составления загадок.
Обучение описанию игрушек осуществляется одновременно с формированием грамматически правильной речи и обогащением словаря. Задания на описание постепенно усложняются, используются приемы мотивации речи, обогащается игровая деятельность детей [15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс формирования речи у ребенка – это сложный и трудный процесс.
Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Педагоги начинают процесс формирования связной речи у ребенка с развития монологической речи.
Монологическая речь — это развернутый вид речи, форма ее произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание. Монологическая речь является одним из первых этапов формирования связной речи ребенка. Овладев этим видом речи, ребенок может развивать свою речь дальше, расширяя свой словарный запас и навыки овладения более сложными построениями и конструкциями своей речи, обогащать свой активный словарный запас и использовать свой пассивный.
Речь в младенческом возрасте выступает в двух основных функциях; как средство установления контакта и как средство познания мира.
При развитии связной речи ситуативная речь ребенка переходит к речи контекстной. Изменение образа жизни ребенка, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требуют более развернутой речи, возникает речь контекстная.
С возрастом совершенствуется и монологическая, и диалогическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний, используют свои знания и опыт в формировании речевых оборотов, акцентируют внимание на деталях, эмоционально окрашивают свою речь, учатся логическим построениям.
В дошкольном возрасте развитию монологической речи очень способствует работа с игрушками, картинками, окружающим миром, фольклорными элементами. Наиболее эффективным методом обучения является рассказывание по игрушкам. Существуют различные виды и приемы обучения ребенка навыкам сравнения, выделения главного признака, обобщения, логического мышления. При описании игрушек ребенок начинает эмоционально окрашивать свою речь, подбирать более точные определения и характеристики, учится составлению рассказа, связной истории, чаще использует свой пассивный запас, обогащает свою речь новыми словами и словосочетаниями. В процессе обучения происходит отбор содержания, высказывания, освоение способов соединения слов, предложений, что способствует формированию коммуникативно-речевых умений. На разных этапах обучения в зависимости от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности и любознательности меняется методика обучения рассказыванию. Таких методик существует немалое количество.
Таким образом, главным в процессе обучения должна сохраняться заинтересованность ребенка к познанию, к умению грамотно и связно высказать свою мысль, к коммуникативным навыкам, к освоению родного языка
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Батура И. Н., Здорикова Н. Г. Теория и методика развития речи детей дошкольного воз- ТЗЗ раста [Текст] : курс лекций/ авторы-составители: И. Н. Батура, Н. Г. Здорикова. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2015. – 88 с.
2. Бизикова О. А. Развитие монологической речи у дошкольников [Текст] : Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений/ О. А. Бизикова. – Нижневартовск: Изд-во Нижне-варт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей [Текст] : учеб. пособие/ А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 256 с.
4. Веракса, Н. Е. «От рождения до школы» [Текст] : учеб. пособие/ Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеево - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.
5. Дедюкина М. И., Платонова А. В. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] : учебное пособие / авт. -сост. М. И. Дедюкина, А. В. Платонова. – Электрон. текст. дан. (1,7 Мб). – Киров: Изд-во МЦИТО, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-R).
6. Максимов В. И. [и др. ] Русский язык и культура речи [Текст] : Учебник / Под. ред. проф. В. И. Максимова. – М. : Гардарики, 2001. – 413 с.
7. Мигунова Е. В. Теория и методика развития речи детей [Текст] : учеб. – метод. пособие; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого/ Е. В. Мигунова. – Великий Новгород: 2007. – 151 с.
8. Парамонова Л. Г. Воспитание связной речи у детей [Текст] : Методическое пособие/ Л. Г. Парамонова. – М. : Национальный книжный центр, 2018. – 192 с.
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».
10. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования/ Н. А. Стародубова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.
11. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] : Пособие для воспитателя дет. сада/ Под ред. Ф. А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1979. – 223 с.
12. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] : Пособие для воспитателей дет. сада/ Е. И. Тихеева. Под ред. Ф. А. Сохина. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 1981. – 159 с.
13. Ушакова О. С. Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : Учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений/ О. С. Ушакова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
14. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст] : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 448 с.