Получи документы

Мастер-класс с родителями «Живые письма дошкольников» как инструментарий в развитии детской инициативы»

Екатерина Догадина
Мастер-класс с родителями «Живые письма дошкольников» как инструментарий в развитии детской инициативы»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Живые письма дошкольников», как инструментарий в развитии детской инициативы и патриотического воспитания.

Цель мастер-класса - повышение уровня родительской компетентности в вопросах нравственно-патриотического воспитания ребёнка.

Развитие системы педагогического взаимодействия детского сада и семьи в интересах развития личности ребенка.

Задачи:

Темочки:

- вовлечь родителей в активную практическую деятельность и сотрудничество с дошкольным учреждением;

- познакомить родителей с методами и приёмами, применяемыми в целях нравственно-патриотического воспитания;

- обогатить и обобщить представления родителей о способах взаимодействия с детьми по сохранению ценностей семьи, Родины;

- создать условия для обретения большинством родителей своего собственного родительского стиля, который позволил бы каждому ребенку реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

Перечень материалов и оборудования:

мультимедийная презентация «Живые письма дошкольников», альбомные листы, фломастеры, карандаши, наклейки, картинки для вырезания, примеры написанных слов – профессий людей, технологическая карта «Профессия».

Научное обоснование: В Законе РФ «Об образовании» 273-ФЗ отмечается, что содержание образовательной деятельности общества должно быть ориентировано на воспитание патриотизма и гражданственности. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

В ФГОС дошкольного образования обозначено, что основным принципом дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В содержании стандарта отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников.

В программе воспитания:

Патриотическое воспитание – одно их важнейших направлений педагогической работы. В разное время исследованиями этой проблемы занимались К. Д. Ушинский, А. Н. Радищев, В. А. Сухомлинский, А. .Г. Ковалёва, В. С. Мухина, А. С. Макаренко, Д. С. Лихачёв, Л. Е. Никонова и др. Стремительно возросший в последние годы интерес исследователей к воспитанию патриотизма у подрастающего поколения способствовал активной разработке общеобразовательных программ, позволяющих в доступной для дошкольников форме изучить историю своей страны, ее символов, столицы.

Согласно исследованиям психологов (А. Г. Ковалевым, А. А. Люблинской, Т. А. Репиной, П. М. Якобсоном и др.) формирование высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма, происходит на основе постоянно повторяющихся положительных эмоций. Как отмечает ряд исследователей (Р. И. Жуковская, З. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, процесс формирования патриотизма не должен сводиться к накоплению знаний о Родине, гораздо важнее сформировать у детей эмоционально-положительное отношение к отечеству, его истории, традициям и культуре.

Актуальность данной темы заключается в том, что в последнее время идё т переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Анализ образовательной ситуации в учреждении. В статье 18 Закона Российской Федерации «Об образовании» признано ведущим семейное воспитание. В соответствии с этим законом первыми педагогами являются родители, в обязанности которых входит закладка основ нравственного, личностного, интеллектуального и физического развития маленького гражданина. Правильно организованное взаимодействие семьи и Детского сада № 102 формируют у ребенка уверенность в успехе, активную социальную позицию, умение уважать собственную личность и окружающих, стремление к поиску диалога, достижения взаимопонимания между людьми. В результате творческого применения различных форм взаимодействия родителей и педагогов процесс воспитания и образования превращается в гибкую систему, в которой учитываются интересы всех сторон, а родители проявляют активную творческую позицию, позитивное отношение к воспитателям и охотно принимают участие в организации жизни ДОУ.

Педагогический коллектив мобильно реагирует на изменения социального состава родителей, на их запросы в области воспитания, и в зависимости от потребностей изменяет направления и формы работы ДОУ с семьей. На сегодняшнем этапе развития Детского сада есть убеждение, что непосредственное взаимодействие с семьями возможно только при условии возникновения у родителей желания продолжать сотрудничество в тех формах, которые они считают приемлемыми для себя. В основе этого желания лежит доверие как ключевая категория, формируемая у родителей. Это позволяет утверждать, что использование различных форм взаимодействия педагогов и родителей оказывает положительный эффект на учебно-воспитательный процесс.

Ожидаемые результаты от проведения мастер-класса :

Родители становятся непосредственными участниками педагогического

процесса, что вызывает у них интерес к познанию самих себя и детей;

• В процессе совместной деятельности родители быстрее приходят к

осознанию особенностей их взаимоотношений с детьми, поиску новых способов взаимоотношений родителей и детей;

• Педагог имеет возможность напрямую и систематически поддерживать

родителей в области воспитания детей;

• Проводимые мероприятия, с родителями, дают возможность установить

психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности его развития и воспитания;

• Включение семьи в профессионально-родительскую общность в работе

по гражданско-патриотическому воспитанию ребенка;

• Участники мастер-класса проявляют интерес к представляемому опыту:

вступают в диалог, делятся своим опытом, охотно участвуют в создании «Живой книги профессий родителей».

Содержание мастер-класса

Добрый день, меня зовут Екатерина Евгеньевна, я воспитатель Детского сада владею в совершенстве современной технологией нравственно-патриотического воспитания. Хочу поделиться с вами своим мастерством.

Теперь друг друга поприветствуем.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но на мастер-класс вы решили прийти?

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Вы новое что-то ХОТИТЕ узнать, да или нет?

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам НУЖНО в работе активными быть?

И я вам буду во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Уважаемые родители, вы хотите овладеть эффективной технологией воспитания детей?

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс : «Живые письма дошкольников», как инструментарий в развитии детской инициативы и патриотического воспитания.

Почта и бумажные письма — это уже прошлое? Многие дошкольники даже не знают, что сегодня тоже можно отправлять бумажные письма! Они родились и выросли в совершенно другой, цифровой реальности.

Но писать бумажные письма — это так интересно и познавательно!

Я считаю, такой способ общения совершенно не устарел, и в своей группе я вернула его в жизнь детей 21 века.

Объясню зачем:

1. Чтобы оторваться от гаджетов.

Для нас, взрослых, сообщение в мессенджере — это быстро и удобно. Но ради удобства мы жертвуем красотой языка: сокращаем слова, переписываемся на ходу. Собеседник не видит наш почерк, не понимает слог и стиль изложения. Бумажное письмо ребёнок ждет, его можно сохранить. Мы видим рисунок и неповторимое оформление автора. Чтобы написать письмо рисунком, нужно время, средства для творчества. Ребёнок вложит в него чувства, расскажет о том, чем он интересуется и что для него важно. А нарисованное письмо для семьи и друзей – это незабываемый восторг и память о детстве.

2. Чтобы научиться выражать мысли рисунком.

Дошкольники не умеют писать, но они умеют рисовать! Передать в рисунке свои желания, мечты, важное событие в жизни семьи, рассказать об увлечениях, родном городе – все это можно выплеснуть на бумаге. Чтобы «нарисовать» письмо ребенок, должен приложить усилия, выстроить план, осуществлять трудовые действия, овладеть определенными умениями – а это предпосылки учебной деятельности.

3. Чтобы развивать креативность в творчестве.

Ну какая может быть креативность в мессенджерах? Разве, что стикеры ставить, но ведь это не то. В бумажных письмах все иначе : берешь фломастеры, карандаши, наклейки и открывается настоящая свобода для творчества, развития навыков дизайна, креативности и формирования своего собственного стиля. Именно творческие и поисковые ситуации, пробуждающие интерес к художественной деятельности, способствуют формированию творческой личности – одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

4. Это просто интересно.

Автор проекта «Живые письма дошкольников» воспитатель по зову сердца из г. Тюмени Саткеева Жанара Жаславовна.

Цель сетевого сообществa «Живые письма дошкольников» - знaкомство детей дошкольного возрaста с культурой, трaдицией и природой регионов России посредством «детских рукотворных писем».

В проекте участвуют не только дети, но и родители воспитанников, помогают собирать информацию, знакомят с ней детей, участвуют в создании игр, книг, альбомов.

В нашем детском саду мы, вместе с воспитанниками и их родителями активно учувствуем во всероссийском сетевом сообществе «Живые письма». Мы рисуем живые письма в разные города России детям из других детских садов, можем отправить весточку пожилым людям и доставить им радость, поддержать военнослужащих приятным рисунком.

А потом, мы получаем письма или посылки, дети сами открывают конверт и начинаю читать рисованные письма от своих сверстников.

Уважаемые участники сегодняшнего мероприятия, хочу похвалиться тем сколько всего нового и интересного узнали дети моей группы в процессе рисования писем, насколько добрыми, чуткими, внимательными и любознательными они стали. (презентация)

Акции и марафоны, в которых мы приняли участие:

- Акция «Позитивные объявления для взрослых от детей». 1 июня в день защиты детей, дети показали, пример своим родителям, как радоваться каждому дню. Они нарисовали позитивные открытки «Возьмите то, что вам нужно» и разместили их на территории детского сада и вместе с родителями на территории города.

- Марафон «Поезд времени. Мы вместе ковали Победу». Дети наполнили вагончики поезда своими рисунками, поделками, пожеланиями. Наш «Поезд Победы» отправился в Новосибирск. А из

- Марафон «Сундучок народных промыслов Свердловской области». Мы наглядно показали Уральские промыслы: уральскую роспись, фарфоровое производство, льняное ткачество, роспись по металлу и колокольное производство. Наш сундучок отправился в Смоленскую область.

- Акция «Письмо Российскому солдату». Дети с удовольствием откликнулись на акцию и нарисовали рисунки, в которых выражали искреннюю признательность армейцам. А также написали им простые и очень теплые и искренние слова, которые именно сейчас им так необходимы.

- Марафон дидактических игр «Ходилка-бум». Мы с детьми изготовили напольную игру ходилку с достопримечательностями и любимыми местами отдыха города Каменска-Уральского, а в маленьком формате игру отправляли в другие города с письмами.

- Марафон «Живая книга России. Дети нашей группы отправляют не только письма, но и самодельные книги. Книга отличается от письма тем, что все листы скреплены между собой, но по желанию каждый рисунок можно рассмотреть отдельно. Мы изготовили 3 книги о природе нашего родного города, в них рисунки ландшафта, животных, растений и насекомых. 2 книги отправились в детские сады в Ярославскую и Рязанскую области.

- Марафон «Живая книга правил дорожного движения в родном краю». Дети создали «Живой» словарик правил дорожного движения в своём городе. В нём есть и ребусы, и стихи, и загадки. Словарик наш отправился в Санкт-Петербург, и мы получили ответную посылку от них.

А ведь все это можно устроить дома со своим ребенком, создавать рукотворные письма, книги или даже посылки и обмениваться ими с близкими людьми и друзьями.

Сегодня я предлагаю вам принять участие в создании «Живой книги профессий». Эта информация важна и нужна ребенку. Ознакомление дошкольников с миром профессий на современном этапе считается одной из важных задач социализации и развития личности ребенка. Представление о профессиях позволяет ребенку глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Однако не все дети достаточно хорошо знакомы с профессиями своих родителей. Некоторые затрудняются назвать место работы, название профессии, трудовые действия своих мам и пап. Ответы чаще всего однотипные: «Моя мама работает на работе», или «Моя мама работает бухгалтером» (но ответить, что делает бухгалтер, рассказать о профессии не могут). Время не стоит на месте, и некоторые родители работают в сфере цифровых технологий, которые сложны для понимания ребенком: веб-дизайнер, аналитик данных, таргетолог, копирайтер, тестировщик, графический дизайнер.

И здесь поможет технология «Живые письма». На понятном и простом для ребёнка языке «рисунков» он познакомится с профессиями своих родителей и сможет о них рассказать. А из отдельных рукотворных писем можно создать «Живую книгу профессий».

Для вас приготовлен необходимый материал и технологическая карта, которую можно взять за основу при создании письма о своей профессии. В ней обозначены основные моменты, о которых ребенок должен иметь представление. Детям младше можно эту карту немного сократить. Материал для письма можно взять из использованных раскрасок, из старых книг, журналов, газет, из бросового материала, из наклеек, из фантиков.

Эти особенные письма дети рисуют, а взрослые помогают им написать слова, которые трудно изобразить (ВРАЧ, ВОСПИТАТЕЛЬ, МАШИНИСТ, ВОДИТЕЛЬ, ПРОДАВЕЦ). То есть я предлагаю вам взять на себя роль ребенка и нарисовать письмо на тему «Профессия моей мамы». Из рисунка получатель должен узнать, как называется профессия, есть ли спец. одежда у представителя данной профессии, какие инструменты необходимы, как выглядит рабочее место, какие трудовые действия выполняет представитель профессии, какими качествами должен обладать представитель той или иной профессии, выразить отношение к профессии.

Родители совместно с воспитателем - мастером «рисуют» письмо.

Уважаемые родители, надеюсь, что вы почерпнули много интересного и полезного из мастер-класса.

Как вы думаете, внутри семьи, можно использовать технологию «Живые письма». Каким образом?

Дома вы, также, можете создавать «Живые письма» на любую тему, важно придерживаться алгоритма:

1. Для кого письмо

2. Выбор темы

3. Какие материалы понадобятся

4. Какая помощь нужна ребёнку от взрослого

5. Процесс создания письма

6. Обсуждение послания (по желанию ребёнка)

7. «Таинство» (письмо в запечатанном конверте).

Важность рукотворных писем в том, что главная роль отведена ребёнку. Взрослые только помогают им написать слова, которые трудно изобразить.

А как увлечь ребёнка, заинтересовать? Совсем скоро наступит сказочный праздник – Новый Год. Нарисуйте вместе с ребёнком новогоднее письмо. Деду морозу и Снегурочке. Обсудите, что ребёнок хочет рассказать Деду Морозу о себе, своей семье. Подскажите, что можно нарисовать свой дом, свою группу, друзей, показать, как украшаете ёлку, готовите подарки близким, катаетесь с горки. То есть показать в рисунке своё новогоднее настроение и даже изобразить своё самое сокровенное желание.

А теперь подведем итоги нашей сегодняшней встречи.

Рефлексия:

Каждый участник подкидывает кубик, на стороне которого написана фраза и исходя из собственных ощущений заканчивает её :

- Больше всего мне понравилось…

- В дальнейшем я буду использовать…

- Здесь я сегодня узнала нового…

- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …

- Неожиданным для меня сегодня было…

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативыДетский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативы Недавно вашему вниманию были представлены: выступление на РМО и консультация по развитию и поддержке детской инициативы. Сегодня предлагаю.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Фотоотчет по патриотическому проекту сетевого сообщества «Живые письма. Поезд времени!»Фотоотчет по патриотическому проекту сетевого сообщества «Живые письма. Поезд времени!» Наш детский сад, подготовительная группа «Вишенка» принимает участие во ВСЕРОССИЙСКОМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ "Поезд времени. Мы вместе ковали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс с родителями «Живые письма дошкольников» как инструментарий в развитии детской инициативы»
Опубликовано: 10 января 2025 в 14:46
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс с родителями «Живые письма дошкольников» как инструментарий в развитии детской инициативы»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Догадина (УИ 1907098) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 января 2025 воскресенье
Путешествуем по карте России!
В гости к кенгуру в Австралию!
Семья — хранитель традиций!
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД