Хапаева Лариса Борисовна
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Текст выступления
1 слайд. Тема моего выступления «Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов проблемного обучения»
2 слайд. Актуальность
«Один учитель преподносит истину, Хороший– учит ее находить».
А. Дистервег
Публикация «Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет детям радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности. Оно направленно на то, чтобы сформировать у детей необходимую систему знаний, умений и навыков, а также достигнуть высокого уровня развития, развития способности к самообучению, самообразованию.
Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.
Меняется характер общения ребенка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты.
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться». Дети могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о «непонятном», высказать предложение.
Без этого не может быть развивающего обучения.
3слайд
Мы живём в период изменений требований к системе образования. В связи с Приказом Министерства образования и науки РФ от17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ещё более актуальными стали требования, направленные на целостное развитие дошкольника как субъекта детской деятельности. Ребенок должен проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, любознательность, задавать вопросы, интересоваться причинно-следственным связям, пытаться самостоятельно придумывать объяснения, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослым, обладать разным воображением, склонен наблюдать и экспериментировать.
4 слайд. Коротко о том, что такое проблемное обучение.
Проблемное обучение - это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением. Он не может найти объяснение какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных ситуаций, которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и ребенок вынужден искать новые пути. Очень верным, и уместным здесь будет высказывание
М. Ф. Достоевского «Две-три мысли, два-три впечатления, поглубже выжатые в детстве собственным усилием, проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа…»
Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Проблемная ситуация
создается при нехватке знаний у детей.
Противоречие – основное звено проблемной ситуации.
(Противоречие - положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему.)
Основные компоненты проблемной ситуации
неизвестное, т. е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;
познавательная деятельность;
творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний.
5 слайд. Цель:
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов проблемного обучения и путем решения проблемных ситуации.
6 слайд. Задачи:
Образовательные:
1. Самостоятельно применять знания при анализе ситуаций, находить противоречия и решать их;
2. Добиваться, чтобы ребенок имел версию решения проблемы, оригинальный ответ.
Развивающие :
1. Развивать активность, самостоятельность при решении проблемных и житейских задач, решении нравственных ситуаций;
2. Развитие способности у дошкольников самостоятельно и творчески мыслить.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, активность, целеустремленность; 2. Воспитывать у детей культуру общения, обучать умению доказывать свои
суждения, вести дискуссию, отстаивать свое мнение.
7 слайд. Алгоритм технологии
1. Знание или образец действия.
2. Создание проблемного поля.
3. Преобразовательная деятельность ребенка.
4. Новый личный опыт.
8 слайд. Алгоритм решения проблемных ситуаций (А. М. Матюшкин)
При создании проблемной ситуации используем определённые приемы, методы и средства:
– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;
– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;
– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
– ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения, эвристические вопросы;
– определяем проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
– ставим проблемные задачи.
9,10,11 слайды. Нами была создана картотека проблемных вопросов, проблемных ситуации и картотеку мультфильмов, сказок и рассказов, содержащих проблемные ситуации. У нас у воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций. Надеюсь, что предложенные нами картотеки помогут вам в этом.
12 слайд. Предполагаемый результат
В дальнейшем действия детей приобрели более самостоятельный характер, они учились не только решать проблему, но и пытались ее выделить, осознать, сформулировать, что является более ценным для развития личности. Важным компонентом являются приё мы создания проблемных ситуаций такие как: одновременное предъявление противоречивых фактов или точки зрения; столкновение разных мнений детей вопросом или практическим заданием.
Таким образом, применение в образовательном процессе проблемных ситуаций помогает воспитателю реализовать одну из важных задач определённых образовательными стандартами дошкольного образования.
13 слайд. На слайде вам представлена трансляция педагогического опыта в интернет сообществах по данной теме.
14 слайд. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
ФГОС - Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 0384).
Ильницкая И. Л., Остапенко JI.B. Развитие творческого потенциала личности дошкольника в процессе проблемного обучения. Омск: ООИПКРО. 2001.
Ильницкая И. Л, Остапенко JI.B. Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения // Дошкольное воспитание. 2006. № 12. С. 82-85; 2007. № 1. С. 19-23; 2007. № 3. С. 15-21.
Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение : истоки, сущность, перспективы. М., 1991.
Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. : Педагогика, 1972.
15 слайд. Спасибо за внимание!