Валентина Кошкина
Развитие речи дошкольников посредством дидактических пособий ТРИЗ технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи является важной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено прежде всего социальной значимостью и ролью данного направления в формировании личности. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте является одним из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами задачу: организовать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с детьми полноценно прожить все его этапы (подготовку, проведение, обсуждение итогов). При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В совместной деятельности с педагогом воспитанник должен делать шаг вперед в своем развитии. Нормативный документ указывает также, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Именно она позволяет достичь цели образовательной деятельности.
Публикация «Развитие речи дошкольников посредством дидактических пособий ТРИЗ технологии» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Как же найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьезная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия? Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает практиков использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. Этим и объясняется возросший интерес к ТРИЗ – технологиям в дошкольной дидактике. Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
Мы изготовили универсальные пособия «Я познаю мир», «Алгоритм составления рассказа по пейзажу», «Алгоритм составления рассказа по портрету», в основу которых положен опыт работы с детьми дошкольного возраста по использованию элементов ТРИЗ - технологии.
Для организации развивающего процесса с использованием предложенных многофункциональных пособий, мы сделали их подробное описание. Остановимся на описании каждого из них:
Универсальное пособие «Я познаю мир» включает в себя: 16 кармашков имен признаков: 6 кармашков - с моделями анализаторов; 6 кармашков - волшебников фантазирования; 2 кармашка - вопрос-ответ; 2 кармашка - причины и следствия.
Пособие мы используем в совместной деятельности с детьми и самостоятельной игровой деятельности.
Пособие «Алгоритм составления рассказа по пейзажу» представляет собой круг со стрелкой и секторами с обозначениями: место; объекты на картине; части суток, время года; возможные ощущения человека с помощью различных органов чувств; цветовая гамма; мысли и чувства; название.
Пособие «Алгоритм составления рассказа по портрету» представляет собой круг со стрелкой и секторами с обозначениями: пол, возраст; место; одежда; анализаторы; предметы окружения, объекты на картине; цветовая гамма и настроение; автор и название.
К данным пособиям разработано методическое сопровождение, которое состоит из:
-Фотографий пособия.
-Основных целей, которые реализует деятельность с этим пособием.
-Вариантов использования (для подгрупповой и индивидуальной работы).
Методическое сопровождение пособий.
Дидактическое пособие «Я познаю мир».
Цель:
Пособие направлено на развитие у детей дошкольного возраста воображения и речи, обогащение словарного запаса; формирование умения задавать вопросы и отвечать на них, устанавливать причинно-следственные связи.
Варианты использования:
1.«Отгадай объект»
Цель: развивать умение классифицировать объекты при помощи признаков, исключать объекты с неподходящими признаками.
Оборудование: модели признаков, предметные картинки.
Ход игры: ведущий загадывает объект, игроки поочередно определяют признак объекта. Например: ведущий загадал объект - мяч, игроки спрашивают: Какой он по рельефу - шероховатый? Ведущий отвечает: нет, тем самым отсекая объекты с этим признаком. Игроки спрашивают: он по рельефу гладкий? Ведущий отвечает: да, тем самым сужая поиск среди объектов с гладкой поверхностью. Затем игроки задают вопрос по следующему признаку. Игра продолжается пока не будет отгадан объект.
2. «Назови признак»
Цель: Способствовать формированию умения детей описывать объект по именам признаков. Развивать речь и мышление. Воспитывать интерес к совместным играм, умение выслушивать собеседника.
Оборудование: Модели признаков, предмет или предметная картинка.
Ход игры: У ребенка в руках объект или предметная картинка объекта, у остальных детей - карточки с признаками. Ребенок подходит поочередно к детям, в руках у которых карточки с признаками, и задает вопрос. Например: какой у меня объект по рельефу? Дети ему отвечают.
Усложненный вариант: ребенок сам не видит объект, но должен отгадать его по описанию. В этом случае дети заранее знакомятся с набором объектов.
3. «Чудесный мешочек»
Цель: способствовать формированию умения задавать вопрос по признаку объекта, воспитывать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, речь, интерес к совместным играм, умение слушать собеседника.
Оборудование: Мешочек с овощами и фруктами, модели признаков.
Ход игры: У водящего в руках мешочек, перед остальными игроками карточки с признаками обратной стороной вверх. Игроки берут карточки и, согласно схеме на ней, обращаются к объекту, который ведущий достал из мешочка. Например: Малина, ты по цвету малиновая? Или шуточно: Малина, ты по цвету черная?
4. «Я волшебник»
Цель: Развивать речь, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к совместным играм. Умение работать со схемой признака.
Оборудование: Карточки с волшебниками фантазирования.
Ход игры: Дети берут карточку с одним из волшебников и производят фантастическое преобразование с объектом. Например, Волшебник Времени превратил стол в дерево.
5. «Вопрос-ответ»
Цель: Способствовать формированию умения задавать вопрос по признаку объекта, Развивать речь, мышление, память. Умение применять свои знания. Умение работать в парах.
Оборудование: Карточки вопросов и моделей признаков.
Ход игры: Игра в парах. Первый игрок задает вопрос по признаку объекта, а второй игрок отвечает. Вопросы задаются на выбранную тему или по теме недели. А затем игроки меняются местами.
6. «Причина-следствие»
Цель: Научить детей устанавливать причинно-следственные связи. Развивать речь и мышление. Умение использовать полученные знания. Умение работать в парах.
Ход игры: Игра в парах. Тему дети могут определить сами или с подсказки взрослого.
Например: Причина: яркое теплое солнце. Следствие: зеленная трава.