Папки-передвижки

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ

Людмила Лукишко
Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одаренных гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.

Публикация «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ» размещена в разделах

Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Практика показала с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Одним из методов развития познавательных способностей детей в этой технологии является - составление загадок.

Работа по составлению загадок на первых порах тесно связана с работой по описанию предметов. Кому-нибудь из детей предлагается описать предмет, не называя его, остальные узнают его по описанию. В начале работы для всех детей требуется наглядность, которая затем может быть снята. Наиболее удачными формами такой работы являются игровые, например, в виде игры в магазин, когда “покупатель” описывает предмет, а “продавец” должен отгадать его, в виде игры “отгадай по описанию” и т. п. В этих играх предметы, которые описываются, наглядно представлены для всех. Более сложной будет игра “Почтальон принес посылку”, в которой каждый ребенок получает свой предмет и описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.

Методика составления загадок по технологии «ТРИЗ»

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1

Какой? Что бывает таким же?

Для составления загадки выбирается объект. Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

- Какой объект по цвету? Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

- Какой объект по действиям? (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

- Какой он по форме? (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой? Что бывает таким же? По цвету. По действиям. По форме.

Для составления загадки выбран объект (шарик для пинг-понга.) Далее детьми даются образные характеристики по заданным педагогом признакам.

- Какой шарик для пинг-понга по цвету? - Белый (Воспитатель ставит подходящую картинку в первой строчке левой части таблицы.)

- Какой шарик по действиям? -летящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы)

- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Педагог просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

- Что бывает таким же?

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

Какой? Что такое же?

белый снег

летящий пух

круглый мяч

После заполнения таблички педагог предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". Получим:

Белый, как снег; Летящий, как пух; Круглый, как мяч.

Табличка может выглядеть следующим образом:

Что делает? Что такое же?

летает птица

скачет заяц

стучит сердце

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Получим:

Летает, но не птица; Скачет, но не заяц; Стучит, но не сердце.

Модель 2

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже? Чем отличается?

жемчуг дешевый

бисер крупный

яйцо не бьется

По окончании работы проводиться выразительное чтение загадки

Как жемчуг, но дешевый; Как бисер, но крупный;

Как яйцо, но не разобьешь. Что это?

Можно чуть улучшить:

Сказал бы «жемчуг», но дешев; Сказал бы «бисер», да крупный; Сказал бы «яйцо», да не бьется.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!»

Список литературы

Золотой ключик" творческого мышления: Сборник методических материалов ДОУ № 277 г. Самары. \ Под ред. Т. А. Сидорчук. - Челябинск, 2000.

Нестеренко А. Страна загадок. Ростов – на – Дону, 2007

. Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2009

Публикации по теме:

Индивидуальный план профессионального развития «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста» Личная карточка Год рождения: 1982г 1. Образование: Высшее, Башкирский Государственный Педагогический Университет, учитель английского.

Использование элементов ТРИЗ-технологии в развитии речевых способностей детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию опыт работы по теме «Использование элементов ТРИЗ в развитии речевых способностей.

Педагогический опыт «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НАЗВАНИЕ РАБОТЫ: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством.

План по самообразованию «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализации» 2017–2018 г С детьми вспоминаем Что такое театр., рассказ воспитателя о истории театров г Кемерово,рассказы детей о посещении театров. рассматриваем.

Презентация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Презентация на тему «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Дошкольный.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Образование и развитие личности.

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр по ТРИЗ-технологииРазвитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр по ТРИЗ-технологии Ни для кого не секрет об исключительном значении речи в жизни ребенка. Речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Творчество неразрывно связано с судьбами цивилизации, со смыслом человеческой истории. Оно является источником сил человека и его способности.

Развитие интеллектуально-познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр Развитие интеллектуально-познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр. В исследованиях отечественных.

Развитие познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста при работе с фетром В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребёнок. С психологической точки зрения дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ
Опубликовано: 10 декабря 2018 в 20:43
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Лукишко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД