Приложение МААМ

«Роспись пояса — «къушакъ». Крымскотатарский орнамент». Открытое занятие по декоративному рисованию в старшей группе

Надежда Гусева
«Роспись пояса — «къушакъ». Крымскотатарский орнамент». Открытое занятие по декоративному рисованию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Открытое занятие по декоративному рисованию в старшей группе

«Роспись пояса – «къушакъ». Крымскотатарский орнамент»

Цель:

- Познакомить с крымскотатарским орнаментом, расширить представление детей о национальной культуре, в частности о национальном узоре.

Задачи:

-Дать элементарные знания о народном творчестве, обычаях и ценностях крымскотатарского народа. Закрепить знания о народах, которые проживают в Крыму, название полуострова и города, где проживают дети.

- Развивать связанную речь, память, внимание, мышление, обогатить словарь детей новыми словами.

- Продолжать учить рисовать кончиком кисти плавные линии.

- Воспитывать любовь и уважение к культуре своего народа

Материал: пояс с крымскотатарским орнаментом, краски, кисти, заготовки из бумаги, стакан-непроливайка, подставка для кисти, аудио запись мелодии – «хайтарма», шапочка зайчика, пояс «къушакъ»

Ход занятия

1. Коммуникативное приветствие «Круг дружбы».

Дети стоят в кругу.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг — и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы здесь мне подружиться?

Воспитатель: Ребята, мы поприветствовали друг друга, улыбнулись. Посмотрите, какие мы радостные, весёлые, но при этом мы все разные.

Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, как называется странам в которой мы с вами живём? (Россия) А как называется наша малая Родина? (Ответы детей –мы живем на полуострове Крым).

Воспитатель: А как называется наш город? (Ответы детей - мы живем в г. Симферополь).

Воспитатель: Дети, а вы знаете, какие народы живут в Крыму?

(Ответы детей – русские, крымские татары, украинцы, армяне и т. д.)

Воспитатель: На нашей удивительной земле живут много разных народов и у каждого есть свой язык, своя культура, обычаи, традиции. Традиции – это правила, которые выполняют в семье, у народа они передаются от старшего поколения младшему.

Крым, как и любой другой регион нашей страны, издавна славился изделиями мастеров декоративно-прикладного искусства.

При этом на полуострове была богатейшая палитра направлений, в которых работали мастера — керамисты, виртуозы кожевенных и золотых дел, фантастически искусные медники и, конечно, знаменитые вышивальщицы. В Крыму девочек обучали вышивке с самого раннего детства.

Воспитатель: Ребята, я слышу, что кто-то к нам идет в гости. (Звучит татарская музыка) Это Арзы, которая как и вы ходит в наш детский сад.

Арзы: Селям алейкум, балалар! Здравствуйте дети! Я услышала крымскотатарскую мелодию и зашла в гости.

Воспитатель: Ребята, давайте тоже поздороваемся на крымскотатарском языке.

Дети: Селям алейкум!

Воспитатель: Арзы, ты такая красивая.

Арзы: Да это наша национальная одежда, мы одеваем ее на праздники. И сейчас я пришла к вам в гости, а в подарок принесла красивый пояс или как его называют в крымскотатарском народе къушакъ, украшенный крымскотатарским орнаментом.

(Воспитатель вывешивает пояс с крымскотатарским орнаментом)

Воспитатель: Къушак- пояс украшен цветочно-растительным орнаментом.

Орнамент - это узор, который повторяется или чередуется. Мастерам помогала природа создавать узор. Все, что они видели в саду, в поле, в лесу, все это изображали. Прямая линия – это земля, волнистая – вода, квадратами или ромбами изображали солнце и луну. Основой крымскотатарского орнамента являются цветочно-растительные узоры.

Каждый элемент, знак крымскотатарского орнамента нес смысловую нагрузку и имел свое название, вещи «рассказывали» о своем хозяине, несли в себе полную информацию о его мировоззрении, родовом сословии, семейном положении. Орнаментальные элементы служили магическим средством защиты от природных стихий, разного рода бедствий, болезней, сглаза, злых демонов и духов. К сожалению, язык символов постепенно стал забываться так же как и их названия.

В мусульманском искусстве для изображения человека использовали аллегорию цветов. Роза – символ человека в расцвете сил в своем жизненном и духовном воплощении – символ женщины-матери как источника тепла и любви, добра и милосердия. Тюльпан символизирует «объяснение в любви», в орнаментики крымских татар обозначают молодого юношу. Образуя круг вокруг розы, тюльпаны символизируют заботу и защиту о женщине-матери.

Арзы: Я пришла к вам за помощью! У моих друзей скоро праздник и я, хочу подарить красивые пояса украшенные крымско-татарским орнаментом. Помогите мне пожалуйста.

Воспитатель: Конечно мы тебе поможем, наши ребята нарисуют красивый крымско - татарский пояс. Но перед этим я предлагаю немного поиграть. Я знаю интересную крымскотатарскую народную игру «Зайчик». Арзы поиграешь с нами?

Арзы: конечно

«Зайчик» («Тавшан чик»)

(Дети становятся в круг. В середине круга – зайчик.)

Все обращаются к нему:

У тебя, заинька, ножки хороши,

Выйди в круг, заинька, хайтарму спляши.

Для заиньки, музыка, весело играй,

Меня, заинька, тоже выбирай.

После танца зайчик говорит:

Я люблю вас всех, детишки,

И девчонки, и мальчишки,

Я люблю вас всех, всех, всех,

А вот (имя ребенка) больше всех.

Тот ребенок, чье имя названо, должен сменить зайку в круге, и игра продолжается.

Воспитатель: Ну а теперь можно приступать к заданию. Только давайте сначала попрощаемся с Арзы. Мы обязательно передадим готовые пояса, когда они просохнут.

Арзы: большое вам спасибо ребята. Чокъ сагъолыныз.

Воспитатель: Ну а мы с вами начнём рисовать. Обратите внимание на образец на доске. Этот орнамент называется «эгри дал»

Орнамент «эгри дал» – изогнутая ветка, усыпанная множеством цветов и плодов, символизирует в крымскотатарском искусстве райский сад, бесконечное цветение, вечную гармонию и совершенство. А цветок, который мы с вами будем рисовать – роза. Вспомните, пожалуйста, какого цвета бывает роза в природе? (красная и розовая). Какого цвета ветки? (зеленые)

-Как мы держим кисточку при декоративном рисовании?

Вспомним правила рисования

Воспитатель показывает способы рисования. Дети рисуют.

Воспитатель: Давайте устроим выставку наших замечательных работ.

7. Рефлексия.

Воспитатель:Продолжите предложение

«Сегодня на занятие я …

- На занятии мне больше всего понравилось….

- Про какой народ мы с вами сегодня говорили?

- Как называется пояс?

- Каким орнаментом украшают пояс?

- Было особенно трудно…

Дети: (ответы).

Публикации по теме:

Занятие по декоративному рисованию в старшей логопедической группе «Солнышко, нарядись»Занятие по декоративному рисованию в старшей логопедической группе «Солнышко, нарядись» Цель: Вызывать у детей желание создавать образ солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям.

Фотоотчёт о занятии по декоративному рисованию в средней группе «Хохломская роспись на чашке»Фотоотчёт о занятии по декоративному рисованию в средней группе «Хохломская роспись на чашке» Цель: формирование навыков декоративного рисования. Задачи: - продолжать знакомить детей с элементами хохломской росписи - "завитком" и.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Роспись силуэтов посуды по мотивам гжельской росписи» в старшей группеКонспект НОД по декоративному рисованию «Роспись силуэтов посуды по мотивам гжельской росписи» в старшей группе Конспект НОД по декоративному рисованию «Роспись силуэтов посуды по мотивам гжельской росписи» в старшей группе. Программное содержание.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Роспись пояса — «къушакъ». Крымскотатарский орнамент». Открытое занятие по декоративному рисованию в старшей группе
Опубликовано: 12 февраля 2025 в 22:52
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Роспись пояса — «къушакъ». Крымскотатарский орнамент». Открытое занятие по декоративному рисованию в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Гусева (УИ 590434) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 февраля 2025 пятница
Праздник книгодарения!
Праздник дружбы и любви!
С днем компьютерщика!
15 февраля 2025 суббота
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
Праздник гиппопотама!
Православный праздник Сретение!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД