Надежда Гусева
«Роспись пояса — «къушакъ». Крымскотатарский орнамент». Открытое занятие по декоративному рисованию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по декоративному рисованию в старшей группе
«Роспись пояса – «къушакъ». Крымскотатарский орнамент»
Цель:
- Познакомить с крымскотатарским орнаментом, расширить представление детей о национальной культуре, в частности о национальном узоре.
Задачи:
-Дать элементарные знания о народном творчестве, обычаях и ценностях крымскотатарского народа. Закрепить знания о народах, которые проживают в Крыму, название полуострова и города, где проживают дети.
- Развивать связанную речь, память, внимание, мышление, обогатить словарь детей новыми словами.
- Продолжать учить рисовать кончиком кисти плавные линии.
- Воспитывать любовь и уважение к культуре своего народа
Материал: пояс с крымскотатарским орнаментом, краски, кисти, заготовки из бумаги, стакан-непроливайка, подставка для кисти, аудио запись мелодии – «хайтарма», шапочка зайчика, пояс «къушакъ»
Ход занятия
1. Коммуникативное приветствие «Круг дружбы».
Дети стоят в кругу.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг — и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы здесь мне подружиться?
Воспитатель: Ребята, мы поприветствовали друг друга, улыбнулись. Посмотрите, какие мы радостные, весёлые, но при этом мы все разные.
Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, как называется странам в которой мы с вами живём? (Россия) А как называется наша малая Родина? (Ответы детей –мы живем на полуострове Крым).
Воспитатель: А как называется наш город? (Ответы детей - мы живем в г. Симферополь).
Воспитатель: Дети, а вы знаете, какие народы живут в Крыму?
(Ответы детей – русские, крымские татары, украинцы, армяне и т. д.)
Воспитатель: На нашей удивительной земле живут много разных народов и у каждого есть свой язык, своя культура, обычаи, традиции. Традиции – это правила, которые выполняют в семье, у народа они передаются от старшего поколения младшему.
Крым, как и любой другой регион нашей страны, издавна славился изделиями мастеров декоративно-прикладного искусства.
При этом на полуострове была богатейшая палитра направлений, в которых работали мастера — керамисты, виртуозы кожевенных и золотых дел, фантастически искусные медники и, конечно, знаменитые вышивальщицы. В Крыму девочек обучали вышивке с самого раннего детства.
Воспитатель: Ребята, я слышу, что кто-то к нам идет в гости. (Звучит татарская музыка) Это Арзы, которая как и вы ходит в наш детский сад.
Арзы: Селям алейкум, балалар! Здравствуйте дети! Я услышала крымскотатарскую мелодию и зашла в гости.
Воспитатель: Ребята, давайте тоже поздороваемся на крымскотатарском языке.
Дети: Селям алейкум!
Воспитатель: Арзы, ты такая красивая.
Арзы: Да это наша национальная одежда, мы одеваем ее на праздники. И сейчас я пришла к вам в гости, а в подарок принесла красивый пояс или как его называют в крымскотатарском народе къушакъ, украшенный крымскотатарским орнаментом.
(Воспитатель вывешивает пояс с крымскотатарским орнаментом)
Воспитатель: Къушак- пояс украшен цветочно-растительным орнаментом.
Орнамент - это узор, который повторяется или чередуется. Мастерам помогала природа создавать узор. Все, что они видели в саду, в поле, в лесу, все это изображали. Прямая линия – это земля, волнистая – вода, квадратами или ромбами изображали солнце и луну. Основой крымскотатарского орнамента являются цветочно-растительные узоры.
Каждый элемент, знак крымскотатарского орнамента нес смысловую нагрузку и имел свое название, вещи «рассказывали» о своем хозяине, несли в себе полную информацию о его мировоззрении, родовом сословии, семейном положении. Орнаментальные элементы служили магическим средством защиты от природных стихий, разного рода бедствий, болезней, сглаза, злых демонов и духов. К сожалению, язык символов постепенно стал забываться так же как и их названия.
В мусульманском искусстве для изображения человека использовали аллегорию цветов. Роза – символ человека в расцвете сил в своем жизненном и духовном воплощении – символ женщины-матери как источника тепла и любви, добра и милосердия. Тюльпан символизирует «объяснение в любви», в орнаментики крымских татар обозначают молодого юношу. Образуя круг вокруг розы, тюльпаны символизируют заботу и защиту о женщине-матери.
Арзы: Я пришла к вам за помощью! У моих друзей скоро праздник и я, хочу подарить красивые пояса украшенные крымско-татарским орнаментом. Помогите мне пожалуйста.
Воспитатель: Конечно мы тебе поможем, наши ребята нарисуют красивый крымско - татарский пояс. Но перед этим я предлагаю немного поиграть. Я знаю интересную крымскотатарскую народную игру «Зайчик». Арзы поиграешь с нами?
Арзы: конечно
«Зайчик» («Тавшан чик»)
(Дети становятся в круг. В середине круга – зайчик.)
Все обращаются к нему:
У тебя, заинька, ножки хороши,
Выйди в круг, заинька, хайтарму спляши.
Для заиньки, музыка, весело играй,
Меня, заинька, тоже выбирай.
После танца зайчик говорит:
Я люблю вас всех, детишки,
И девчонки, и мальчишки,
Я люблю вас всех, всех, всех,
А вот (имя ребенка) больше всех.
Тот ребенок, чье имя названо, должен сменить зайку в круге, и игра продолжается.
Воспитатель: Ну а теперь можно приступать к заданию. Только давайте сначала попрощаемся с Арзы. Мы обязательно передадим готовые пояса, когда они просохнут.
Арзы: большое вам спасибо ребята. Чокъ сагъолыныз.
Воспитатель: Ну а мы с вами начнём рисовать. Обратите внимание на образец на доске. Этот орнамент называется «эгри дал»
Орнамент «эгри дал» – изогнутая ветка, усыпанная множеством цветов и плодов, символизирует в крымскотатарском искусстве райский сад, бесконечное цветение, вечную гармонию и совершенство. А цветок, который мы с вами будем рисовать – роза. Вспомните, пожалуйста, какого цвета бывает роза в природе? (красная и розовая). Какого цвета ветки? (зеленые)
-Как мы держим кисточку при декоративном рисовании?
Вспомним правила рисования
Воспитатель показывает способы рисования. Дети рисуют.
Воспитатель: Давайте устроим выставку наших замечательных работ.
7. Рефлексия.
Воспитатель:Продолжите предложение
«Сегодня на занятие я …
- На занятии мне больше всего понравилось….
- Про какой народ мы с вами сегодня говорили?
- Как называется пояс?
- Каким орнаментом украшают пояс?
- Было особенно трудно…
Дети: (ответы).