Марина Анчутина
Опыт работы «Развитие речи дошкольников посредством игровой технологии квест»
▼ Скачать + Заказать документы
Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест- технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами.
Теоретической базой моей работы стали исследования отечественных и зарубежных учёных и педагогов. Сокол И. Н. (Использование квест-технологии для повышения ИКТ-грамотности педагогов) в своих работах предлагает обобщённую классификацию квестов, которую я адаптировала к реалиям современного дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Опыт работы „Развитие речи дошкольников посредством игровой технологии квест“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Квесты естественным образом осуществляют интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской деятельности и формы работы с детьми. Квесты позволяют объединить всех участников образовательного процесса (детей, родителей воспитанников и педагогов) в решении образовательных задач в игровой сюжетной и занимательной форме.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
Образовательные- участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;
Развивающие – в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;
Воспитательные – формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие.
В своей работе включаю квест-игры в образовательный процесс, который выстраиваю системно, поэтапно в четырё х направлениях: работа с детьми, работа с педагогическим коллективом, создание развивающей предметно-пространственной среды, работа с родителями воспитанников.
Для ознакомления педагогов с квест-технологией было проведена интегративная образовательная ситуация «Учимся сохранять и укреплять здоровье»
Особый интерес у моих воспитанников вызвал тематический квест «Тайны Байкала», который мы провели совместно с учителем – логопедом Светланой Юрьевной. Это кольцевой квест (по сути, тот же линейный квест только 2команды, стартовали из разных точек.). По условиям игры участникам предстояло за определенное время выполнить все зашифрованные задания и согласно карте, перемещаясь между объектами в группе и в кабинете Светланы Юрьевны в поисках правильных ответов.
Задания который были предложены детям развивали речевое дыхание, в игре «Байкальские ветра» активизировали словарь, называя лекарственные травы Прибайкалья, развивали мелкую моторику в игре «Жил да был один Налим»
В лаборатории благодаря опытам дети сравнивали, сопоставляли, делали выводы, высказывали свои суждения и умозаключения о причинах наблюдаемого явления, выбирали способ решения познавательной задачи. Ребята классифицировали камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть – тонет в воде) Большую радость, удивление и даже восторг они испытывали от своих маленьких и больших открытий, которые вызывали у детей чувство удовлетворения от проделанной работы, свои исследования записывали в дневники исследования.
Светлана Юрьевна использовала лексико грамматические упражнения и игры по обучению грамоте; «Назови рыбу, раздели слово на слоги», «Звуковая цыпочка», «Выполни звукобуквенный анализ слова» закрепляли предлоги в игре «Где спряталась нерпа», лепили для нерпы угощение.
Несмотря на сложные задания, вопросы, команды в целом справилась и в течение игры показали хорошие знания, повысили уровень речевой активности, смекалку и сплоченность. Рефлексией занятия была рыбалка на Байкале.
В математическом квесте «В поиске сокровищ» дети получили записку, указывающую на тайник, в тайнике другая записка с адресом следующего тайника. Переходя от одного тайника к другому, дети достигли финальной сокровищницы. В процессе поиска «сокровищ» дети самостоятельно преодолевали препятствия для достижения поставленной цели, отгадывали ребусы, закрепляли состав числа с помощью палочек Кюинзенера, решали математические задачи, с помощью конструктора собирали геометрические фигуры, закрепляли навыки основных видов движений (в метании, лазании, гибкости и ловкости, воспитывали командный дух, честность, упорство, дружеское отношение друг к другу, т. к. только команда, которая выполнила правильно задание могла продолжить путь дальше. Благодаря проведению квестов предметно-развивающая среда всегда мобильна – это способствует поддержанию постоянного интереса к познавательно-исследовательской деятельности благодаря погружению в различные игровые ситуации, что соответствует требованиям ФГОС.
Квест-технология нашла своё применение в работе с родителями воспитанников.
Давно замечено, что в тех семьях, где родители не берут в руки книгу или читают от случая к случаю, даже читающие дети на определенном этапе развития сначала ленятся, а затем и вовсе перестают читать. Потом эти дети вырастают, создают свои семьи, и все повторяется сначала.
Безусловно, проблема детского чтения является актуальной в наши дни и будет существовать всегда. Именно эта причина и послужила поводом создания квест- игры «Путешествие в страну сказок», которое мы провели совместно с психологом Мариной Юрьевной.
Главными участниками стали родители и дети нашей группы. Им было дано задание разбиться на команды и выбрать капитана.
Согласно сценарию, главная цель квест-игры – поиск «Послания будущим школьникам» спрятанного в нашей группе. Сначала все команды, получив маршрутные листы, должны были пройти по станциям: «Писатели и поэты», «Сказочная викторина для детей и родителей», «Угадай сказку», «Внимательный читатель», на последней станции было предложено творческое задание: «Мой любимый сказочный персонаж», в процессе которого необходимо было слепить из пластилина любимого сказочного героя! С каким упоением мамы, папы, бабушки вместе со своими детьми принялись за дело! Работы получились яркими, креативными, а сам процесс творчества вызвал много положительных эмоции. Также мы продумали призы и за правильные ответы давали камешки от хозяйки медной горы из сказки Бажова П. П. Ребята радовались, зарабатывая баллы для своей команды. Команда родителей и детей успешно прошли все испытания, показав свои знания, умение выходить из сложных ситуаций, и просто радоваться за себя, своих друзей и родителей. Команды работали дружно и без труда нашли «Послание для будущих первоклассников». Все ребята, родители остались довольны и получили медали за участие в квест –игре. Для родителей оформила фотогалерею «Наши квесты», консультацию «Достоинства квестов для детей дошкольного возраста»
Первые наработки по данной теме показали, что в процессе внедрения в практику квест-технологии в детском саду :
ДЕТИ: получают большой эмоциональный заряд, становятся более раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива.
ПЕДАГОГИ: уходят от классической формы занятий, осваивают игровые технологии, переходят от авторитарного стиля работы со старшими дошкольниками к партнерским взаимоотношениям. Огромным плюсом в проведении такого мероприятия, является совместная работа всех специалистов дошкольного учреждения как единой команды (воспитатель, логопед, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель).