Ольга Ситникова
Развитие логического мышления, творческого воображения у дошкольников посредством ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие логического мышления, творческого воображения у дошкольников посредством ТРИЗ
В настоящее время важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенным творческим воображением. Одним из результативных способов достижения этого является метод ТРИЗ – технологии. Автор ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - Г. С. Альтшуллер. Целью ТРИЗ - педагогики является формирование у ребенка логического мышления, развитие полноценных творческих личностей и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретиться ему в будущем
Публикация «Развитие логического мышления, творческого воображения у дошкольников посредством ТРИЗ» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
В своей работе я уделяю большое внимание именно этой ТРИЗ – технологии, которая развитие логическое мышление и творческое воображение. А в дальнейшем, будет являться гарантией успешного школьного обучения.
Обогащение среды специальными наглядными пособиями, расширяющими круг представлений ребенка, идет постоянно. Для занятий подбираю дидактические развивающие игры и пособия. Все пособия дети имеют возможность использовать в самостоятельной деятельности.
Активно в своей работе с детьми применяю игры с элементами ТРИЗ (например «Теремок», «Хорошо – плохо», «Пространственная «да – нет ка», «Четвертый лишний», «Чем был – чем стал?» и другие).
Освоили дети игру «Круги Луллия», с помощью которых формируется осознанное отношение к процессу комбинирования информации. Её можно применять по всем разделам программы: окружающий мир, развитие речи, математика и т. д. В группе имеется картотека этих игр.
Проводя ООД (занятия, мы познакомились с методом «волшебной дорожки». На ней можно установить любые показатели: цвет, форму, размер, материал и др. в зависимости от цели занятия. По этой дорожке путешествует герой (объект) и с ним происходят самые невероятные изменения. При использовании метода составления «морфологической таблицы» - занятие «Снеговики», мы учились описывать снеговика и придумывали историю о нем. В свободной деятельности мы снеговиков рисовали и раскрашивали.
Разбирали объект по методу «системный оператор» - занятие «Колобок». Системный оператор знакомит с моделью анализа объектов «девятиэкранник» или «Волшебный телевизор» - рассматривание объектов и его частей, функций объекта, временных и пространственных связей объекта со средой.
Упражнялись в составлении загадок – описаний, составляли загадки с опорой на схемы. Тем самым обогатили свой словарь синонимами, антонимами, метафорами.
На математике такие упражнения как «Дорисуй картинку» развивают системное мышление.
Мы перечитали и систематизировали сказки. Учимся анализировать их.
Затем приступаем к сочинению сказок. Сначала мы только изменяли окончание сказок, на счастливый конец «Колобок». Далее меняли героя сказки, например репку на морковку в сказке «Репка». В сказке «Три медведя» мы познакомились с волшебными предметами, с помощью которых придумывали интересный конец сказки.
А потом уже сочинили по схеме свою сказку «В стране Котландии».
Особое внимание мы уделяем заучиванию стихотворений по опорным схемам, т. к. овладение приемами работы по схемам сокращает время запоминания. Так мы учили стихотворение Е. Трутневой «Елка».
Из всего вышесказанного я могу сделать вывод: методы ТРИЗ способствуют повышению уровня развития логического мышления, творческого воображения у дошкольников, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС. В результате использования в работе методов ТРИЗ, у детей возникло положительное эмоциональное отношение к занятиям, они стали проявлять большую активность в принятии самостоятельных решений. Помимо этого у детей расширился кругозор, появилось стремление к новизне, к фантазированию; обогатилась речь, она стала наиболее образной, увеличилась точность суждений.
Но положительных результатов в работе со всеми детьми можно достигнуть только в тесном взаимодействии с семьей.
Поэтому я вижу необходимость в дальнейшем использовании данного метода в своей работе.